Себя Олег называет хореографом, хотя имеет диплом конструктора-механика, полученный в Баумановском институте. Москвич, живущий сегодня по большей части в Вене, не в первый раз приезжает в Ярославль. На этот раз вместе с Ольгой Швачко, достаточно известной среди завсегдатаев художественных выставок, он явил импровизацию «Кто ничего не понимает, тот должен ничего не помнить». На протяжении примерно сорока минут Он и Она совершали странные телодвижения, время от времени застывая в какой-либо позе. Все это очень напоминало детскую игру «Морская фигура, замри!».
С точки зрения «нормальных» людей Ольга и Олег просто валяли дурака, а пришедшие на это смотреть зрители, выложившие к тому же по 50 рублей за билет, – в лучшем случае такие же чудики. Ни те ни другие участники действа на подобные определения не обижаются. И продолжают с удовольствием играть, каждый в свою игру.
Сами участники даже подвели под нее целую научную базу. Оказывается, перформеры выгибаются, ползают по полу и встают на четвереньки не просто так – они «исследуют процесс памяти и изучают восприятие зрителя, выясняя, в чем отличия в поведении наблюдающего и действующего». Насколько им все это удается, сказать трудно.
Публика сосредоточенно следила за «танцующей» парой, пытаясь хоть что-нибудь уразуметь в новом искусстве. Первыми сдались дети: поудобнее усевшись и даже улегшись на полу, они принялись изучать орнамент паркета, а также лица присутствовавших. От авангардистского танца эстетическое наслаждение получили явно не все. На некоторых физиономиях отчетливо читался вопрос: а что это, соб-ственно, было? Но виду никто не подавал, иначе, упаси бог, сочтут за профана, ничего не смыслящего в элитарном искусстве.
Запад, кстати, еще в середине прошлого века смирился с существованием подобного искусства. Там даже находятся любители, спонсирующие такие мероприятия. Особенно в Европе, Америка не столь продвинулась в развитии нестандартных форм. В России же продвинутых – и вовсе кот наплакал.
Но творцы перформанса не унывают. Продолжают развлекать самих себя и вытаскивать зрителей из повседневности серых будней. Пусть кто-то скажет: «Шут гороховый», – это им только на руку. Ведь в роли шута дозволено быть более свободным, чем в любой другой.