вторник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 31 мая 2007

Футболист из стратегической группы

Когда Роман Шаронов играл в казанском «Рубине», он получил прозвище «Лев». И оно его уже успело слегка утомить – татарская пресса всякий раз (по делу и не по делу) сравнивала фактурного защитника с царем зверей. Но что было делать нашим коллегам, если Роман похож на властителя саванны практически во всем: от внешнего вида до манеры борьбы.

автор Беседовал Анатолий КОНОНЕЦ

 

Сегодня иногда даже кажется, что это не он охотится за нападающими соперника, а они идут к нему, как дичь на ловца. Что немудрено – многие футболисты первой лиги впервые вживую видят игрока сборной России и бронзового призера чемпионата страны. В его биографии, которая сама по себе читается как роман, есть и не менее интересные страницы – к примеру, полугодичная «командировка» в китайский город Фуабо. Или гол, забитый «Локомотиву» практически с центра поля – «за шиворот» вышедшему вперед вратарю. Мечта великого Пеле, между прочим…

– Роман, вы до сих пор являетесь автором редкого по красоте, но при этом единственного гола в Премьер-лиге. Не мучает зависть по отношению к друзьям-форвардам, которые отличаются, бывает, и по два раза на неделе?

– В профессиональном футболе такого рода чувствам места нет. Можно и хет-трик сделать, но что в нем толку, если команда проиграет?

– Тогда поставим вопрос иначе: почему вы избрали амплуа защитника, а не нападающего?

– Футбол сам расставляет все по своим местам. Я, к примеру, начинал как опорный полузащитник. Но в той тактиче-ской схеме, которую сегодня исповедует «Шинник», от моей игры больше пользы, когда я занимаю место в центре обороны. И не потому, что я стал медленнее двигаться или утратил чувство паса. Просто я располагаю некоторыми качествами, более эффективными на этой позиции.

– Тем не менее, нюансы вашей игры способны оценить, к примеру, двадцать процентов зрителей. А после гола в овации заходится весь стадион...

– Мне, наверное, везет на города, где я играл: и в Казани, и в Ярославле, пусть и не всегда на сто процентов заполняется стадион, зато практически все болельщики в футболе разбираются. Зрители аплодируют не только эффектным, ярким действиям, но и тем эпизодам, в которых не все однозначно и очевидно.

– В Китае тоже везло?

– В каком-то смысле – да, хотя это не имеет отношения к трибунам. Китай – еще во многом коммунистическая страна. Поэтому там заботятся, в первую очередь, о «стройности рядов». К примеру, не подписывают контракт с футболистом, не прошедшим тест Купера на выносливость. Не сдал – не годен, даже если на «Стад де Франс» два гола подряд забил.

– Так в чем везение-то?

– В том, что я тест Купера сдал. И в том, что тренер попался не самый «китайский», у него мы больше все-таки, занимались с мячом (хотя и функционально тоже работали много – для Китая это святое). А некоторые знакомые ребята говорили, что для них кросс дважды в день – вещь привычная.

– А как в Китае поставлено дело с подготовкой детей? Или в то время они еще не начали всей страной готовиться к Олимпиаде?

– Честно скажу – за полгода не успел присмотреться к этому футбольному аспекту внимательно. Другое радует: в России с этим вопросом стало гораздо лучше. Первые два месяца в Ярославле я радовался тому, насколько сильна инфраструктура команды «Шинник» – буквально каждая мелочь продумана. А потом заметил и то, насколько здорово поставлена работа с детьми. Все профессионально экипированы, располагают полями с искусственным покрытием, на которых можно заниматься круглый год, на соревнования стабильно выезжают... Никакого сравнения с теми условиями, в которых я начинал заниматься футболом – хотя это было в Москве. Кстати, и Казань понемногу разворачивается лицом к детскому футболу.

– Все о чем вы сейчас сказали – только основа айсберга под названием «футбол», вершина же его – тренер... Не будет хороших детских тренеров – и кому нужны эти поля и эта экипировка? Вопрос как к человеку, который неоднократно заявлял, что готов стать по окончании карьеры дет-ским футбольным тренером...

– Да, я одну из таких возможностей для себя не исключаю. Но в будущем – а пока не собираюсь заканчивать с карьерой игрока. Что же до моих взглядов на воспитание футболистов... Есть у меня некоторая убежденность, что лет до десяти-одиннадцати мальчишек не нужно перегружать специальными упражнениями. Они в этом возрасте хотят только играть – так пусть играют. Зачем отбивать желание у человека, который в силу возраста просто не способен осознать пользу тех же кроссов? Со временем, когда он будет воспринимать футбол, как дело своей жизни, то найдет мотивацию и для рутинной работы – но гораздо больше шансов, что в девять лет он от нее вернется в дворовый футбол. Что говорить о детях – мы с начала сборов набирали форму, в основном, через работу с мячом: и пока неплохо получается...

– «Пока неплохо получается» – это еще и потому, что Сергей Николаевич обоих центральных защитников и основного вратаря уже успел назвать «стратегической группой» и заявить, что менять их ради собственно ротации состава не собирается?

– Вообще, каждый футболист скажет, что игровая практика – главная составляющая его нормального состояния. Однако все мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что весь сезон в первой лиге отыграть без спадов невозможно. Важно правильно прогнозировать эту ситуацию и не допускать, чтобы спад в игре отдельных футболистов приводил к снижению результатов команды. В этом смысле очень важна длина скамейки – и в «Шиннике» она позволяет без ущерба для качества игры заменить игрока любого амплуа в любую минуту.

– Бывают ли ситуации, когда моральная и психологиче-ская усталость превалирует над физической?

– Я скажу больше – именно в играх чемпионата России среди команд первой лиги эти ситуации возникают гораздо чаще, чем в играх Премьер-лиги. К примеру, гораздо больше нервов пришлось отдать в играх с «Анжи» и «Мордовией», чем в противостоянии с «Торпедо» и «КамАЗом».

– Почему?

– Во-первых, график чемпионата: когда между встречами с двумя соперниками высокого класса приходится играть с аутсайдером, очень тяжело настроиться именно на последнего. Играем с «Мордовией», мыслями находимся уже в Новотроицке... У соперника же, напротив, недостатка в мотивации нет. Во-вторых, многие из соперников, знающих, что они заведомо уступают нам в классе, изначально готовы к борьбе «на своем поле». К примеру, можно не столько играть, сколько спорить с судьями – и темп падает, и внимание у оппонентов снижается. В-третьих, в первом дивизионе больше переездов и перелетов, чем в Прьемьер-лиге, а условия восстановления не везде соответствуют уровню команды. В итоге, наибольшее удовлетворение доставила игра с «Торпедо», а самая тяжелая игра выдалась пока с «Анжи». Да и с «Мордовией» показали вовсе не тот футбол, который могли бы.

– Продолжая разговор о нервном напряжении: в одном из своих интервью, которое выложено на вашем сайте, вы говорили, что после женитьбы вам стало проще отрешаться от футбольных переживаний. Как следствие, возросла эмоциональная устойчивость и стабильность...

– А у меня есть сайт?

– Вы будете удивлены, но есть. Судя по всему, его создали ваши поклонники из Казани.

– Надо же... Спасибо. Что же до моих семейных обстоятельств, то моя жена Надежда переехала в Ярославль практически одновременно со мной. Конечно, всякий профессиональный спортсмен находится дома меньше, чем ему и его семье хотелось бы. Однако поблизости расположена Москва, куда Надежда наведывается во время выездов «Шинника» за пределы региона – в столице у нас родственники имеются. Когда же мы находимся в Ярославле, Сергей Николаевич позволяет нам отдыхать в кругу семьи. В разумных пределах, конечно...

– Возвращение в Премьер-лигу, где вы, судя, опять же, по словам, сказанным пред сезоном, не против того, чтобы поиграть в составе «Шинника», требует определенных лишений. Но тут возникает другой вопрос: лимит на легионеров хоть и снижается, но все равно еще долго будет значительным. Может получиться так, что место в Премьер-лиге отвоевывают одни, но пользоваться этим будут другие...

– С одной стороны, этот вопрос не в моей компетенции. Я футболист и моя задача – делать свою работу так, чтобы на мое место работодателю не было необходимости искать другого «сотрудника» с любым паспортом и гражданством. С другой стороны, я, конечно, располагаю своим взглядом на этот вопрос. О том, что с определенного момента наплыв иностранцев начал создавать проблемы для нашего футбола, все прекрасно понимали еще в начале десятилетия. К примеру, в той же Казани играли легионеры, которые сегодня и в первой лиге сидели бы в запасе. Однако место на поле занимали именно они, а не перспективные российские ребята. Уже тогда это стало серьезной проблемой и для сборной нашей страны. Тем не менее, воз сдвинулся с места, только когда об этом общеизвестном факте заговорил Президент России. Лимит на легионеров, наконец, ввели, но российский футбол все равно не сумел избежать противоречия: сразу вводя жесткий лимит на легионеров, мы рискуем понизить уровень чемпионата, снижая их количество недостаточно быстро, лишаем себя будущего... Может быть, не стоило ждать, пока президент вмешается?

– Наверное, многие теперь ждут, когда президент займется разрешением упомянутого вами противоречия...

– Нет, я думаю, что здравый смысл понемногу начинает побеждать. Те же спартаковцы или динамовцы все чаще и чаще вводят молодых ребят в состав на самые серьезные позиции...

– «Шиннику» многие оппоненты как раз пеняют на то, что основные позиции в нашей команде занимают возрастные игроки. А вы чувствуете конкуренцию со стороны игроков запаса?

– Это хороший вопрос, но он, что называется, с подтекстом. Ближе к концу чемпионата этот подтекст станет не особенно актуален – тогда и попробую на него ответить...

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают