четверг 09

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 02 ноября 2007

Заколдованная слободка

нет фото

Прихорашивается Ярославль к тысячелетию. Всё белее отреставрированные стены Спасо-Преображенского монастыря, строятся храмы, гостиницы, поликлиники. Зоопарк, вон, за Волгой открылся. А в трёх остановках от сердца города, от его исторического центра – свой «зоопарк». Называется – Коровники. Там люди не первое десятилетие живут в таких условиях, в каких не всякий зверь выживет. По уши в грязи, без дорог и газа. Изнеженным благами цивилизации жителям других районов Ярославля в Коровники лучше не заглядывать вообще – шок и стресс обеспечены.

автор Евгений АВЕНИР

 

СПИЛБЕРГ, АУ!

Коровники могли бы стать источником нешуточного долларового дохода. Чтобы заработать на них бешеные деньги, нужно просто созвониться с Голливудом и заманить тамошних продюсеров в Ярославль, на натуру взглянуть. Желательно – осенью или весной, в распутицу. Таких декораций для фильма ужасов или мистического триллера сам Спилберг не измыслит.

Сразу за новенькой, всего два года назад выстроенной баней начинается полотно в стиле Босха, написанное грязью. Метров через сто щербатый асфальт кончается вовсе. «Проблема с дорогами у нас одна – их нет,» – говорят местные жители. Зимой Коровники засыпает снегом по окна, и никто дорог не чистит – их просто укатывают. Было дело – два года подряд присылал избранный в муниципалитет от района депутат Миша Халтян трактор, но в прошлом году и тот куда-то исчез. Теперь всё проще – автомобилисты раскатают колею, а к весне солнышко превратит дорогу в ледяное корыто, по которому машины ползут на днищах. Цивилизация!

Рядом с вызывающе аккуратными коттеджами – остовы сгоревших халуп. Зарастающие осокой ямины по обочинам, у самых домов. Жидкая грязь, ухабы. Кучи разнообразного строительного сора и хлама в самых неожиданных местах. Как люди умудряются так замусорить собственную среду обитания? А очень просто.

По оценкам архитекторов, жилой район Коровники – это тысячи построек. Но мы говорим в основном о «сердце района» – примерно о 120 исконных, «коренных» домах бывшей Коровницкой слободы. Для них хватило бы трёх-четырёх контейнерных площадок, в просторечии – помоек. Ярославль в этой сфере накопил богатый опыт, повсюду в городе к евроконтейнерам с крышками уже привыкли. А по Коровникам, словно по деревне Зюзькино, просто ездит машина-мусоровозка.

Проезжает она по средам и субботам в пять вечера. Многие в это время ещё на работе, но кого это волнует? У некоторых коттеджей посолиднее машина встаёт на долгую стоянку, ждёт, пока наёмные рабочие загрузят остатки жизнедеятельности хозяев жизни. На некоторых улицах не появляется вовсе. А счета за вывоз мусора, между прочим, приходят всем...

Кроме того, у простых смерт-ных, без тяжёлого бумажника или мохнатой лапы где надо мусоровоз строительный и крупногабаритный мусор просто не берёт. Куда девать старый диван или обломки штукатурки, оставшиеся после ремонта? На горбу тащить по ухабам в город? Или всё-таки прямо на дорогу выбросить? Догадайтесь с трёх раз, какой вариант предпочтительнее...

ХУЛИГАН-ОРДЕНОНОСЕЦ

А в администрации Фрунзенского района на все вопросы ответ один: «Денег нет!». Приехал как-то местный житель, еле пробившись сквозь густой снегопад в администрацию, и просит весьма высокопоставленного специалиста по благоустройству: «Почистили бы вы нам улицу, а?» Чиновник глянул этак строго и по-отечески спрашивает: «А вы на машине сюда приехали?» «Да!» – отвечает спроста проситель. «Ну вот, вам надо, вы и чистите!»

Нет, без внимания администрация Коровники не оставляет. Комиссии посещают район частенько. Но почему-то строго летом, когда дороги сухие и вокруг столько зелени, что даже чуждому поэзии человеку невольно хочется сравнить здешние места с райскими кущами. Побродят чиновники, возьмут на карандаш, где дрова раскиданы, с аборигенами побеседуют: «Почему у вас дрова здесь лежат?» «Так топлю я ими». «А-а. А почему кусок рубероида на дорогу бросили, экологию портите?» «Так здесь же осенью яма будет мне по пояс, хоть как-то засыпать!» «Н-да, а зачем окурок на дорогу кинули? Сами мусорите, а потом жалуетесь!»

Это не шутка, про окурок-то, один из местных жителей имел такой разговор, слово в слово, с весьма важным господином из администрации.

Чиновники изо всех сил стараются поймать жителей Коровников на неаккуратности. Был случай пару лет назад – вызвали на комиссию восьмидесятилетнего старика, у него угольный ящик стоял у забора. Ещё тогда стоял, когда никого из вызывавших его «на ковёр» и на свете-то не было. С дедушкой приехал сын. По его словам, «такого шоу он в жизни не видел». То ли семь, то ли восемь очень сытых и строгих дядек даже не предложили ветерану с целым иконостасом боевых наград на груди присесть. Минут пятнадцать увещевали деда, у которого от волнения руки тряслись, отчитывали, как хулигана из ПТУ, а под конец смилостивились – штрафовать не стали, но ящик убрать повелели.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД­САД?

Бывшая Коровницкая слобода – место низкое, сырое, почти яма. У волжского берега сразу начинается пойма Прот­винского и Безымянного ручьёв. Грунтовые воды буквально подпирают снизу.

И всё же, Коровники – уникальное место, райский уголок. На Туговой горе – единственная в нашем равнинном городе площадка, с которой просматривается весь историчес­кий центр. Зелень, тишина, виды на Волгу и Которосль – дух захватывает. Недаром во времена перестройки и грянувшего за нею «великого переселения народов СНГ» в Коровниках обосновалось немало приезжих – людей практичных, умеющих селиться в перспективных местах.

Когда сюда проведут природный газ (не позже, чем через пару лет), район станет сверхпривлекательным. Можно только представить себе страсти, которые вспыхнут вокруг участ­ков, годных под строительство коттеджей. Кое­кто опасается, что вспыхнут не только страсти, но и дома местных жителей, которые не пожелают уступать насиженное место новым хозяевам.

Но фамилия автора статьи – не Нострадамус, не будем о будущем. Лучше спросим у прошлого: не­­ужели никто не пытался реконструировать район, что­то построить, кроме шиноремонтных мастерских да коттеджей на берегу Которосли (роскошных, но панораму «ломающих»)?

Местные жители показывают старые фотографии: «А вот моя мама, ей на этой фотке семь лет. Ух, в грязи­то, по уши! У нас всегда грязно было! При советской власти, правда, привозили деревья, заставляли сажать, а вообще­то и строить ничего не разрешали аж до середины 90­х. Вроде, какие­то планы развития были, то ли мост через Волгу собирались забабахать, то ли оперный театр».

Слухи не врут – Южный мост через Волгу действительно собирались строить чуть выше речного порта. И оперный театр здесь планировался. Как грандиозные, так и скромные планы реконструкции и застройки Коровников рождались постоянно. Вот только возмужать и вырасти довелось не всем проектам.

Ещё в середине 70­х на самом высоком областном уровне мечтали о девятиэтажных домах, крупных объектах, радиальной схеме застройки и даже гаванях на Волге. Немало сил и средств было потрачено... просто так. Потому что к 1989 году был разработан проект зоны охраны памятников Ярославля, а грандиозные советские планы ему соответствовали, мягко выражаясь, не совсем. Затем были созданы несколько более скромных проектов детальной планировки и просто планировки. Их не удалось провести через стадию окончательного согласования из­за того, что уточнялся и совершенствовался генеральный план застройки Ярославля.

Сейчас генеральный план принят. Московский ЦНИИП градостроительства работал параллельно с «Ярославльграж­данпроектом». Питерские специалисты корректируют Проект зоны охраны памятников города Ярославля, который, по идее, следовало закончить до окончания разработки генплана. Приобрёл статус закона новый Градостроительный кодекс, и кое­что в прежних разработках теперь придётся пересматривать.

В общем, труда архитекторов вложено столько, что впору пол­Парижа перестроить, но пока что Коровники остаются неблагоустроенной деревней, язвой под сердцем города.

Тем не менее ударными темпами строится квартал от улицы Златоустьинской, квартиры в нём уже распроданы. Там возводятся четырёх­ и шестиэтажные дома, а будут ещё и семиэтажки. Всю их бетонную красу после завершения строительства можно будет увидеть со Стрелки, от Спасского монастыря. А проб­лему того, что дома стоят в низине, решили простым сабельным ударом – нижние этажи заняты нежилыми помещениями, например, закрытыми автостоянками.

Красота­то какая, а? Идёшь по бывшим Коровникам, а вокруг – глухие стены гаражей. Встанешь на Стрелке панорамой тысячелетнего города полюбоваться – а на том берегу семиэтажки стиля «долларовый модерн». Они будут как бы спорить с храмовым ансамблем в Коровниках, и кто «переспорит», увы, неизвестно.

По мнению разработчика некоторых проектов щадящей застройки Коровников, ведущего архитектора ЗАО «Ярос­лавльгражданпроект» Ольги Мазановой, такая жёсткая урбанизация грозит ещё и Тверицам. Город захватит и сомнёт Коровники, потому что так велел Его Величество Рубль. А вот сада здесь может и не быть.

ДЕЛО – ТРУБА

Чего с наибольшим нетерпением ждут жители Коровников? Трубы!!! В смысле–газа. Дом можно отремонтировать, телефонную связь наладить, купив мобильник, воду набрать в колонке, по дороге «проплыть» в сапогах. А обо­­греться чем? Центрального отопления в районе нет и уже не будет, настало время установки индивидуальных котлов. Запас угля для среднего дома на зиму в нынешних ценах обходится в 6 – 7 тысяч. И цены будут расти. Плюс дрова, без которых уголь не разгорится. Включённый обогреватель на сегодня съедает 3 рубля в час, то есть около 70 целковых в сутки, и цены тоже растут. А готовить на печке каково? Мест­ные жители убеждены, что пока в район не проведут газ, о его развитии говорить просто смешно. А вот когда проведут – тут­то и начнём преображаться!

Кооператив по газификации «Волга» был создан вскоре после того, как в 1997 году отменили запреты на благоуст­ройство района по инициативе «снизу» (до 1980 года в Коровниках даже прописаться было невозможно). Председатель кооператива Елена Головина и её помощники начали «бег на длинные инстанции». Администрация тюрьмы запрещала геодезическую съёмку. От СЖД требовалось разрешение на прокладку труб через пути. Мэрия, которая после полного уточнения всех местных деталей должна подвести магистральную трубу, выставляла свои условия. На некоторые согласования, что по правилам делаются в течение двух месяцев, уходило полгода.

Но всё ког­да­то кончается. И «бумажная война» тоже кончилась. К лету 2005 года проект был готов. Нежданно­негаданно нашлись предприимчивые «помощники». Сперва предложили «Волге» помощь, а затем... заявили во Фрунзенский РОВД и прокуратуру, что верхушка кооператива якобы разворовывает деньги пайщиков.

Немедленно последовала проверка, которая не обнаружила в «Волге» никаких злоупотреблений. Зато после проверки все копии документов кооператива, которые кроме как доблестным стражам порядка никому не выдавались, таинственным образом оказались у тех самых людей, что жаловались на воровство. Эти борцы за справедливость, вооружившись копиями, посетили «Ярославльгражданпроект», налоговую инспекцию, Фрунзенскую администрацию, арбитражный суд и в результате... учредили ещё один кооператив «Волга». Встречные суды, ещё четыре проверки ОБЭПа, неразбериха в документах...

Эта история сопровождалась множеством безобразных сцен. Кто­то обещал поджечь чей­то дом, а кто­то в ответ обещал кого­то посадить. Обзывали друг друга очень нехорошими словами. Помощницу депутата Веры Никольской выталкивали с собрания членов кооператива. Требовали у архитекторов проект на руки, потому что председатель «Волги» якобы уже то ли в тюрьме, то ли в федеральном розыске (в этот момент Головина спокойно пила дома чай)...

Сейчас руководство первой «Волги» наотрез отказывается отдавать выстраданный проект в чужие руки и упорно надеется всё­таки провести в Коровники газ. А руководство новой «Волги» обещает, что проведёт газ без «проворовавшейся» старой «Волги», а кто против – газа не получит. Попутно в район приезжают грузовики и валят строительный мусор в местах, где по проекту должен пролегать газопровод. А их водители на вопросы местных бабушек отвечают: «Нам сказано тут высыпать, чтоб у вас газа не было».

Словом, заколдованное это место... Все его делят, но никто не благоустраивает. Дорог нет, повсюду кучи мусора. Коттеджи и развалины. Люди ссорятся, деля шкуру неубитого медведя, то есть непроведённый газопровод. Чиновники устраивают никому не нужные комиссии. Изредка вспыхивают национальные распри, которые не принято афишировать. Кто­то держит дома десяток коров, а навоз сливает на улицу. Большинство жителей обзавелось автомобилями. Вид на реку – век смотри, не насмотришься. Глухие заборы «въезжают» на тротуары, мешая людям ходить. Один за другим лопаются проекты реконструкции и возрождения. Богачи ведут застройку вопреки нормам и традициям. Гордо возвышается рядом с дивной красоты храмом тюрьма.

Это что? Российская Федерация? Или ярославский район Коровники, что в трёх остановках от исторического цент­ра города?

Неважно, разница ведь только в размерах...

Читайте также
  • 16.01.2013 Против гололеда – природный реагентПешеходы в Ярославле скоро начнут завидовать водителям, передвигающимся по оживленным трассам, если уже не завидуют. На тротуарах в большинстве своем коварный
  • 10.01.2013 Манёвр «Фольксвагена» привёл к катастрофе Всех потрясло трагическое ДТП, которое произошло 3 января. В этот день в 15.26 в управление МЧС поступило сообщение о столкновении на 312 километре трассы
  • 20.12.2012 В Переславском районе появится мост для животных Уникальный объект будет возведён в Переслав­ском районе в рамках строительства трассы-дублёра М-8. Экодук представляет собой широкий путепровод
  • 20.12.2012 И суровой зимой тянет в дорогуНа дворе минус двадцать, в серых стылых сумерках расплываются очертания часовни Александра Невского, мы стоим на улице Депутатской и беседуем с велосипедистом
  • 19.12.2012 У трассы появится дублёр В Ярославле прошла пресс-конференция, посвящённая итогам и перспективам реконструкции федеральной трассы М-8. Особое внимание было уделено участку дороги в Ярославской области.
  • 17.01.2002 Дорога «поплыла» Как уже сообщала наша газета (см. номера за 27 декабря и 12 января), по льду Волги у Мышкина была сооружена дорога для проезда автотранспорта.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают