пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 20 января 2004

Выражает то лицо...

Знаете, почему я завидую художникам? Пожалуй, лишь люди этой профессии в ответ на любую критику могут отрезать: «А я так вижу!» – и будут правы.

автор Лариса ДРАЧ.

 

Ну, ничего же не поделаешь с тем, что у художника так хитро глаз устроен! И то, что вы, зрители, ничего не понимаете в изображенном, это ваши личные проблемы: недостаток художественного образования, иное мировоззрение, мещанские вкусы наконец. И вообще кому не нравится, может перейти на другую сторону улицы. Факт-то остается свершившимся: вот музей, вот открывшаяся в его стенах выставка, которую художник может смело записать в свое творческое досье как несомненную удачу. И при подготовке других экспозиций неизменно упоминать в пресс-релизах о ней – «персональная выставка в Ярославском художественном музее». И зрители будущей выставки, держа эту информацию в голове, уже заранее будут ею «зомбированы»: пусть мы ничего не понимаем, но если в солидном музее такое выставлялось, значит, в этом действительно что-то есть. А у нас – недостаток художественного образования, иные мировоззрения и далее по тексту.

На такие – отчасти грустные, отчасти злые – размышления меня навел вернисаж выставки костромского художника Владимира Тюрина, состоявшийся, как вы уже, наверное, догадались, в залах художественного музея. Название экспозиции лаконично и конкретно – «Лицо». Но обойдя по периметру два зала и пристально вглядываясь в каждое из представленных полотен, я тщетно пыталась найти хоть одно конкретное лицо. Их просто-напросто нет. Что же есть на холстах? Контуры, проблеск каких-то черт, цветовое нагромождение. Одно, пожалуй, присутствовало – экспрессия. И настроение – жесткое, навязчивое до агрессивности.

Пожалуй, предложенным материалом были не менее зрителей удивлены и костромичи, прибывшие поддержать своего автора. Так, начальник управления культуры Костромы Татьяна Гатчина с некоторой запинкой прокомментировала, что она сама «открывает для себя новые черты творчества своего земляка». Но с мажорного настроя организаторы выставки все-таки старались не сбиваться: говорили о творческих связях двух городов, об общности культурных начал и обо всем прочем, о чем принято говорить в подобных ситуациях. Поддержать героя экспозиции прибыл и фольклорный ансамбль «Венец» под руководством Александра Дружинина. Но громкий, задорный «Тимошин перепляс» с трещотками, залихватским подвизгиванием «Й-эх!», эхом прокатывающийся по полупустым музейным залам вместо ожидаемого веселья, лишь четче обозначил диссонанс. Музыка, безусловно, хороша, но в другой ситуации – на ярмарке, на концерте. Да выставляйся в данную минуту в залах нечто самобытно-фольклорное – и то переплясы были бы в тему. А тут...

– Это что здесь, стесняюсь спросить, изображено? – деликатно покашливая, поинтересовался мой попутчик, историк и писатель Ярослав Смирнов.

– Лицо, – отвечаю.

– А не соблаговолите ли вы мне, человеку, далекому от современной живописи, объяснить, что оно выражает?

Подвергшись очередному частушечному переплясу, ляпнула в тему: «Выражает то лицо, чем садятся на крыльцо».

Рядом явно маялся знакомый фотограф одной из местных газет.

– Тоскуешь?

– Да снимать что-то надо, но вот что? И вообще ассоциации у меня какие-то патолого-анатомические. Цвет бы снять, так газета черно-белая...

Не желая так просто сдаваться, поинтересовалась у куратора выставки искусствоведа Людмилы Макаровой, как называется стиль, в котором работает художник. Может, хоть умные слова что-то прояснят в сознании.

– А я не знаю, – развела она руками, – тут что-то о неоэкспрессионизме говорили. Так, наверное, это самое и есть.

В голове ничего не прояснилось, зато стало окончательно понятно: неоэкспрессионизм я не люблю и не понимаю. Могу смело переходить на другую сторону улицы, дабы не травмировать свое сознание.

А ведь если судить по словам самого Владимира Тюрина, писал он до этих, с позволения сказать «лиц», совсем другое: пейзажи, работал как график. «Лица» же эти он накидывал на холсты как наброски – вдруг пригодятся в будущем как идеи? И ведь пришла же в голову какому-то его другу, тоже художнику, светлая мысль: «Все, что делал до этого, брось и забудь. Пиши именно лица». Вот и стал писать Владимир Тюрин то, что оценил коллега по цеху. Сам он называет свои холсты «живописными набросками», мотивируя, что все это – «поиски человеческого «я».

Поиски эти завели художника очень далеко. Так далеко, что с позиции современного зрителя уже и не рассмотреть, и не понять, а что, собственно, этим поиском хотел нам сказать художник.

Читайте также
  • 16.11.2012 Ещё не вечер В двух небольших выставочных залах на улице Максимова экспонируется юбилейная выставка ярославского живописца Евгения Варначёва.  
  • 14.09.2012 Наш паровоз вперёд летит В выставочных залах Ярославского отделения Союза художников проходит персональная выставка картин ярославца Александра Кравцова.  
  • 14.09.2012 Как я провёл лето... В залах на Максимова проходит выставка произведений ярославских и костромских художников «Пленэр по всей России».
  • 22.08.2012 В Ярославле открывается выставка, посвящённая юбилею художника Шишкина30 августа в Ярославском художественном музее откроется выставка, посвященная 180-летию со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина, одного из наиболее известных
  • 27.06.2012 Блинов подарил своё сердце музею «Дар сердца» – так называется персональная выставка произведений ярославского художника Германа Блинова, которая открылась в музее истории города.
  • 06.06.2012 «Романтическая Россия» в картинах Венецианова «Романтическая Россия» – так называется выставка произведений выдающегося художника XIX века Алексея Венецианова и художников его школы,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают