четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 11 июня 2004

Семь дней Британии

Современный зритель, увы, отвык от умного, качественного кино. Телевидение, за исключением канала «Культура», заполонили дешевые сериалы и боевики западного и местного пошиба. Да и в кинотеатрах, приходится признать, тоже делают ставку на сборы в ущерб качеству. Поклонникам же хорошего и, соответственно, немассового кино остается довольствоваться теми редкими случаями, когда имя режиссера (Фон Триер или Бертолуччи, например) совпадает

автор Екатерина АБРАМОВА.

 

с коммерческими интересами менеджеров кинотеатров. Или ждать фестивальных показов, на которые прокатчики привозят все лучшее. Настоящим праздником для киноманов стал прошедший в ярославском кинотеатре «Родина» фестиваль «Новое британское кино».

Семь дней – семь фильмов-новинок, известных всей Европе, каждый из них получил не одну престижную награду. Фестиваль проводится Британским советом в России уже пятый год, но в Ярославле показы прошли впервые.

Фильм ирландского режиссера Джима Шеридана «В Америке» – картина из тех, которые хочется приобрести в личную коллекцию, пересматривать еще и еще. Это история семьи, эмигрировавшей в Америку. Муж с женой и две их дочери переживают сложный этап адаптации в чужой стране.

Шеридан выбрал необычную форму повествования – все происходящее передается через восприятие 10-летней девочки Кристи. Поначалу жизнь семьи в трущобах Америки, в испещренном граффити «доме наркоманов» кажется даже где-то увлекательной. С помощью нюансов режиссер удивительно тонко умеет сочетать трагическое и комическое: тут ты хохочешь, а тут – уже утираешь слезы. Фильм соткан из множества маленьких эпизодов, которые придают картине особенный, неповторимый шарм.

Тенью нависает над семьей страшная трагедия: несколько лет назад умер младший ребенок – Фрэнки. Люди пытались сбежать от своего горя, но на чужбине оно, наоборот, становится все невыносимее, все неизбывнее, перерастает в отчаяние и страх, что не удастся наладить свою жизнь никогда. Эти эмоции, передающиеся и зрителю, оттеняются необыкновенной мудростью Кристи – мудростью, воспитанной горем. Девочка очень переживает смерть любимого брата и страдания своих родителей. Так обескураживающе наивно, но откровенно звучит в ее устах взрослая истина: «Есть вещи, которые следует желать, а есть те, которые не следует». Кристи загадала три желания, и если бы они не сбылись, семья бы развалилась.

И потому так справедливо звучат ее слова в финале: «Папа, не сюсюкай со мной. Я уже целый год тащу всю семью на своих плечах. С тех пор, как умер Фрэнки, мама постоянно плачет и ты плачешь. А я плачу, только когда никто не видит».

Ошарашенный отец понимает вдруг, что его жизнь не закончилась со смертью сына, а самое главное – не закончилась и жизнь его семьи.

Жизнеутверждающим фильмом была поставлена и точка в фестивале. Комедия «Девушки с календаря» Найджела Коула рассказывает о том, как две близкие подруги, уже пожилые дамы, решают купить диван в местную больницу для родственников, умирающих от лейкемии. Они предлагают членам йоркширской благотворительной организации сняться обнаженными для календаря. В итоге предприимчивые женщины приобретают мировую известность и собирают столько денег, что их хватило бы не на один диван.

Эти два фильма как бы окаймляли фестиваль, оставив внутри мрачную пятерку – страшные, пугающие, откровенные работы.

Британское кино всегда обращалось к социальной проблематике. Наркомания («Непорочный» Г. Маккиннона), алкоголизм («На посошок» К. Кука, «16 лет запоя» Р. Джобсона), межнациональные взаимоотношения («Анита и я» М. Хусейна, «В этом мире» М. Уинтерботтома). Для раскрытия этих тем современные режиссеры-британцы находят различные художественные формы, но при этом никогда не отказываются от реалистичности, присущей их национальному кинематографу.

реализм этот – не для сомнительной «стильности» или эпатажа, а просто потому, что так есть. Тем более что три из семи представленных фильмов основаны на реальных событиях. Вымысел часто балансирует на грани с документальностью, лишая картину всякой условности. Уинтерботтом, например, главные роли беженцев из Афганистана вверяет непрофессиональным актерам, а съемки ведет на цифровую камеру.

Смотреть на утомительное путешествие двух мальчиков-афганцев в поисках политического убежища поначалу устаешь, но вскоре по-настоящему переживаешь вместе с ними жуткие жизненные перипетии. Едешь на грязном автомобиле бок о бок с изможденными усталостью другими беженцами и, кажется, ощущаешь запах их пота. Все серо и тоскливо. Насколько должно это быть интересно? Уинтерботтом не спрашивает об этом себя и не заботится о зрителе – он просто показывает правду.

Фильм «16 лет запоя» создан по одноименному роману самого режиссера, бывшего музыканта панк-группы Ричарда Джобсона. Его «плохие парни» – из шестидесятых, поколения «сердитых молодых людей». В главном герое Фрэнки и его приятелях угадываются черты персонажей знаменитого «Заводного апельсина» Энтони Берджеса – те же тупоносые ботинки, закатанные джинсы, подтяжки и цепи, бритые затылки и стальной блеск в глазах. Тогдашние отморозки, жалкое порождение своего общества, превратились в сегодняшних скинов, а потому тема так же актуальна, как и 40 лет назад.

Впрочем, реализм – это не голая чернуха, и он отнюдь не отвергает чудо. Ведь и сама жизнь иногда похожа на сказку. По-сказочному страшный, но и по-сказочному добрый африканец Матео – сосед эмигрантов («В Америке») – каким-то сверхъестественным, мистическим образом спасает жизнь только что родившейся девочке, будто вдыхает в нее свою собственную, но сам умирает от вполне реальной болезни – СПИДа. Разве не чудо для маленького сына наркоманки («Непорочный»), что его мать излечивается от своей пагубной страсти?

Мы не так часто смотрим по-настоящему хорошее, качественное кино. А потому каждый из представленных фильмов стал откровением для зрителей, которых, к слову, было весьма немного. Горстка студентов-интеллектуалов, несколько заядлых любителей кино да случайно забредшие семейные пары, хрустящие поп-корном. Лишь утренние сеансы, когда фильмы шли на английском языке и билеты стоили дешевле, исправно посещали студенты языковых специальностей.

Хочется верить, что плохая посещаемость и низкие сборы не заставят организаторов отказаться от идеи проведения подобных фестивалей. В противном случае тенденция к дебилизации широкого зрителя может стать необратимой.

Читайте также
  • 15.11.2012 В гостях у «Пошехонского мишутки» Состоялся IV Открытый районный фестиваль анимации и киновидеотворчества «Пошехонский мишутка». В фестивале приняли участие городская студия
  • 03.11.2012 Углич: все идём в кино! Четыре дня подряд весь Углич будет смотреть кино. Здесь открылся четырёхдневный фестиваль-конкурс художественных и документальных фильмов «Человек, познающий мир».
  • 25.08.2009 Из всех искусств – важнейшееЕщё Владимир Ильич заявлял в своё время: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Говорят, что при этом он совсем в духе П. П. Шарикова добавлял:
  • 08.11.2007 Кино, какого не показывают по телевидениюИнтересным и насыщенным обещает быть ноябрь для любителей православного кино. В Ярославль приходит «Радонеж» – один из самых необычных, но уже довольно
  • 31.08.2007 Анимация сегодня - это учебник по выживаниюЯрославль превратился в мировую столицу мультипликации: здесь начал работу 12-й международный фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка». В
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают