четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 10 июня 2005

Величие духа и веры

Ярославская епархия является одним из инициаторов установки памятников двум русским святым – преподобному Иринарху Затворнику и преподобному Александру Пересвету. Епархия считает возможным запечатлеть в бронзе величие духа и веры этих подвижников, давших пример высокого служения Богу и Отечеству.

 

Проект памятников выполнен известным современным скульптором Зурабом Церетели, который передает бронзовые изваяния в дар Борисоглебскому. Реализация проекта происходила в сотрудничестве с Ярославской епархией. Высказанные нами замечания были приняты и отражены в конечном результате.

Однако это неординарное событие, это благое по сути своей начинание встретило неожиданно негативную реакцию со стороны некоторых официальных лиц и определенных кругов общественности, что нашло отражение на страницах прессы. Нагнетание обстановки, грозящее перерасти в большой скандал, вынуждает Ярославскую епархию высказать свою точку зрения по некоторым вопросам, возникающим в ходе продолжающихся дискуссий.

1. Принято считать, что скульптурные монументы святым нехарактерны для русской художественной традиции – их функцию на Руси принимали на себя храмы и часовни. Между тем идея такого монумента возникла в конце XIV века, когда в память о явлении святого Николая жителям Можайска во время осады города была выполнена в дереве и поставлена на фоне крепостной стены двухметровая фигура святого, держащего в одной руке меч, а в другой – модель города. Скульп-турное изображение Николы Можайского очень почиталось. Многократно воспроизведенное на протяжении следующих столетий, оно было установлено также в Пскове, Волоколамске, Мценске и других городах. Но когда в русском искусстве утвердился классицизм, он принес с собой другие темы и других героев.

В последние годы наметилась тенденция к разработке образов русских святых в рамках классической традиции (памятник Сергию Радонеж-скому у стен Троице-Сергиевой лавры, святителю Николаю в Магадане). Работы Зураба Церетели для Борисоглебского выполнены в русле этой общей тенденции. Не имея прямой связи с древнерусской традицией в плане пластического выражения, она не чужда ей по духу, а потому отрицание самой возможности постановки памятника святому не представляется правомерным. Вопрос о том, ставить или не ставить такой памятник, должен решаться только в зависимости от художественных качеств конкретного авторского предложения. В данном случае цельность, выразительность и одухотворенность образа обнаруживают глубокую внутреннюю связь как с традициями древней иконописи, так и русской скульптуры конца XIX – начала XX века. Безусловно, представленные работы можно считать большой творческой удачей автора.

2. Зураба Церетели упрекают в недостаточном внимании к некоторым деталям исторического характера, таким как атрибуты одежды и т. п. Здесь следует иметь в виду, что творческий процесс всегда включает в себя согласование ряда принципиальных вопросов с заказчиком или при необходимости с консультантом. 17 мая архиепископ Ярослав-ский и Ростовский Кирилл встречался с автором проекта, были обсуждены все сложные моменты и в проект внесены необходимые коррективы.

Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства, таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае – скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе.

3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое его произведение, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсут-ствии у него таланта.

Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым и надеемся, что они станут достойным украшением поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба.

Только что вся страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата – 625-я годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей, и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням Ярославской земли.

В свете вышеизложенного вызывает удивление и озабоченность то обстоятельство, что организаторы этой непродуктивной и по сути вредной для русского национального самосознания дискуссии не принадлежат к числу верных чад Русской православной церкви, являясь приверженцами одного из старообрядческих согласий. При этом они предпочитают критиковать именно духовенство Москов-ской патриархии, а не свое собственное. Используя официальный статус и широкую известность в обществе, инициаторы дискуссии пытаются оказывать влияние на внутреннюю жизнь Церкви. С другой стороны, прикрываясь заботой о православии, зарабатывают политические дивиденды. Ярославская епархия считает такое положение дел совершенно недопустимым и соблазнительным для православного народа.

//Пресс-служба Ярославской епархии.

Читайте также
  • 07.01.2013 Владыка Платон вернулся на родинуВладыка Платон, в 1984-1993 годах возглавлявший Ярославскую и Ростовскую епархию, а в последние годы служивший в Аргентине, назначен управляющим Феодосийской епархией.
  • 15.12.2012 И всё-таки голландцы восстановят ПетропавловскийВ Ярославле побывали голландские архитекторы и специалисты в области туризма. Они приняли участие в международной научно-практической конференции «Проблемы
  • 14.12.2012 И всё-таки голландцы восстановят Петропавловский паркВ Ярославле побывали голландские архитекторы и специалисты в области туризма. Они приняли участие в международной научно-практической конференции «Проблемы
  • 30.11.2012 Улыбнутся львы, увидев матричные кодыНачальник управления развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии Ярославля Денис Чарондин сообщил недавно, что сейчас ведутся
  • 07.07.2009 Новый памятник в ЯрославлеЧастица мощей святых благоверных князя Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, будет доставлена сегодня в Благовещенский храм Ярославля. Завтра, в день
  • 23.05.2009 Ученьями своими просветившиеЗавтра по церковному календарю Русской православной церкви – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Они были родоначальниками
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают