«Завтра начинается сегодня» – назывался урок, посвященный памяти поэта Анатолия Александровича Есина. Его провела преподаватель изобразительного искусства Зинаида Леонидовна Царева в восьмом классе средней школы деревни Гаютино, что в Пошехонье.
Гаютино расположено на границе с Вологодской областью, речка Маткома отделяет от него соседнюю деревню Малафеево, где родился в 1931 году Анатолий Александрович. Он перепробовал множество профессий: был рыбаком, почтальоном, заведующим клубом, председателем сельпо, сельсовета, колхоза. Наконец, стал корреспондентом пошехонской районной газеты «Сельская новь» и закончил там свой трудовой путь в должности заместителя редактора. Всю жизнь писал стихи о том, что видел вокруг, бесхитростные и трогательные: «Люблю родную деревеньку», «Ты не забылась, нет, родная школа», «Ромашкин луг»... Одни – грустные, как «Размышление у родника»: «Я побывал у Маткомы-реки, в деревне, что стоит на косогоре, где доживают век свой старики и свило гнезда человечье горе...» Другие – оптимистические: «Всегда пусть будет так, а не иначе: здесь, в Малафееве, спокойно и легко...»
Поэт скончался в мае 2005 года. Вдова Валентина Васильевна хлопочет в Союзе журналистов об издании сборника его стихов. Гаютинцы помогают ей – пропагандируют творче-ство земляка. В школе на уроках рисования дети иллюстрируют произведения Анатолия Александровича: их окружает то, что вызывало его поэтические переживания. Может быть, ими будет оформлено «Избранное» Есина. Если удастся договориться о его выходе, в газете «Сельская новь» обработают тексты, а гаютинцы будут просить местных состоятельных жителей о деньгах на печатание тиража.
На уроке памяти поэта присутствовали родители школьников, учителя. Приехала вдова, выступила перед ними, рассказала о жизни мужа, прочла стихи, которые он ей посвящал. Зинаида Леонидовна тоже читала его произведения. А на классной доске она повесила листы с цитатами, нарисовала флаг России и написала: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Она хотела, чтобы дети поняли: человек – сам хозяин своей судьбы.
В Москву из Заболотья
Пока учебный процесс у большинства школьников входит в нормальный ритм после летнего перерыва, самые умные берут с места в карьер. Работа Александра Малышева, учащегося 9-го класса основной общеобразовательной школы в селе Заболотье, что в Некрасовском районе, уже отправилась на заочный тур всероссийской олимпиады по краеведению «Историко-культурное наследие». Юноша написал трактат «История развития образования в Петропавловской волости Даниловского уезда Ярославской губернии в 1863 – 1916 годах».
Саша работал под руководством Людмилы Алексеевны Валевской, которая преподает в Заболотье историю, обществоведение, краеведение и немецкий язык (кстати заметим, делает это так, что ее ученики постоянно становятся лауреатами конкурсов высокого уровня). Экспертом сочинения Малышева выступила Наталья Сергеевна Землянская, известный ярославский историк, и дала ему прекрасную оценку. В труде объемом 10 страниц компьютерного набора молодой человек описал социально-экономические предпосылки введения школ в волости, состояние учебного процесса и его материальную базу, обеспечение педагогическими кадрами, роль священников церкви Петра и Павла в развитии земских школ и библиотек. Он опирался на книги по истории, архивные документы, в приложении к его работе – отчеты библиотекарей, карты, фотографии, письма учащихся к учителям...
Вывод он сделал такой: «И сейчас роль сельской школы в жизни Заболотского края не уменьшилась, а возросла. За время реформ и перестроек образовался духовный вакуум, который заполняется негативной энергетикой: наркоманией, курением, пьянством. Нельзя закрывать маленькие школы, которые являются единственной надеждой на возрождение русской деревни, чтобы не прервалась времен связующая нить. Главной задачей сельской школы является возрождение утерянных традиций земских школ, возможность помочь человеку воспитать в себе личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Доброе наставничество учителей позволяет каждому ребенку и взрослому переосмыслить и прочувствовать, что есть истинное, что является основой земли русской. И летят в адрес учителей письма со всех концов страны от благодарных учеников».
Не надо думать, что эти слова написаны по наущению взрослых. Саша – из крестьянской семьи, его жизнь складывается нелегко. Но природа одарила его щедро: он умен, артистичен, его речь выразительна. Пишет стихи.
Что касается взрослых наставников Саши Малышева, они уповают на решение Президента России лично курировать образование и сельское хозяйство. Эти две отрасли тесно связаны между собой. В маленьких сельских школах сохраняется преемственность отечественного образования от земского к советскому и российскому. Если закрыть их согласно нормативному финансированию, дети оторвутся от исторических корней и от родной земли. А кто же тогда будет возрождать сельское хозяйство?
Судя по всему, в Москве должны оценить актуальность трактата из Заболотья.
//По сообщениям наших корреспондентов.