вторник 08

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 24 апреля 2012

Прошло пятьсот лет, и она «заговорила»

В Ярославском музее-заповеднике разгадали загадку одного из своих уникальных экспонатов

Каждый, кто допущен по ту сторону музейных витрин и в святая святых любого музея – в его фонды, знает непередаваемое ощущение прикосновения к вещи, которой несколько сот лет. Время становится осязаемым, люди и далёкие события очень близкими. Так или примерно так родилось открытие, сделанное старшим научным сотрудником Ярославского музея-заповедника Ниной Александровной Грязновой.

автор Татьяна ЕГОРОВА.

 

Экскурсия к шедевру

Сегодня «Северный край» и Ярославский музей-заповедник начинают совместный проект «Экскурсия к шедевру». В Год российской истории мы представим шедевры истории и искусства из собрания музея. Почти все они помещены в экспозициях, отдельные находятся в фондах и выставляются крайне редко по соображениям обеспечения сохранности. Наши рассказы будут по­священы одному или группе уникальных предметов, о которых вы узнаете во всех подробностях – часто малоизвестных или ставших известными только в последнее время. Нам есть чем гордиться. Несмотря на пожары, войны и революции, древний город сберёг бесценные сокровища, которые представляют Ярославль во всём блеске и великолепии его исторической судьбы.
Специалисты музея будут рады ответить на ваши вопросы. Наш адрес: yarmp@yar.ru. Тема письма – «Экскурсия к шедевру».

Наш музей богат шедеврами русской культуры. В его основе – сокровища ризницы ярославского Спасского монастыря, вклады русских царей, уникальные произведения русского искусства. Многие из них привлекали внимание и дореволюционных, и более поздних исследователей, были опубликованы, не раз экспонировались. Но по-прежнему окружены тайнами, продолжающими привлекать внимание специалистов.

В числе таких вещей – роскошная, изумительной красоты плащаница XVI века, расшитая шелками, золотом и серебром. Исследователи считают её одной из пяти-шести лучших в России. Редчайший образец лицевого шитья, изготовленный во времена Ивана Грозного, поражает не только своей древностью, художественными достоинствами и качеством исполнения, но и расшитой по краям надписью славянской вязью. По трём сторонам – это текст из тропаря, по четвёртой, говоря современным языком, – историческая справка: когда плащаница изготовлена, где и кем. Уникальный пример «подписной работы» таких далёких времён. Проблема в том, что эту вышитую надпись-справку ещё нужно разгадать.

Надпись такая: «лета 7047 (1539) совершенъ воздухъ сей пречитстыя обители честнаго ея одигитрии при благовер­номъ князе иване васильевиче всея Руси повелениемъ игуменьи феогны старицы елены и келаря феофании а шила мастерица анна тушина».

Впервые эта надпись была опубликована в 1887 году известной исследовательницей графиней Прасковьей Семёновной Уваровой. Представив учёному миру каталог ризницы ярославского Спасского монастыря, она упоминает в нём и эту плащаницу, приводит надпись и делает при этом первое любопытнейшее примечание: вещь принесена в ризницу «в самом недавнем времени». Настолько недавнем, что даже «в инвентарь не вписана».

Иначе говоря, до конца XIX века плащаница хранилась неизвестно где, возможно, в частных руках. В результате, несмотря на точную дату, указание места действия и нескольких имён, ещё больше ста лет «наша многоговорящая вещь оставалась немой», по словам Нины Александровны Грязновой.

Поиск она предприняла по двум направлениям. Первое – это попробовать найти сведения об Анне Тушиной. Второе – попытаться узнать, о каком монастыре идёт речь в надписи.

Имя мастерицы могло подсказать многое. Это ведь своеобразная авторская подпись, рассуждает исследовательница. Известно, что лицевое шитьё как занятие достаточно дорогостоящее было распространено среди постриженных в монахини княгинь, боярынь и прочих знатных особ. Логично предположить, что Анна Тушина тоже была знатного рода. Какого?

Выбор пал на древний род Квашниных – Тушиных – Самариных, известный своим благочестием и духовными интересами. Ещё за сто лет до интересующего нас времени этот род владел селом Тушиным и находившимся здесь монастырём. В более поздние времена эти места стали прибежищем Лжедмитрия II (Тушин­ского вора). А в период, о котором речь, в истории отметился выходец из этого рода Гурий Тушин, знаменитый переписчик древних книг, живший в Кирилло-Белозерском монастыре. Если сопоставить даты, то получалось, что Гурий жил в то самое время, когда создавалась наша плащаница. Мало того, в ответ на запрос Грязновой в отдел рукописей Российской национальной библиотеки ей сообщили, что у него была сестра-монахиня. Увы, не Анна – старица Марина.

