вторник 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

среда, 04 августа 2010

«Не ездите на Север, не губите себя...»

Ярославский скульптор Игорь Голяков стал обладателем высшей награды международного фестиваля «КенАрт – европейский культурный мост», который прошёл в первой декаде июля в Архангельской области. 


автор Лариса ДРАЧ    фотограф Лариса САХАРОВА

 

АРИФМЕТИКА ПОБЕД

Этот фестиваль стал финальной точкой в одноимённом глобальном проекте, который осуществлялся на протяжении двух лет на территории Кенозерского национального парка при поддержке Европейского союза. Проект в свою очередь был признан лучшим среди всех мероприятий подобного масштаба и уровня, проводимых Евросоюзом в России. Поэтому победу ярославца можно оценить как триумф в квадрате.

Однако Игоря Голякова с Кенозерским нацпарком связывает и своя личная «арифметика» побед. Два года назад здесь, в уникальном озёрном крае, состоялся первый международный симпозиум по ленд-арту «Отражение», в котором Игорь также одержал победу. О том, что ярославский скульптор успел изрядно «наследить» в Кенозерье, не преминул напомнить виновнику торжества и губернатор Архангельской области Илья Михальчук. Вручая ярославцу Гран-при фестиваля «КенАрт», глава Архангельского региона пошутил:

– Третьего раза не миновать. Кенозерье всегда вас ждёт, но учтите – спрос с вас будет особый. 

Успех ярославского скульптора разделила и его команда, помогавшая Игорю в создании арт-объекта: автор этих строк, журналист «Северного края» Лариса Драч и уроженец Костромской области, столяр, мастер на все руки Алексей Бойков. А теперь попытаюсь объяснить, что же такое мы сотворили, что удостоились выс­шей награды фестиваля и личного Гран-при губернатора Архангельской области.

ЗРИ В КОРЕНЬ, 

ОНО ЖЕ – РУСЛО

В течение десяти дней наша команда при 35-градусной жаре (вот тебе и Север!), стойко выдерживая вражеские налёты атакующих кровососущих «бомбардировщиков» всех видов и мастей, кропотливо видоизменяла русло небольшой протоки между двумя озёрами. В результате получился объект, находящийся на стыке двух искусств – ленд-арта и ландшафтного дизайна. Оба этих направления предполагают природу – камни, неровности ландшафта, русла рек, деревья – как главный объект искусства. В итоге, «весело и непринуждённо» передвинув несколько кубов земли и перетаскав вручную пару тонн гравия, художник и его команда создали на месте заросшего двухметровой крапивой глубокого оврага и едва различимого русла бассейн в форме скрипки. Назвали творение собственных рук поэтично – «Музыка ручья». 

Спешу успокоить радетелей экологии: ручей при этом нисколько не пострадал. Бассейн, едва улёгся взбаламученный камнями песок, сразу облюбовали мелкие рыбёшки. Эскадрилье комаров, правда, пришлось сменить место основной дислокации, поскольку заросли крапивы, в которой они обитали и размножались, в ходе строительных работ пришлось изрядно проредить. Но поверьте мне на слово: разного гнуса на Севере в это время года столько, что никакой «Москитол» их, злодеев, не берёт, не то что перекопанная канава: отмахиваешься от них, а оводы и мошки ловко маневрируют и, кажется, «смеются» на твои слабые уловки остаться не покусанным кто дискантом, а кто и басом.

ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

В ходе международного фестиваля «КенАрт» в Кенозерском национальном парке были построены две масштабные архитектурно-художественные экспозиции. Первая – это ландшафтный театр «Северный экватор», в создании которого приняли участие архитекторы, художники, скульпторы, плотники из России, Чехии, Германии, Бельгии, Эстонии, Голландии, Белоруссии и Украины. Перед авторами стояла непростая проблема: деликатно выявить особенности заповедного ландшафта и способствовать созданными арт-объектами его более точному и полному восприятию. 

Среди проектов, наиболее точно соответствовавших поставленным задачам, – необычная скамья-ладья, воплотившая саму идею культурного моста, выполненная архангельскими скульпторами Людмилой и Константином Сельскими. Семейный проект «Водораздел» московского дизайнера Сергея Яралова и его дочери Марты: пограничный столб, а на нём – коромысло с вёдрами, в одном «вода» из Северного океана, в другом – из Атлантики. Символичная работа, потому что именно здесь, на территории Кенозерья, расположена знаменитая озовая гряда – водораздел между двумя океанами, – образовавшаяся 12 тысяч лет назад. Стоишь себе на узкой дороге, по правую руку – выход в Северный Ледовитый океан, а по левую – плещутся воды Атлантики. От одного до другого «океана» – метров сто пятьдесят по прямой будет. Здесь и поставили москвичи свой символичный «Водораздел». 

Хороши оказались и гигант­ские, выточенные из дерева одуванчики, чьи тычинки заканчиваются вращающимися пропеллерами. Этими чудо-цветами «засеял» целое поле Станислав Бужинский. В «миру» он – заместитель мэра небольшого городка Вельска, что в Архангельской области, отвечает за решение серьёзных вопросов по проблемам ЖКХ, а в свободное от чиновничьего кресла время строит ледовые гостиницы, участвует в фестивалях песчаных скульптур, деревянные «одуванчики», как в нашем случае, «высаживает». Вот такой необычный чиновник. 

Остались национальному парку на память о художниках из разных городов и стран смотровые вышки, выполненные в технике традиционного сруба, оригинальные мостки в форме облака, деревянные скульптуры. 

ЖИТЬ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ

Вторая экспозиция, появившаяся в июльские дни в Кенозерье, возможно, даже более ценна для этого места – архитектурный парк «Кенозерские бирюльки». Это уменьшенные (один к двум) копии памятников северной архитектуры, построенные по всем правилам плотницкого мастерства: усадьба из деревни Карпово, включающая дом, баню, амбар, колодец; курная изба из деревни Майлахта; главная достопримечательность Кенозерского края – часовня святого Николая Чудотворца из деревни Вершинино. По словам директора парка Елены Шатков­ской, «постепенно архитектурный парк будет пополняться новыми экспонатами и в конце концов представит цельную картину развития традиционной культовой и гражданской архитектуры Кенозерья». 

Самое главное, что выполнена эта кропотливая работа руками местных мастеров. Вот и мудрый ответ на вопрос, как «удержать» людей в глухих деревушках; как, бережно сохраняя традиции и национальные особенности, шаг за шагом делать из расположенного на краю света национального парка развивающуюся, перспективную экономическую зону; как привлечь внимание к проблемам сохранения и приумножения культуры Севера не только профессионалов-художников, но и финансистов Европейского союза. (К слову, общая стоимость проекта «Кен­Арт – европейский культурный мост» составила более 6,5 миллиона рублей.) 

Кенозерский нацпарк уникален, на его балансе находятся не только около сотни памятников архитектуры – церкви, деревянные часовни, водяные мельницы, поклонные кресты, которые постоянно реставрируются, но и художественные музейные фонды, где главное сокровище – «кенозерские «небеса». Так называют перекрытия молельных залов в часовнях, расписанные библейскими сюжетами. В коллекции парка – шестнадцать небес, это самая большая коллекция в России. Кстати, по поводу участия парка в различных программах: проект по изучению кенозерских «небес» стал победителем на Международном конкурсе музеев в номинации «Первая публикация музейного раритета» в 2008 году, в прошлом году «небеса» с большим успехом экспонировались в Москве. Для проведения реставрационных работ, создания документального фильма и издания подарочного альбома о кенозерских «небесах» были задействованы и собственные средства парка, и серьёзные финансовые возможности целевой федеральной программы «Культура России», и «кошелёк» благотворительного Фонда Потанина. После реставрации и столичных гастролей «небеса» возвращаются в свои родные часовенки, и, как сотню лет назад, местные бабульки, приходя помолиться, привычно поднимают глаза к небу, а там – «небеса».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Однажды известный русский прозаик Юрий Казаков написал: «Нет! Не ездите на русский Север, не губите себя! Всю жизнь тогда не будет он давать покоя, всю жизнь будет то слабо, то звонко манить к себе, всю жизнь будет видеться вам...» Как я его теперь, проведя три лета подряд на Севере, понимаю. Кенозерье – удивительный, сказочный край, населённый красивыми и добрыми людьми. Они живут в гармонии с природой и в ладу с собой. Здесь хранят старину и открыты современному искусству. Здесь есть о чём подумать и чему удивляться. Говорят, что каждый, кому откроется Кенозерье, полюбит его навсегда. Мы – полюбили, тем более что там осталась частичка нашей души.


Читайте также
Комментарии

Виктор | 16.01.2011 в 01:20 | ответить0

Какая удивительная гармония, созданное руками мастера и созданное самой природой — музыка ручья. Это надо видеть.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают