В селе Болтино на ремонтной базе речного флота прямо под открытым небом собраны якоря, которые были подняты со дна Волги во время очистки русла земснарядами. Создателем и гидом маленького пока музея стал Александр Лукин, инженер Рыбинского района гидросооружений. По образованию и по натуре своей он – речник и цену якорю знает. Это, говорит, настоящее произведение искусства математиков, кузнецов и литейщиков.
Каждая модель (а их в коллекции Лукина восемь) запатентована и носит имя создателя. Имена своим детищам дали известные во всем мире Грюзон, Мартин, Давид. Самый тяжелый в коллекции – якорь Мартина, весит полторы тонны. Еще в девятнадцатом веке он украшал борта военных судов – крейсеров и броненосцев. Как попал гигант «Мартин» на волжское дно в Рыбинске – остается загадкой. Адмиралтейский якорек – всего в пуд весом – служит легким прогулочным судам. Самая старая модель – четырехлапая кошка бороздила дно еще во времена Петра Великого. Есть и современные якоря Матросова и Холла.
Моряки говорят, потерять якорь – дело обычное и в двадцать первом веке, и в семнадцатом. Много их, хранящих историю российского судоходства, покоится на дне Волги. Поэтому Александр уверен, что скоро маленький музей пополнится новыми экспонатами. Корабли уходят – якоря остаются.