Питерские коллеги посоветовали поискать следы плащаницы и мастерицы Анны Тушиной в другом монастыре, находившемся рядом с Кирилло-Белозерским. Воскресенский Горицкий девичий монастырь был основан примерно в это же время знаменитой Ефросиньей Старицкой, тёткой Ивана Грозного. В преклонные годы она сама жила в нём, в монастыре была мастерская лицевого шитья.

Генеалогические изыскания о семье Тушиных не завершены. Кто знает, к чему приведут исследования Нины Александровны Грязновой, может быть, старица Марина окажется изначально всё-таки Анной? Ведь Ефросинья Старицкая жила там тоже не под своим, а под церковным именем Евдокии.

Но следует разобраться и со следующей загадкой. О каком монастыре идёт речь в надписи на плащанице? То есть где изготовлено это чудо древнерусского искусства.

Монастырей Божьей матери Одигитрии много – какой имеется в виду? Грязнова вспомнила предположение известного исследователя Василия Григорьевича Пуцко, работавшего когда-то в нашем Ростовском музее, что плащаница происходит из мастерских московского Новодевичьего монастыря. Сказано это было просто в разговоре, без всяких на то аргументов – просто догадка. Но она засела в памяти и всплыла через много лет.

Новодевичий монастырь Смоленской Божьей матери основан в 1525 году великим князем Василием III (отцом Ивана Грозного) в память события большой государственной важности – возвращения в состав России города Смоленска и смоленских земель, захваченных в начале XV века Литвой. В XVI веке монастырь именовался «обителью Пречистыя Богородицы Одигитрии новым девичьим монастырём» (сравните с надписью на плащанице – по крайней мере, три слова здесь повторяются).

Этот монастырь всегда был одним из самых привилегированных. В нём приняла иночест­во и жила царица Ирина Фёдоровна. Здесь пострижена в монахини и погребена царевна Софья. Это события более поздних времён, но и в интересующие нас годы он давал приют представительницам самых знатных фамилий.

Древнейшая часть монастырского архива погибла во время нашествия на Москву в 1571 году крымского хана Девлет-Гирея. Но кое-что всё же сохранилось. Пытаясь понять, об этом ли монастыре говорится в надписи на нашей плащанице, Грязнова опиралась опять же на приведённые в этой надписи имена. Нет ли тех же имён в монастырской истории? Опуская подробности длинного и очень сложного поиска, скажем коротко: есть.

Недавно было опубликовано духовное завещание первой игуменьи Новодевичьего монастыря Елены Девочкиной. В надписи на нашей плащанице она, видимо, отошедшая к тому времени от дел, просто «старица Елена».

В том же завещании Елена Девочкина пишет, что попала сюда по велению государя из монастыря в Суздале вместе с двумя монахинями – Софьей и Феофанией. В надписи на нашей плащанице упоминается келарь (заведующая монастырскими припасами) Феофания. Один из знатоков этого времени предположил, что Софья, возможно, исполняла обязанности казначея.

Поиск привёл к ещё одной любопытной книжке – недавно опубликованному Синодику 1705 года. Казалось бы, что в нём, если нас интересует гораздо более давнее время? Оказывается, во вступительной статье к этой книге говорится, что в ней есть сведения и за ранние годы XVI века.

Мимо внимательного взгляда это не прошло. И вот в перечне лиц, поминаемых в монастыре за внесённые ими вклады, обнаруживается строчка: «Помяни, Господи, инокинь и схимонахинь Елены, Феофании, Софии...» Так и стоят все три уже знакомых нам имени рядом. Случайно? Вряд ли.

В дошедших до нас неполных документах по истории Новодевичьего монастыря нет только одного имени, упомянутого в надписи на плащанице, – игуменьи Феогнии. Это новое имя в истории Новодевичьего монастыря, остававшееся до сих пор неизвестным и открытое благодаря ярославцам.

Вот так музейная вещь, «молчавшая» почти пятьсот лет, наконец «заговорила».

– Основываясь на тексте надписи, анализе опубликованных источников и исследовательских статей, в том числе появившихся в последнее время, я пришла к выводу, что плащаница была шита в московском Новодевичьем монастыре, – убеждена Нина Александрова Грязнова. – Надпись даёт новые данные и по начальной истории этого монастыря, существующего, как известно, поныне.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают