пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 17 декабря 2003

В Африке зимой плюс сорок

Владимир Чагин – знаменитый гонщик команды «КамАЗ-Мастер», известной по выступлениям на крупнейших международных соревнованиях на автомобилях с двигателями Ярославского моторного завода. Двенадцать раз участвовал в марафоне «Париж – Дакар», большая часть которого проходит по африканским пескам. Четыре раза был в нем первым: в 1999, 2000, 2002 и 2003 годах. Участник многих других суперавторалли, куда съезжаются спортсмены, представляющие ведущие автомобилестроительные компании мира.

автор Татьяна ЕГОРОВА.

 

Последним из них было ралли «Вызов пустыни», откуда автомобили только что прибыли на родину для ревизии и подготовки к «Дакару-2004» – он стартует 1 января во французском городе Клермон-Ферран. Двигатели пройдут ревизию на ЯМЗ. Их доставил сюда лично Владимир ЧАГИН, чем и воспользовалась корреспондент «Северного края».

– Владимир, знаете вы или нет, но ярославцы заочно знакомы с вами давно. Наша газета отслеживает все соревнования с участием автомобилей КамАЗ с ярославскими двигателями, но услышать о них непосредственно от пилота камазовской команды – такой случай представился впервые. Не раз писали мы и о вас, рассказывая в связи с какими-то спортивными и техническими деталями соревнований. Но очень интересно узнать о самой обстановке гонок, о каких-то житейских подробностях, так что позвольте начать с этого. Прежде всего, пожалуйста, несколько слов о себе.

– Мне 33 года. В команде «КамАЗ-Мастер» 15 лет – столько, сколько существует сама команда. Пришел в нее не совсем новичком, до этого уже занимался автоспортом.

– Международные авторалли собирают участников из десятков стран. На каком языке общаетесь?

– На французском и английском. Организационная часть «Дакара», например, ведется на французском, язык общения между самими гонщиками – английский.

– Какие-нибудь каверзы бывают со стороны соперников? Кто-нибудь, скажем, проткнул покрышку или подстроил что-то другое, как это показывают в кино?

– Такого не случалось. Там народ серьезный. Это не чемпионат города.

– А вообще как обеспечивается безопасность участников гонок? Во время одного из «Дакаров», как сообщалось, были нападения не то бедуинов, не то каких-то других вооруженных людей с очень серьезными последствиями...

– Специальной охраны нет, но организаторы стараются обеспечить безопасность. Тем не менее – да, случалось всякое. Мавритания и Западная Сахара все время между собой воюют. Организаторы гонки договорились, чтобы для проезда машин разминировали коридор. Поставили вешки. Все проехали нормально, в том числе мы, а через десять минут после нас «МАН» с австрийским экипажем подорвался на мине. К счастью, покалечило только грузовик, люди не пострадали.

– И много такой экзотики в Африке?

– Да нет, в основном встречают приветливо. Машут руками, радуются. Для них это событие, мы ведь едем там, где нет ни автомобильных, ни железных дорог. А ближе к финишу так вообще едем в живом коридоре. Десятки тысяч зрителей. В «Дакаре» добраться до финиша уже достижение – добирается не больше трети машин. А уж когда ты первый и идешь последние километры с развевающимся российским флагом – это класс!

– А как выглядит ваш быт? Что едите, как и где спите?

– Все походное. Бывает, что и воды нет, и нормального питания. Две недели на зубах песок. Днем гонка, ночью бивуак – четыре-пять тысяч человек в палатках под открытым небом. Футболки хватает на один день. Комплекта из двадцати штук, который нам выдают, едва-едва достает до конца гонок, к вечеру ты весь в пыли, в поту, в грязи – кажется, никогда не отмоешься.

– Жарко очень?

– В Африке зимой плюс сорок днем, а ночью доходит до нуля – резко континентальный климат. Так что у нас есть с собой и теплая одежда. А вообще вся одежда заказывается заранее. Ну, вы видели фотографии: цвет нашей команды синий, комбинезоны, куртки и все такое, везде надписи...

– К гонщикам из России есть какой-то особый интерес?

– Всегда повышенное внимание.

– Потому что побеждаете?

– Потому что побеждают люди с Востока, как там говорят. Ведь основные наши соперники европейцы: чех Лапраиз на «Татре», голландцы на «ДАФ» и еще японцы на «ХИНО». А вообще в зачете грузовиков на «Дакаре» едут до шестидесяти машин разных марок: «Мерседес», «Рено», «МАН», «Скания», «Мицубиси» – то есть все ведущие фирмы.

– Это правда, что, когда на «Дакаре-2003» в конце очередного этапа вы выходили из машины, голландцы свистели?

– (Смеется.) Кто-то потом сказал, что я был их главный враг. Они буквально не спускали с нашей команды глаз: на остановках следили, как ухаживаем за машиной, что меняем, в пути наблюдали с помощью зеркал заднего вида. Что не уберегло их от неприятностей. В песках бывают обрывы, из-за жары, марева их трудно заметить. Вот «ДАФ» и прыгнул с высоты семь-восемь метров.

