пятница 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 19 февраля 2004

Как мужик холеру благодарил

19 февраля 1861 года, ровно 143 года назад, в России было отменено крепостное право. Трудно переоценить это событие, ставшее судьбоносным для тысяч простых русских людей. Но и задолго до них в России были те, кто получил свободу – среди всеобщего рабства. Что чувствовали они, обретая волю, кого благодарили? Проникнуть в эту тайну попыталась ярославский краевед Наталья Обнорская. На размышления о делах давно минувших лет ее натолкнула встреча с... одним портретом.

автор Наталья ОБНОРСКАЯ.

 

С особым интересом всматриваюсь в портреты, написанные в «дофотографическую эру» – до второй половины XIX века. Всегда чувствуется, с каким волнением готовился человек к позированию, как тщательно продумывались каждая деталь будущей картины, каждый изображенный предмет: портрет мыслился как вечный памятник этому человеку, рассказ потомкам о его идеалах и достижениях. В Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике есть портрет крестьянина Федора Федоровича Трапезникова, написанный в 1838 году. Довольно молодой, дородный мужчина, этакий Илья Муромец девятнадцатого века, чинно сидит на стуле возле небольшого стола. Левая рука согнута в локте, и большой палец ее заложен за борт добротного синего кафтана – солидно, по-благородному. Видимо, художник Иван Владимирович Баженов так посоветовал: он человек знающий, в Петербурге, в Академии художеств учился. А правая рука Федора Федоровича крепко, по-хозяйски покоится на бумагах, разложенных на столе. Показывая эти бумаги, сам Федор Федорович даже отодвинулся в сторону, к краю портрета. Важнейшие это бумаги! Тексты, тщательно выписанные на этих листках, и дополнения ученых-исследователей рассказывают вот такую необычную историю. В страшные дни холерной эпидемии 1831 года набожная старая дева графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская поклялась Богу, что если минует ее сия болезнь, то отпустит она на волю рабов своих – крепостных Елоховской вотчины, что в Рыбинском уезде. Сбылось, помиловал Господь графиню. И молодой бурмистр (то есть управляющий) Елоховской вотчины Федор Федоров сын Трапезников тотчас начинает бурную деятельность. Он получает от крестьян доверенность, которая дает ему полномочия выступать представителем всей вотчины; уже к 1 июня того же 1831 года собирает огромную, по крестьянским меркам, но необходимую сумму 1200 рублей, «учиняет» с графиней условие об освобождении всей вотчины, проходит все ступени, все круги канцелярий и присутственных мест, и вот «16 августа 1833 года в Санкт-Петербургской гражданской палате во 2-м Департаменте совершен Отпускной Акт». Федор, его семья, вся бывшая вотчина – свободны! Вольные хлебопашцы! Что есть теперь у нас... – все наше! И сами мы теперь свои! Эти ликующие слова – из оды, которую сочинил в честь освобождения, видимо, сам Федор Трапезников. Листок с одой и все документы, касающиеся освобождения крестьян Елоховской вотчины, и лежат под рукой Федора Федоровича. Портрет, написанный через пять лет после освобождения, – памятник, подтверждение и закрепление в веках великого события и роли самого Федора Трапезникова в этом деле. Согласитесь, что спокойное достоинство изображенного на портрете вполне уместно. Но что-то в этом портрете «не так». Это – глаза. Живые, умные, насмешливые. С озорным блеском смотрят они на нас, хохочут, поддразнивают: пойми то, что писать нельзя, оцени то, что мы сделали. Ведь мало ли господа болтают да обещаний дают, а мы свое не упустили. Все как надо сделали. Себя Федор в записях так и называет – «мы», прямо как государь император. А как называет бывшую барыню? Ея Сиятельство – и все, без имени, без отчества. Благодарит ли благодетельницу? А как же! Скажу Я вам мои любезны дети А вы своим детям О ТОЙ Которая в недрах вам Всю благость излила Свободу вечную дала И нас столь щедро наградила ....................................... Как мать родная наша Всех нас на волю вечно отпустила... Так кто же она, эта благодетельница? Нет имени! Имя находим на другом листке: «В достопамятный 1831-й год Милосердный Господь посетил наше любезное отечество смертоносною болезнию Холерою. А Ея Сиятельство явила свое милосердие даровала нашей вотчине вечную Свободу». Так кто даровал свободу? Важнейшие слова написаны здесь с большой буквы: Господь, Свобода и... Холера! За нарочитой простотой проглядывает издевка: не барыньку истеричную, а Холеру – истинный дар Милосердного Господа благодарит за все этот умный мужик. Барыня, конечно, – спасибо ей – простилась по-доброму: Мы помним от ея приятные слова, Как нас она родными называла... ............................................... Святой иконой нас благословила, ............................................... Свой собственный портрет И фамильный графский герб В достопамятство вручила. Куда его, этот герб?.. А воля, воля Божия – с нами, навсегда, навечно! Спасибо Холере! Говорят, русская душа загадочна. Верно ли поняли мы тебя, Федор Федоров сын Трапезников, русский крестьянин, и в крепостном рабстве не ставший холопом?

Читайте также
  • 19.12.2012 «Обязательно картина называется портрет» В выставочных залах на Максимова открылась областная выставка, посвящённая одному жанру – портрету.
  • 09.12.2011 Свидание с затворниками музейных фондов В «Ростовском Кремле» демонстрируется выставка «Рисунок, акварель, пастель конца XVIII – начала XX вв.».  
  • 03.11.2011 Герасим Лебедев возвращается В пятницу, 4 ноября, в посоль­стве Индии в Москве будет «ярославский день». Здесь состоится презентация портрета первого русского индолога
  • 01.09.2011 «Чёрно-белое про нас» Так назвала свою персональную выставку жительница Рыбинска фотохудожник Даша Васильева. В течение лета выставка демонстрировалась в Рыбинском музее-заповеднике.
  • 30.11.2010 ЗАРИПОВ НА ФОНЕ ЗАРИПОВА Как бы вы себя чувствовали в окружении собственных портретов при условии, что ваших «копий» – не одна, не две и даже не десять –
  • 02.09.2010 Украсим город к юбилею То, что ярославцы стремятся внести свой посильный вклад в подготовку к тысячелетнему юбилею,  ожидаемо, нормально и правильно. Наверное, правильно
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Афганцы откопали танк войныЦелый месяц провели ярославские парни в Афганистане. Носили военную форму и передвигались на бэтээрах,
  • Ликбез про экслибрис«...Это особое искусство. Оно нуждается в образованном обществе и постоянном культурном общении». Оценить
  • Сохраним Бутусовский парк! 23 апреля в 15 часов в Бутусовском парке около здания областной библиотеки имени Некрасова состоится