суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 25 января 2007

На экскурсию в сокровищницу

Ярославский музей­заповедник в свой день рождения, который по традиции отмечается в Татьянин день, не только получает подарки от друзей, но и готовит сюрпризы.

автор Марина ШИМАНСКАЯ

 

В этом году подарок музея поистине царский – в отреставрированных восьми залах келейного корпуса открылась новая экспозиция «Сокровища Ярославля». Ее автор – заместитель директора музея Нина Александровна Грязнова мечтала о ней столько, сколько работает в музее, – всю свою трудовую жизнь. Подготовка к открытию «золотой кладовой» длилась больше 30 лет: для реставрации каждой вещи требовалось не только много денег, но и много времени. Несколько поколений музейщиков и реставраторов своим ежедневным трудом, совершенно не видимым глазу посетителя музея, возвращали к жизни старинные драгоценные предметы, которые теперь многое могут поведать об истории русского искусства, города и его храмов, о ярославских ремеслах.

Издавна на Руси особое отношение было к Божьей Матери. Для украшения икон и окладов не жалели ни серебра, ни злата, ни драгоценных камней и талант свой не экономили. Золотое и серебряное кружево замысловатой формы – венец – укладывалось вокруг любимых в Ярославле образов Божьей Матери – Толгской, Казанской, Ярославской. И хотя лучшие мастера золотого и серебряного дела трудились в мастерских Московского Кремля, ярослав­ские умельцы тоже прославили свой город как один из самых значительных провинциальных ювелирных центров. Все приемы обработки и украшения драгоценных изделий им были знакомы.

Благодаря тем талантливым мастерам и мы теперь можем представить, как выглядят старинные басма, гравировка, чернь, чеканка, скань, зернь, золочение, эмаль. Ярославским серебряникам особенно удавался орнаментальный декор. Гимн Богу возносили они по­своему – вьющимися и прорастающими стеблями, диковинными цветами, замысловатыми плодами. Напрестольные кресты, литургические сосуды, кадила, дарохранительницы – каждую из этих вещей можно разглядывать часами, изумляясь гармонии пропорций и гениальности человеческих рук.

Наравне с драгоценными серебряными и золотыми вещами ценились и изделия из богатых тканей. Облачения священников, пелены, покровцы, воздухи, без которых не жил ни один храм, были непременно украшены вышивкой. Богатейшая отреставрированная коллекция лицевого и орнаментального шитья, которой располагает музей­заповедник, словно по­новому задышала в открывшейся экспозиции. Вышивка настолько совершенна, что можно легко поверить в ее нерукотворность. Труднее представить, что таким мастерством в те времена владели многие женщины.

Один из залов экспозиции полностью занимают эмали, которые в русское искусство во­шли в конце XVII века. Наряду с Киевом и Москвой в этой сказочной, огненной живописи сказал свое слово и Ростов Великий. Из соседнего города везли в Ярославль – на заказ и на продажу – неповторимые по своей красочности иконы, кресты, оклады.

В ризницы ярославских храмов попадало немало вещей, выполненных не только ростовскими, но и московскими, и новгородскими мастерами. Их получали здесь в дар от князей, бояр, дворян и даже от царей. Об одной из ризниц – Спасского монастыря – можно составить вполне конкретное впечатление – ей посвящен полнос­тью один из залов.

Рассказывает экспозиция и об известных в Ярославле купеческих фамилиях – Скрипиных, Оловянишниковых.

Глядя на все эти сокровища, надежно и бережно «упакованные» в дорогостоящие современные витрины, охраняемые сигнализацией, невозможно себе представить, что не так уж и давно – в 20­е годы – всю эту красоту после конфискации из храмов вывозили как лом на грязных крестьянских подводах. На наше счастье, нашлись и в то время образованные и бесстрашные люди, сумевшие правдами и неправдами спасти для потомков хоть какую­то (по словам специалистов – сотую) часть нашего бесценного наследия. Сокровища Ярославля, которыми названы эти изящные и красивые вещи с непростой историей, заслуживают не только нашего восхищения, но понимания и уважения. Они удобно расположились, они готовы радовать нас своей красотой и больше не ждут никаких перемен.

Новая экспозиция начнет принимать посетителей с 3 февраля.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают