воскресенье 05

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 18 октября 2003

Зрелище не для всех

В четверг ярославцам довелось познакомиться с театром кукол, спектакли которого не рекомендуется смотреть детям. Это Хакасский республиканский театр «Сказка». Его художественный руководитель – заслуженный деятель искусств республики Хакасии Евгений Ибрагимов стал первым в истории Волковского фестиваля художником-кукольником, получившим персональное лауреатское звание.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Накануне показа главный режиссер лично настоятельно просил взрослую аудиторию избавить детей от просмотра спектакля «Якоб Якобсон». Многие не послушались. Мало ли кто что скажет, а тут такая именитая труппа! Работы ее дважды удостаивались национальной театральной премии «Золотая маска», причем «маска» 2002 года – как раз за этот спектакль. И что в итоге? Единственная рецензия, которую довелось услышать от детворы: «Фигня какая-то!» Мне кажется, что и некоторым взрослым было бы лучше воздержаться от просмотра. А может быть, я и ошибаюсь. Итак, «Якоб Якобсон», фантазия в куклах на тему пьесы Аарона Цейтлина «Якоб Якобсон, или Кое-что о круговороте истории». Режиссер спектакля Евгений Ибрагимов рассказывает: «Эту пьесу Аарон Цейтлин, еврейский драматург, написал в 1930 году в Нью-Йорке. Цейтлин – эмигрант, он родился в России, учился в Польше, потом уехал в Америку. Его пьеса только о человеке. Там нет Бога, и – зыбь. Там нет ничего жесткого под ногами. То есть это корабль, потом – подводное царство, потом –рай... Когда я прочел пьесу, то очумел совершенно». Тут в самом деле есть от чего очуметь. Хотя бы от того, что единственное слово, которое звучит в спектакле, – негромкое «здравствуйте», произнесенное тапером Игорем Окольниковым, пока он идет к инструменту. – Для чего нужно было делать кукол безмолвными? – В пьесе очень много текста: диалоги, монологи. Но театр кукол не терпит многословия. Пусть кукла покажет то, что она умеет. Куклы в руках актеров действительно умеют многое. И, пожалуй, именно это виртуозное кукловождение не раз спасало зрителя, не искушенного в предложенной сложнейшей театральной эстетике, когда ум был готов зайти за разум. Есть некая цивилизация, представленная в виде «Титаника», плывущего по бескрайним волнам галактики. На верхней палубе жируют буржуи, в тесном трюме тени-матросы забрасывают уголь в топку. Посередине – Якоб Якобсон, бывший эмигрант и бедняк, а ныне король брючных пуговиц из Нью-Йорка. Но в этот конкретный видеоряд вплетается и доведенный до абсурда исторический срез. Среди обитателей корабельного трюма Ленин и Сталин. Сидят за одним столом, выпивают, пускаются в безумный пляс. «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй». И вожди уже наяривают «Яблочко»: Ильич-то скромненько, лишь на стол залез отбивать чечетку. Вождь же всех народов соорудил лихую пирамиду из табуреток – повыше Ильича взлетел. От пьянки да пляски далеко ли до греха? Вот и Виссарионович, не обращая внимания на затесавшегося в компанию Гитлера, добивает Ильича табуреткой. Облаченная в столь физиологически отвратительную метафору смена власти доведена до абсурда. А между тем уж катастрофа на носу. Да не просто катастрофа – апокалипсис. Никто не верит королю брючных пуговиц (даже жена, увлеченная революционными идеями), что единственное спасение – в подводном царстве. Якоб спасается в одиночестве. Недолго однако наслаждается он соседством русалок и игрой на арфе в обществе властелина вод. Человечество погибает, последним человеком на земле (под водой?) остался бывший эмигрант. Ангел воскрешает его жену Люси и забирает вновь обретших друг друга супругов в Эдем, где им предстоит серьезнейшая задача стать прародителями рода человеческого. И снова все не слава богу. Люси кокетничает со змеем, Якоб вешается прямо на той яблоньке, с которой коварная жена должна была сорвать по наущению искусителя незрелый плод. Выход один – создать нового Адама из ребра Евы. Создали. Но, право слово, лучше бы они этого не делали. Любые секс-игрушки на фоне вновь сотворенного Адама отдыхают. И вот вам мир без Бога и без еврея! Безбожный и безъеврейный. То есть некого винить во всех несчастьях и надеяться тоже не на кого. Занавес. После увиденного я четко осознала две вещи. Первое: программу спектакля надо покупать до представления, а не после (по крайней мере есть возможность следить за развитием событий по напечатанному либретто). И второе: ощущение явного недовложения ума в собственную голову. Нет, общая идея спектакля все-таки выкристаллизовывается: вечные споры о добре и зле, о пути, по которому должно идти человечество. Но сквозь кокон бесконечных метафор и ассоциаций пробиться к ней – это надо быть семи пядей во лбу. А вот куклы и сценографическое решение спектакля в духе вертепа, традиционно делившего мир на три части – рай, землю и ад (в контексте спектакля – сомнительно привлекательный Эдем, палуба корабля вместо тверди и смрадный трюм как вместилище порока, зла и политических интриг), действительно великолепны. Не говоря уже о музыкальной партитуре, виртуозно воплощенной Игорем Окольниковым. А что касается впечатления, безусловно сильнейшего, которое произвел на меня спектакль, так ведь и «Черный квадрат» Малевича дано расшифровать не каждому.

Читайте также
  • 26.11.2012 Куклы господина Пэжо достранствовали до Ярославля (фоторепортаж)В Ярославле выступили ли артисты уличного театра из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы господина Пэжо».
  • 16.05.2012 «Театруша» приглашает в гостиХорошая традиция – в собст­венный день рождения делать подарок для всех своих друзей! Ярославский театр кукол так и поступил, организовав в год
  • 27.10.2011 Путешествие в Африку для очень храбрых Наследники Корнея Чуковского с удовольствием посмотрели спектакль «Бармалей» в Ярославском театре кукол и дали добро на его широкий прокат для детворы.
  • 27.09.2011 Как русалка Света замуж собралась «Мокрая сказка для всей семьи» – так определила жанр нового спектакля «Русалка Света из деревни Перемилово» его постановщик,
  • 16.09.2010 Театр готов удивлять 16 сентября премьерой спектакля «Любовь к одному апельсину» Ярославский театр кукол открывает свой 84-й сезон. Премьера в день открытия – добрая традиция
  • 19.05.2009 С куклами наперевес25 мая в Ярославском театре кукол состоится единственное представление весёлой феерии для взрослых с куклами наперевес «CONCERTO GROCCO». Это спектакль
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают