понедельник 06

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 26 марта 2008

«Локальные мелочи» поселенческой жизни

Нет – грязным подъездам, разбитым тротуарам и облупленным стенам домов. Да – ухоженным газонам, чистым лестничным пролётам и сияющим свежей краской фасадам зданий. Почёт и уважение передовикам-благоустроителям. В такой «лозунговой» манере можно кратко охарактеризовать идею проводимого в нашем регионе ежегодного конкурса среди городов, посёлков и деревень на звание «Самый благоустроенный населённый пункт Ярославской области».

автор Наталья ВИНОГРАДОВА

 

Справедливости ради нужно отметить, что устроители этого состязания, оценивая «этикетку» – внешнее обустройство отдельно взятой территории, не забыли и о прочих составляющих жилищно-коммунального комфорта. Без внимания конкурсной комиссии не остались застроенность земель, состояние жилищного фонда, площадь парков, садов, скверов, численность населения.

Учитывалось количество проведённых субботников, спортивных и детских игровых площадок, благоустроенных мест отдыха, площадь ликвидированных и существующих несанкционированных свалок, безопасность дорожного движения, размещение и содержание наружной рекламы. Анализировались протяжённость и состояние улиц, дорог и сетей: тепловых, электрических, водопроводных, канализационных, газовых.

Подобный конкурс проводится в Ярославской области почти десять лет, но он не единственный в своём роде. Существует его всероссийский аналог, и некоторые населённые пункты нашего края, к примеру Переславль и Углич, уже принимали в нём участие.

С каждым годом число конкурсантов-благоустроителей областного уровня увеличивается, а потому и борьба за право называться лучшим населённым пунктом идёт серьёзная. В этом году первые места в своих категориях завоевали города Переславль-Залесский, Данилов и посёлок Отрадный Угличского района. Вторые места у рабочего посёлка Петровское Ростов­ского района и села Новый Некоуз. Третье место поделили город Мышкин и посёлок Дубки Ярославского района.

По мнению организаторов конкурса, он позволяет стимулировать активность местных властей. Благоустройство приводится в единую систему, развитие территории местные главы начинают соотносить с собственным бюджетом, на местах проводятся аналогичные конкурсы – «Самый красивый палисадник» или «Лучшая придомовая территория». В целом, как считают специалисты областного управления по вопросам местного самоуправления, со вступлением в силу федерального закона о местном самоуправлении и с передачей на места многих полномочий, благоустройству населённых пунктов стало уделяться большее внимание.

При централизованной системе управления в первую очередь решались глобальные проб­лемы, такие как подготовка к отопительному сезону, строительство в районе дорог. При этом о «мелочовке», благоустройстве территорий в населённых пунктах: оформлению фасадов, мест отдыха, установке дет­ских городков и уличного освещения вспоминали в самую последнюю очередь, и соответственно деньги на это отводились по так называемому остаточному принципу.

Но ведь эти «локальные мелочи» и составляют повседневную жизнь большинства селян. Их в первую очередь интересует, чтобы горел фонарь на улице, не было возле дома неубранной помойки, а ребятишки могли поиграть на настоящей детской площадке, которая не хуже, чем в городе.

Об этом власти в поселениях знают не понаслышке. Ведь именно к ним идут люди со своими проблемами и просьбами о помощи. И кому, как не этим властям, решать, куда прежде всего нужно направить деньги, какая проблема требует незамедлительного вмешательства, а какая может и подождать.

В 2003 году в нашей стране был принят федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Прошло несколько лет, но споры о целесообразности и нужности подобной перестройки структуры органов самоуправления не утихают. «Не дай вам бог жить во времена перемен» – известная мудрость как нельзя лучше характеризует состояние любого, кто так или иначе стоял у истоков реализации этого закона на местах.

Поначалу вопросов оказывалось больше, чем ответов: новое территориальное и административное деление, переход от общерайонного к «индивидуальным» бюджетам поселений, появление у властей на местах новых полномочий, требующих квалифицированных специалистов и значительных денежных средств. Всё это не прибавляло популярности новому законопроекту. Однако прошло несколько лет, постепенно ситуация стала выравниваться, и всё реже сегодня слышатся негодующие восклицания. Конечно же, проблемы остаются, и их немало. Но, похоже, народ уже осознал неизбежность перемен, и, как обычно бывает, эмоции сменил конструктивный подход – если ничего нельзя с этим сделать, значит, нужно решить, как с этим жить дальше.

Деловой подход в Ярослав­ской области можно было отметить уже на начальной стадии реализации закона о местном самоуправлении. Возможно, поэтому наш регион в данном отношении хоть и не в лидерах, но прочно стоит на позициях крепкого середнячка.

По мнению начальника управления по вопросам местного самоуправления Александра Бурова, серьёзным достижением стало относительно небольшое по сравнению с другими областями ЦФО число муниципальных образований – 112. Для примера: на костромской земле их 303, на вологодской – 372. Но и это не рекордсмены, есть субъекты Федерации, в составе которых около тысячи муниципальных образований (Татарстан, Башкортостан). В этом случае практика показала, что количество не равно качеству. Множественное деление территории создаёт объективные трудности для реализации самоуправленческих идей, тогда как укрупнение позволяет внедрить новые формы работы с минимальными потерями.

В этой связи можно упомянуть о кадровой политике. В каждом существующем муниципальном образовании есть своя администрация, штат специалистов. В результате в нашей области при сохранении общего объёма полномочий на 24 процента увеличилось число муниципальных служащих. Вряд ли в этом случае коэффициент эффективности будет высок. Тем более, что многие поселения передают свои полномочия по соглашению в район. Региональные структуры должны заняться ревизией имеющихся полномочий и в связи с этим – контролем за целесообразностью содержания поселенческого аппарата.

В процессе реализации федерального закона плюсом для нашего региона стала возможность постепенного его введения. С января 2006 года на Ярославской земле вступил в силу областной закон о переходном периоде, в котором предусматривалась трёхступенчатая система реализации федерального закона № 131. После подготовительного периода, когда было осуществлено деление территорий, определён их статус и проведены выборы во власть. В 2006 году новые муниципальные образования-поселения жили ещё по смете, без бюджетов. В некоторых вновь созданных администрациях не было мебели, оргтехники, автотранспорта, особенно на тех территориях, где глава местной власти «не пришёлся по душе» руководителю района.

На приобретение материально-технической базы в помощь муниципальным образованиям из областной казны было выделено 40 миллионов рублей. Были организованы курсы для глав и специалистов поселений по обучению работе с бюджетом и решению других вопросов. С января 2007 года появились поселенческие бюджеты, и был определён перечень полномочий, которые постепенно передавались на места. Сначала четырнадцать полномочий из существовавших тридцати. При этом в случае, если поселения «не справлялись» с реализацией принятого полномочия, они могли передать его обратно в район после заключения специального соглашения. Здесь были особенно важны межмуниципальное сотрудничество, умение и, главное, желание руководителей различных ветвей власти договариваться.

– Когда нет межличностных конфликтов и взаимоотношения налажены, тогда и закон о местном самоуправлении реализуется нормально, – говорит Александр Буров. – Есть у нас положительные примеры Любимского, Мышкинского, Борисоглеб­ского районов. Некоузцы единственные к 2006 году более всех были готовы «войти» в 131-й закон. Местное руководство целенаправленно к этому готовилось, исходя из особенностей своей территории. К примеру, единое МУП ЖКХ здесь было разделено на несколько жизнеспособных МУПов, для каждого поселения. Такого не было нигде в области.

А там, где отсутствовала чёткая договорённость, кто за что отвечает, не было поддержки и каждый старался «перетянуть одеяло на себя», там, естественно, ситуация с реализацией закона оставляла желать лучшего.

При этом названные проблемы накладывались на другие, объективные – трудности с выполнением некоторых полномочий. К примеру, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, выполнение градостроительных функций. С мая этого года на местный уровень будет передано и жилищно-коммунальное хозяйство, а к 1 января 2009-го в собственности муниципальных районов не должно оставаться непрофильного имущества, всё нужно «отправить» в поселения. Так что головной боли у поселенческих руководителей пока не убавится.

Читайте также
  • 14.04.2011 Кто составит протокол? Депутаты Совета Рыбинского муниципального района не смогли наделить глав сельских поселений дополнительной властью. Рыбинский городской суд удовлетворил
  • 26.02.2009 Поселения, объединяйтесь!В воскресенье, 1 марта, именно с таким лозунгом пойдут на избирательные участки 15 тысяч жителей Ярославской области в четырнадцати поселениях Мышкинского,
  • 29.01.2009 Три поселения сольются в одно Муниципальные советы Владыченского, Колодинского и Пригородного поселений в Пошехонском районе назначили на 1 марта 2009 года голосование граждан, живущих на их территориях.
  • 02.07.2008 Вопрос о полномочияхПОШЕХОНЬЕ. В администрацию городского поселения Пошехонье обратились граждане с вопросом «Когда будут переданы полномочия от района городскому поселению
  • 27.06.2008 Самый трудный законСегодня в Гаврилов-Яме состоится собрание представителей Гаврилов-Ямского района. Оно внесёт поправки в бюджет, поскольку в связи с изменением некоторых
  • 05.03.2008 О механизмах реформирования ЖКХ12 февраля состоялось совместное совещание глав поселений Ярославского муниципального района и депутатов муниципальных советов поселений, на котором был
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают