среда 17

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 27 ноября 2008

Призрак с ружьём на разливе души

нет фото

Совсем недавно в жизни Волковского театра и Ярославля произо-шли два знаменательных события. Один из признанных лидеров труппы – Евгений Мундум – был удостоен почётного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Напомним, что в 2007 году актёр стал лауреатом областной премии имени Фёдора Волкова «За вклад в развитие традиций русского театра». Вторым событием в театре и в городе стало возвращение «Утиной охоты» Александра Вампилова, где роль Зилова играет всё тот же Евгений Мундум.

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

Мундум в его сценических воплощениях – наш ещё не узнанный до конца российский Гамлет с его мучительными душевными болями, надрывами и прозрениями, с чистой, не расплеснутой душой... И одновременно Мундум – многоликий лицедей, Воланд, «изящнейший сатана», запрятавший свой хвост под фалды фрака...

Премьера «Утиной охоты» в постановке иркутского режиссёра Александра Ищенко, земляка Вампилова, состоялась в конце театрального сезона 2007 года. Спектакль прошёл всего несколько раз. Затем наступила «глухая пора листопада». В период административного безвременья «Утиную охоту» быстро выкинули из репертуара. «Где «Утиная охота»? – спрашивали зрители, тосковавшие по Вампилову. Спектакль тихо похоронили. Ликовали администраторы, освободив себя от вампиловских забот. «Утиная»? Наш зритель приучен к шоу, развлекательным зрелищам! Это ж не комедия, которую легко продать! Да и кто он такой, этот ваш Вампилов?!»

Возвращение «Утиной охоты» Вампилова на сцену – знак творческой воли нового руководства театра, весьма встревоженного доминированием в афише театра развлекательного репертуара. Вампилов писал «Утиную охоту» – трагическую комедию человеческой жизни – с тем надрывом и болью, с какой Борис Пастернак, чувствовавший приближение «оптовых» смертей в 30-х, пытался спрогнозировать собственную судьбу...

Рослый стрелок,

осторожный охотник,

Призрак с ружьём

на разливе души!

Не добирай меня

сотым до сотни,

Чувству на корм

по частям не кроши.

В этих строчках и боль Зилова. «Утиная охота» – конец 60-х... Названия фильмов этого времени как будто говорят о просветлённой сути эпохи. Ледоход в «Чистом небе», «Весна на Заречной улице», время обновлений и надежд. Народ поёт Булата Окуджаву про синий случайный троллейбус в ночи, пассажиры которого, забыв личные заботы, дружно бросятся спасать того, кто погибает от отчаяния. Но «Утиная охота» Вампилова подвела черту под эйфорией и утопиями 60-х годов. Надвигалось оптовое безвременье, удушье 70-х.

В интерпретации Евгения Мундума Зилов – трагический герой разрушенной гармонии. Общего нестроения нашей жизни. Он – лишь его кричащая и корчащаяся в судорогах клеточка.... Вампиловский герой очень точно вписывается и в прошлое, и особенно резко – в наше настоящее. Столетие назад Салтыков-Щедрин писал о «поистине презренном времени, которое мы переживаем, презренном со всех сторон»... Жизнь раскалывается. Люди расколоты и внутри себя, и меж собой более чем когда бы то ни было. Только сильные личности могут определить цель своего существования. Гармонию надо выстрадать и выстроить, проектировать как общественную цель и надежду.

«Прислонясь к дверному косяку», Зилов вспоминает свою жизнь, видит наставленный на него сумрак ночи с тысячью биноклей на оси... Он смотрит свою прошедшую жизнь, как фильм на DVD.

Вот друзья клянутся ему в любви и... развлекаясь, с намёком присылают ему похоронный венок, а затем телеграмму: «Скорбим по безвременно ушедшему...» В праздничном застолье его друзей – дух игры, шутовства, балагана, шутки на грани самоубийства. Герои сидят за столом, официант приносит бокалы, однако в отличие от чеховских героев они не пьют и не едят, но в это время решаются их судьбы.

Зилову дарят охотничьи принадлежности, он вдыхает пряно-острый запах кожи, поглаживает ружьё и патронташ... Парадокс в том, что Зилов – не охотник и никогда не убьёт ни чайку, ни дикую утку. Зритель открывает внезапно, что герой Евгения Мундума – «стареющий юноша» – безжалостный палач и убийца. Он убивает тихо, незаметно и бескровно. Убивает самого себя, убивает любимых и единственных, забывая об отце, участвуя в великой прохиндиаде жизни... Вздрагивая, загораясь, трясясь в лихорадке... Надрываясь и бесконечно оправдывая себя... Он – полу-Печорин, он и мелкий бес... Эти перепады Мундум играет филигранно, выстраивая точные психологические мотивировки. Играет всякий раз по-новому. Импровизационность существования, может быть, – самое дорогое в этом спектакле.

Посмотрев фильм из собственной жизни, герой берёт в руки ружьё... Его друг (и его фантомный двойник) официант Дима (Николай Шрайбер) с железными челюстями привычно клацает затвором, уверенно вставляет патроны, ещё щелчок... Он всегда точно попадает в цель. Для него не существует живых или неживых мишеней. Он почти готов пристрелить Зилова и провоцирует его на самоубийство.

Дай мне подняться

над смертью позорной.

С ночи одень меня

в тальник и лёд.

Утром спугни

с мочажины озерной.

Целься, всё кончено!

Бей меня в лёт....

Чеховское ружьё стреляет. Вампиловское не стреляет. Герой Мундума бесконечно готов к смерти. И бесконечно хочет жить. Каждое мгновение и каждую секунду. Отсюда его внезапные любовные озарения, юношеские порывы и мечты... «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты ещё не родился. И ничего нет. И не было. И не будет...»

Мундум в этом монологе уходит в мир свободы, поэзии, уединения, растворения в природе, переживая восторг и нравственное очищение. В его повседневном душном мире такое мироощущение и самосознание немыслимо. «Я повезу тебя на тот берег, ты хочешь?.. Мы поднимемся рано, ещё до рассвета. Ты увидишь, какой там туман – мы поплывём, как во сне, неизвестно куда. А когда поднимется солнце? О! Это как в церк-ви... А ночь! Боже мой!»

То, что замечательно удаётся сыграть Мундуму, – трагизм двойственности, противоположность двух начал. В спектакле, который мы смотрели в ноябре, монолог Зилова – Евгения Мундума, пронзительный, чистый, горький, был кульминацией спектакля, его высшей точкой. Самое интимное и нежное... А через мгновение – цинизм, скепсис, ненависть. Всё смешано. Кураж и серьёз, боль и насмешка.

Вдали – силуэт церкви, храма Божьего. Храм так и останется отдалённым символом надежды. Финал спектакля остаётся открытым. Зилов собирается на охоту. Зритель сам должен решить судьбу героя. Определить, станет ли герой искать дорогу к храму... Или изберёт надёжный способ выживания – прицельно, метко и бесчувственно стрелять, выжечь в себе лирику и поэзию дотла и стать железным механическим человеком.

– И всё-таки объясните, – спросил один из моих собеседников. – Ну, не шёл спектакль целый год в театре. Ну, сняли его год назад с репертуара. Ну, и что? Собственно, что вы хотели сказать?..

В своё время спектакли снимали с афиши по идеологическим соображениям. Год назад это случилось в театре по соображениям кассовым и коммерческим. Но актёры – участники этого спектакля, ядро которого составляют выпускники выдающегося курса Владимира Воронцова 1984 года – заслуженные артисты России Татьяна Гладенко, Ирина Сидорова, Евгений Мундум, Игорь Сидоренко, а также работающие в слаженном ансамблевом ритме заслуженные артисты России Вадим Асташин, Валерий Кириллов, молодые актёры Наталья Мацюк и Николай Шрайбер – в течение целого года не только хранили в своих сердцах невыплаканную тоску по Вампилову, но и совершили творческий поступок: сохранили свои роли, мощную энергетику и жажду возвращения спектакля. Их объединённое желание помогло режиссёру Анатолию Бейраку вернуть спектакль на сцену. Спектакль, в котором так нуждается сегодняшний зритель.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Люди – главное богатство Ярославского края Юбилейные торжества тысячелетнего Ярославля, точно корона драгоценными камнями, были украшены многими
  • Николай БИКУЛОВВ "Северном крае" - с 1997 по 2006-й и с 2010 по 2013 год. НАГРАДЫ в творческих конкурсах: Диплом победителя
  • Владимир ЖЕЛЬВИСДоктор филологических наук, профессор кафедры иностранных литератур и языков Ярославского государственного