Мартин Кушев родился 25 августа 1973 года в Болгарии. Играл в командах: «Троян» (Троян), «Янтра» (Габрово), «Спартак» (Варна), «Левски» (София), «Славия» (София) – все Болгария; «Саарбрюккен» – Германия.
– Мартин, расскажи о своей семье, о первых шагах в футболе...
– Я родился в городе Троян, в 150 километрах от Софии. К сожалению, мама умерла три года назад. Папа сейчас на пенсии. Есть у меня старший брат. У нас в семье всерьез никто спортом не занимался. Отец увлекался борьбой как любитель-физкультурник. Мне было лет семь, когда запала в голову мысль стать футболистом. Играть я начал за команду родного города, которая выступала в третьем дивизионе, учился в техникуме, получил диплом электротехника. Первый профессиональный контракт за-ключил в 18 лет с командой «Янтра» (Габрово), выступавшей в то время в высшей лиге.
– Все время был форвардом?
– Мой первый тренер определил меня в полузащитники. Долгое время играл правым полузащитником и в варненском «Спартаке», и затем в софийской «Славии». Кстати, в «Спартаке» мы встретились с Радостином Станевым, с тех пор и дружим. На второй год работы в «Славии» получилось так, что в команде выбыли из строя все нападающие. Тренер и поставил меня в нападение. Так я и стал нападающим.
– Сколько игр провел в чемпионатах Болгарии?
– Игр 200 наберется. А голов забил 70 – это точно.
– «Шинник» – твоя вторая иностранная команда. А почему в немецком «Саарбрюккене» не задержался?
– Не сложились отношения с тренером. Поначалу был в составе, забивал голы: в первенстве – 7 мячей, 4 – в розыгрыше Кубка. Потом тренер стал отодвигать меня из основного состава. После разговора с ним я понял, что передо мной поставлен шлагбаум. И решил вернуться домой, в «Славию».
– В последнем чемпионате Болгарии за первый круг ты забил 17 голов, стал лучшим бомбардиром и вдруг уехал в Россию, где все надо начинать сначала. Как это получилось?
– Селекционеры «Шинника» приезжали в Болгарию посмотреть мою игру. Видимо, я им приглянулся. Президент клуба «Славия» сказал: «Препятствий в переходе не будет, но отыграй за «Славию» первый круг». Решение я принял быстро. Тем более когда узнал, что в «Шиннике» будет играть и Радостин Станев. Тяжело одному в чужой стране – это я ощутил, когда был в Германии, вдвоем легче.
– Нравится в России?
– Весной из-за сырой погоды и плохих футбольных полей было неуютно. Но постепенно акклиматизировался. Летом чувствую себя превосходно. Благодать, тепло, как на родине.
– Не жалел, что приехал в Россию?
– Сожаления, возможно, и были бы, если бы команда играла неважно. Но мы играем в каждом матче только на победу. У нас дружный коллектив. О чем же тут жалеть?
– Удовлетворен своей игрой?
– На сто процентов – нет. Могу лишь заверить, что всегда стараюсь выложиться полностью. Если нужно для команды, отхожу в оборону, особенно когда соперник бьет штрафные, подает угловые. В это время мою позицию впереди занимает кто-то из полузащитников, умеющих зацепиться за мяч, подержать его до моего подхода.
– Почему, на твой взгляд, «Шинник» буксовал в начале сезона?
– Возможно, дело в том, что в России очень рано начинается чемпионат. В это время плохие поля нивелируют разницу в классе.
– С твоим приходом в «Шинник» завершающие атаки стали строиться только через Кушева. Поначалу для соперников это было ново, но ведь сейчас такая однообразная тактика может ими успешно пресекаться?
– Не вижу здесь однообразия. Мы можем по ходу игры перестроиться. Я оттягиваю на себя внимание двух, трех защитников соперника, а в образовавшиеся бреши врываются другие игроки и наносят завершающие удары. Так мы сыграли в домашнем матче с «Крыльями Советов», когда много внимания было уделено мне, а голы забивали Дима Васильев и Томаш Кухар.
– Мартин, вручая тебе футболку «Шинника», президент клуба сказал, что ждет от тебя в этом сезоне 15 голов. Это реально?
– Задачу надо выполнять. Но пока я отстаю от графика, забил только восемь голов. В болгарском чемпионате нападающим играть чуть легче. Там другой футбол, более открытый. А отсюда и голевых моментов больше. В российском чемпионате вздохнуть спокойно не дают. Опекают по двое, по трое, жестко, а порой и грубо. Играть и забивать здесь тяжелее.
– В матче против ЦСКА, «Уралана», «Зенита» вместе с тобой на передней линии работал Антон Хазов. Легче было играть?
– Несомненно. У меня было больше оперативного простора и времени для работы с мячом. Хотя армейцы, например, корректностью не отличались. Эта команда использует тактику мелкого фола. Постоянные толчки, хватания за майку, подсечки. Так они играли против нас в Москве, так же и в Ярославле. Сожалею, что в конце игры не наказал ЦСКА вторым голом, промахнулся из хорошей позиции.
– Что дает российский чемпионат в профессиональном плане?
– Учит, что нельзя расслабляться ни в одном матче.
– Кроме чемпионата, есть еще Кубок премьер-лиги, Кубок России...
– Сейчас мы уже в полуфинале Кубка лиги, и хочется его выиграть. Как-никак это новый приз в России, а первый обладатель его, несомненно, войдет в историю.
– 25 августа тебе исполняется 30 лет. Долго намерен еще играть в футбол?
– У меня есть силы и желание играть. Так что предлагаю в паспорт не заглядывать.
– Какое впечатление произвел на тебя Ярославль?
– Очень рад, что в городе много церквей, действующих и ухоженных. Люди здесь доброжелательные. В свободное время с удовольствием по улицам гуляю и в церковь захожу. Прошу у Бога здоровья для меня и моей семьи, удачи мне и моей команде.
– Чувствуешь дыхание трибун? На Кушева в Ярославле стали ходить.
– Когда я работаю на поле, то полностью сосредоточиваюсь только на игре. Но я очень рад, что в Ярославле любят футбол и матчи посещают много болельщиков. В Болгарии этого нет. Только на софийском дерби «Левски» – ЦСКА можно увидеть полный стадион, а на других матчах зрителей мало.
– На какой срок заключен контракт с «Шинником»?
– На три года.
– Как ты считаешь, способен «Шинник» в этом сезоне выиграть бронзовые медали?
– Так мы и работаем для этого.
Беседовал Сергей КОЛЕСОВ.