– Да, я читала. И о том, что вы повели себя по-джентльменски, – тоже.

– Мы помогли чем могли, хоть они и соперники. Выгрузили с их машины все, что можно. Но соревнования продолжались. Оставшиеся дни наш Фирдаус Кабиров отчаянно боролся за место на подиуме и в результате тоже стал призером – занял третье место.

– А издалека представление такое, что Африка – это нечто песчано-гладкое, как пляж.

– Есть такая страна Буркина-Фасо. Несколько лет назад гонщики прозвали ее зеленым адом. Горы, поросшие джунглями, солнца не видно, на каждом шагу из-под земли торчат корни. Те несколько дней, что по этому веселенькому государству едешь, думаешь только о двух вещах: как бы не повредить подвеску и ветками не разбить лобовое стекло.

– Вы упомянули подвеску. Я читала, что она для ваших машин была специально придумана в спортивной лаборатории КамАЗа. И что она, мол, вообще в подобных автомарафонах главное. А двигатель?

– Подвеска и двигатель, правильнее сказать, делят первенство. В каждой гонке опробуются новейшие разработки конструкторов, которые потом внедряются в серийное производство.

– Двигатели для гоночных КамАЗов (все двигатели!) созданы на Ярославском моторном заводе здешними конструкторами, творческим коллективом здешнего экспериментального цеха. Вы и ваши коллеги многих знаете в лицо, начальство КамАЗа и ЯМЗ тоже, наверное, знакомы, в том числе по этой общей работе. Почему тогда ни в каких публикациях, интервью в центральных СМИ Ярославский моторный завод не упоминается? В том числе по итогам последних ралли «Вызов пустыни»?

– Я не знаю, что там написали, я не видел. Мы на ярославских моторах ездим с 1994 года, и никаких серьезных замечаний к ним у нас не было. Были разовые неприятности в 2001 году. А в принципе за десять лет сотрудничества можно сказать одно: в целом двигателями мы довольны и надеемся на продолжение сотрудничества.

– И последний вопрос о предстоящем марафоне «Париж – Дакар». Расписание, маршрут – все, что можно сказать в дополнение к тому, что он стартует 1 января.

– До конца ноября это был секрет, чтобы участники не успели разведать трассу. Первые три дня едем по Франции и Испании. Потом Африка, по которой предстоит пройти 11 тысяч километров, из них 60 процентов – скоростные участки. Гонка на этот раз будет очень трудной – организаторы сделали этапы длиннее обычного. Пройти не 500 км в день, а 750, как это будет в Мавритании и Мали, конечно, гораздо тяжелее. Один из самых трудных дней – 7 января, там будет 1000-километровый прогон. Финишируем в Сенегале на Розовом озере. Но до него еще надо добраться – по каменистым дорогам, равным плато, пескам.

– Ярославцы будут за вас болеть. Удачи вам и победы!

– Будем стараться, чтобы не разочаровать наших болельщиков.

P. S. Нетрудно понять Владимира Чагина, он спортсмен, дипломатические вопросы не в его компетенции. Но, может быть, руководство «Автодизеля» когда-нибудь объяснит все-таки ярославцам, почему оно мирится с замалчиванием роли предприятия в победах команды «КамАЗ-Мастер»? Никто не ждет комплиментов. Но добиться, чтобы называли предприятие, создающее двигатели для автомобилей-победителей, наверное, все-таки нужно. Машины с мотором, но без моторного завода – такого не бывает.

Читайте также
  • 29.12.2011 «Дакар-2012» начнётся с новостей И снова в нём участвуют ярославцы. Команда «КамАЗ-мастер», многократный призёр и десятикратный победитель этого трансконтинентального супермарафона,
  • 27.01.2011 Свои и чужие на «Дакаре» Громкая победа команды «КамАЗ-Мастер» на крупнейшем автомобильном состязании планеты «Дакар-2011» не могла не вызвать звучное эхо.
  • 18.01.2011 Победа с ярославскими двигателями Президент Дмитрий Медведев поздравил команду «КамАЗ-мастер» и Владимира Чагина с победой в ралли-марафоне «Дакар-2011». Он назвал
  • 21.12.2010 На «Дакар» через Атлантический океан Десять автомобилей КамАЗ с двигателями Ярославского моторного завода пересекли на пароме Атлантический океан и подплывают сейчас к Буэнос-Айресу. &nbs
  • 13.01.2010 Вперёд по пустыне АтакамаРалли-рейд «Дакар-2010» по-прежнему возглавляет команда «КамАЗ-Мастер» на грузовиках с двигателями Ярославского моторного завода.
  • 11.11.2009 На «Дакар-2010» в Южную АмерикуАвтомобили КамАЗ с двигателями Ярославского моторного завода примут участие в очередном суперралли «Дакар-2010». Первый двигатель, специально
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают