пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 06 августа 2010

Кому нужна дорога в Подольское?

В середине июля в деревне Подольское Некоузского сельского поселения случилось несчастье – сгорел дом семьи Зверевых. Двое мужчин, две женщины, одна из которых беременная, и двое маленьких детей выскочили в одном нижнем белье.


автор Светлана БАКУНИНА    фотограф Светлана БАКУНИНА

 

ПОКА ПОЖАРНЫХ ЖДАЛИ, ДОМ СГОРЕЛ

Пожарных ждали больше получаса – первая машина приехала из Новой Уры, вторая – из Некоуза. Пожарные заблудились – к деревне Подольское нет никаких указателей. Хорошо, что их встретил на велосипеде внук местного жителя. Когда огнеборцы на своих машинах перебирались через мостик Жабинского ручья, который, кстати, недавно отремонтирован, чуть не свалились в воду – слишком узок переезд для пожарной машины. Хорошо, погода стояла сухая, а так бы по существующей дороге, если её можно таковой назвать, вообще было бы не проехать. Тушить уже было нечего – дом сгорел до основания. Из машин поливали только соседние дома, чтобы те не воспламенились от идущего жара.

Пока ждали пожарных, около дома Зверевых собралась почти вся деревня,– помогали, чем могли. Но электричество в населённом пункте выключилось, насосы в скважинах не работали, сколько могли, люди приносили воду в вёдрах.

Сегодня специалисты противопожарной охраны выясняют причины возгорания дома. От печки оно точно не могло произойти, потому что на дворе стояла жара за тридцать градусов. Единственная версия – короткое замыкание в электропроводке.

МЁРТВЫЕ ДУШИ

Как выяснили после случившегося местные жители, электрики понижают напряжение в электросетях. Пробки вылетают во многих домах регулярно. Причина проста – по документам сельского поселения в деревне проживает всего несколько человек.

Но если пройтись по деревне, она окажется, пожалуй, самой густонаселённой в этой части Некоузского района. Летом количество жителей доходит до ста человек, из них двадцать детей до шестнадцати лет. Весьма внушительная цифра по нынешним временам!

А если окинуть взглядом соседние деревни – Лемятовская, Дубровы, Бурдуково, Игнатцево, Кудреватовская, Евланов­ская – от них остались одни названия. Живой души здесь днём с огнём не сыщешь.

ВСЯ ПРОБЛЕМА – В ДОРОГЕ

Может, и жило бы в том же Подольском больше людей, может, и занимались бы фермерством, работали на земле. И места здесь необыкновенной красоты. Да не могут сюда приехать – к деревне нет дороги. До деревни Печёнки асфальтовая дорога доходит, а дальше – всё. Километра три с половиной от Печёнок до Подольского в сырую погоду, особенно осенью и весной, непролазная грязь.

Сколько просили жители Подольского, чтобы им сделали хороший мост через Жабин­ский ручей. Дождались. Переезд начали делать ранней весной. Спрямили русло ручья. Перебросили через ручей бетонные плиты. Всё бы хорошо, да на этот мост теперь не въехать и не съехать с него: подъезды к нему, подъёмы и спуски в сырую погоду – это сплошное грязное месиво. По какой причине мост не был доведён до ума, остается загадкой.

Весной местные жители и дачники вооружились лопатами и пошли сами ровнять подъезды через этот злополучный мост. Положили куски старого железа, выровняли, как смогли, поверхность дороги. Спуски и подъёмы к ручью выложили старыми кирпичами, камнями. Почва здесь суглинистая, тяжёлая. Весной дорога сохнет долго – не впитывается в такую почву вода. А летом, как только начинаются дожди, она сразу раскисает.

ИЩИТЕ ТАКСОФОН!

Мало того, что до деревни нет дороги, и со связью здесь беда.

Дозвониться из Подольского – тоже целая проблема. Дачница Ирина Александровна Шушляпина, когда звонила мне по сотовому телефону, чтобы договориться о встрече, разговаривала со мной в доме с лавки или с чердака – иначе связи нет. А если электричество выключат и батарея в телефоне разрядится? Как быть в этом случае? Ведь таксофона в деревне тоже нет. Был в прошлом году случай. Пока стояла сухая погода, в Подольское добрались связисты, чтобы проверить работу деревенского таксофона. И были крайне удивлены, узнав, что в этом населённом пункте его нет и никогда не было. Хотя в документах специалистов таксофон значится.

Проезжала на обратном пути деревню Бурдуково, стоящую уже на асфальтовой дороге. С серой ленты асфальта прекрасно виден один заброшенный дом, а рядом …таксофон. Кому он там нужен?

ВСЁ НА СВОЕМ ГОРБУ

До ближайшего магазина от Подольского – километра три–четыре. За продуктами и промтоварами все добираются как могут. Идут пешком до деревни Фроловское, что уже в Мышкинском районе. Продукты закупаются не на день и не на два, а на неделю, а то и больше.

Самый молодой из местных жителей – Дмитрий Анатольевич Раков, которому «всего» 76 лет, самые пожилые – супруги Русаковы – Анатолий Николаевич и Маргарита Ивановна, им по 80 лет. За продуктами во Фроловское зимой они ходят… на лыжах. И это в таком-то солидном возрасте!

Есть, правда, в деревне совхозная лошадь, которую оставили людям. Ухаживают за ней четыре семьи, проживающие в деревне круглый год. Выручает Зорька в сложных ситуациях, правда, в сырую погоду она тоже не может преодолеть спуски и подъёмы в оврагах. Опять же – существо живое, может и приболеть.

Привезти в деревню стройматериалы вообще нереально. Некоторым домам по сто, а то и более лет. И многие дачники не хотят, чтобы жильё, срубленное их дедами и родителями, приходило в полную негодность. В прошлом году желающие обновить свой дом заказали стройматериалы в Некоузе с доставкой на тракторе. Тракторист доехал до того места, где закончился асфальт – и всё. Остальные три километра люди тащили стройматериалы на своём горбу.

Супруги Русаковы пользуются при приготовлении пищи баллонным газом. Но довезти его из соседнего Козлова в деревню тоже беда. С доставкой баллон газа стоит 458 рублей. Люди, хоть и увозят этот газ на себе, всё равно платят столько же.

Болеть жителям деревни тоже ни в коем случае нельзя – в сырую погоду «скорой помощи» в Подольское не добраться. Нужно отдать должное местным медикам – они оставляют машину в километре от деревни, а остальной путь врач идёт к больным пешком. Но при таких скоростях на скорую помощь рассчитывать не приходится.

НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ БЫ 

В ТРАВЕ

При советской власти всё было в Подольском: и магазин, и клуб – была здесь центральная усадьба совхоза «Волна революции». И дороги были. Даже целых три. И не было ни одного нераспаханного клочка земли – капусту сажали, лён и зерновые сеяли. И фермы какие богатые были! А теперь, когда я приехала в Подольское и только вышла за околицу деревни, трава встала выше моего роста. Одна была мысль – не заблудиться бы в ней. Да и поля уже стали на этой стороне Сутки зарастать мелколесьем.

Местные жители, дачники, приезжающие каждое лето в Подольское – Александр Ефимович, Ирина Александровна Шушляпины, их дети и внуки с завистью смотрят на ту сторону реки Сутки, где раскинулись поля Мышкинского района. Каждый день там работают тракторы – идет заготовка кормов на зиму.

Окрестностям деревни Подольское в ближайшем будущем это не грозит.

ПЕРСПЕКТИВЫ КРАЙНЕ ТУМАННЫ

В свое время родители пожелали чадам лучшей жизни. Разлетелись дети по городам. Родители ушли в мир иной, а дети, уже сами будучи на пенсии, и рады бы вернуться в родные сердцу места, да не могут – жизнь в Подольском, как в XIX веке, только в его худшем варианте: нет ни дороги, ни связи. Да и не просят люди многого – только бы пройти пешком, на велосипеде да на лошади проехать.

Какова дальнейшая перспектива этой деревни? Будет ли сделана дорога? С этими вопросами я обратилась к главе администрации Некоузского сельского поселения Николаю Сергеевичу Бахвалову.

Николай Сергеевич в телефонном разговоре пообещал, что мост через Жабин­ский ручей в ближайшее время всё же будет облагорожен, подъезды к нему сделают, дорогу до деревни Подольское почистят грейдером. А вот на подсыпанную просёлочную дорогу жителям деревни рассчитывать не стоит.

– А для кого её делать? Там уж скоро и людей-то не останется. У нас сколько таких деревень, – считает Николай Сергеевич.

Вот так. Работали люди в своё время на заводах, ломотили в колхозах и совхозах, а в старости оказались никому не нужны…


Читайте также
  • 21.06.2012 В кольце бездорожьяГде под Вареговым был 4-й посёлок, даже не все большесельские старожилы помнят. С недавних пор на карте района это деревня Муравьёво. Поименовали её так
  • 22.05.2012 В Брагине лежат ещё две бомбы? В редакцию «Северного края» обратился житель деревни Пашуково, являющейся теперь частью Дзержинского района Ярославля, Николай Хазов. Поводом
  • 07.12.2010 Дорога, которой в Сорокине нетНа дворе третье тысячелетие, а в 30 километрах от такого крупного промышленного центра, как Ярославль, люди живут, словно в пещерном веке, без благ цивилизации
  • 26.10.2010 Осенняя мелодия забытых деревень Целую тысячу жителей недосчитались в тутаевском левобережье во время переписи. Должен быть 4531 человек, а на пятницу 22 октября переписчики насчитали 3576.
  • 21.10.2010 Не было бы в Глебовском счастья, да несчастье помогло 2 октября в «Северном крае» была опубликована заметка «Кому новая дорога, а кому – нежданные проблемы». В ней рассказывалось
  • 02.10.2010 Кому новая дорога, а кому – нежданные проблемы Дорожные строители бодро отрапортовали 30 сентября об открытии нового участка федеральной трассы М-8, который прошёл в двух километрах от деревни Глебовское,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают