четверг 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 11 марта 2006

Кто защитит сельскую читальню?

нет фото

Библиотеку в старинном селе Татищев-Погост долго искать не пришлось. Став ЗАО, местное хозяйство выстроило себе под контору кирпичный дом, а двухэтажные деревянные хоромы совхозной дирекции на горке неподалеку от храма уступило сельсовету, и там умудрились расквартировать под одной крышей и библиотеку, и Дом культуры, и бар с магазинчиком.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

ЗАБЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ

С кабинетом главы администрации территории Нины Васильевны Сидоровой однокомнатные владения Галины Лавровой теснятся дверь в дверь. Реформа местного самоуправления, можно сказать, свершается прямо на глазах у библиотекаря. Злоба дня здесь такая: бухгалтерию переводят в центр сельского поселения Семибратово, местную администрацию сокращают до одного специалиста. Судьба книжного фонда, собственности муниципальной, по словам Лавровой, «зависла в воздухе».

Выпускница культпросветучилища Галина Ивановна приезжей себя здесь не чувствует – в родные края вернулась. Люди приходят сюда по-свойски, не только книжки поменять – про жизнь поговорить, обсудить последние новости. За двумя сдвинутыми столами – вот и весь читальный зал – школьники умудряются к урокам готовиться.

Галина Лаврова – человек читающий, книга для нее – панацея от всех бед. Думал так и похожий на университетского профессора господин, чей портрет вывешен в библиотеке на самом видном месте – основатель бесплатной читальни в Татищев-Погосте Флорентий Павленков.

На свой страх и риск он издавал опальных Писарева и Герцена, выпускал дешевые 30-томные лермонтовскую и гоголевскую библиотеки, собрания сочинений Вольтера и Сервантеса, придумал популярную поныне серию «ЖЗЛ».

«За Писарева» Павленков еще в молодости отбедовал восьмилетнюю вятскую ссылку. В 1900 году, едва дотянув до шестидесяти, сгорел от чахотки. Почти все свои сбережения – 150 тысяч рублей – завещал он на открытие по всей стране двух тысяч народных читален.

Деньги, напомнила собеседница, душеприказчики мецената не раздавали налево и направо, по его замыслу сотрудничали с местными властями. Земцы должны были найти помещение, наметить кандидатуру библиотекаря, перевести фонду Павленкова 50 рублей. Посылку с книгами получали они сторублевую. Земство идею поддержало, и к 1910 году завещание мецената было выполнено.

Вернуться к этому забытому уроку истории самое время. Вступивший в силу с января 131-й закон относит услуги культуры к расходным полномочиям муниципальных районов и поселений. Что будет с сельскими библиотеками, если местные бюджеты, ясно же, не выдерживают всех расходов на культуру, а средняя цена книги дошла сейчас до 150 рублей? Об этом и говорим с заведующей библиотекой.

ИМЕЮТСЯ ВАРИАНТЫ

Вариантов в действительности несколько. Сразу сходимся в том, что объединение библиотеки с Домом культуры в единый центр досуга, равно как и со школой, грозит потерей важнейшего партнера – главной библиотеки района, а заодно и такого активного читателя, как бывшие труженики полей и ферм. От каждого из них Лаврова в былые дни не раз слышала: «Вот уйду на пенсию, тогда и почитаю». Теперь настал час, от книгочеев-старожилов отбою нет. Но большой вопрос, пойдут ли они за книжками по столь непривычным маршрутам – в школу, где свой строгий распорядок дня, в клуб, где пляшут и поют.

Еще хуже, по словам Галины Ивановны, если книжный фонд «сбросят» дирекции ЗАО «Татищевский». Вот тогда-то библиотеке уж точно придет конец.

Не сказать, что бывший совхоз имени Ленина ходит по миру с протянутой рукой. У него пять ферм, четыре телятника, молокозавод – продукцию в Москву цистернами возят. Но ведь для хозяйственника куда важнее медпункт и ветеринарка, чем библиотека, и с этим не поспоришь.

Самой обнадеживающей кажется Лавровой «посадка» по варианту с традиционным разделением труда между главной муниципальной библиотекой (по новому закону она называется межпоселенческой) и ее филиалами. Ростов на деньги из районного бюджета книгу заказывает, через бибколлектор получает, обрабатывает, а сельский партнер доводит ее до читателя.

– Все мои надежды, – поясняет библиотекарь свою мысль, – на то, что ростовская ЦБС от нас не откажется, и мы войдем в новое межпоселенческое объединение библиотек района с гарантиями муниципального финансирования.

Сделаем одну оговорку. С деньгами, как всегда, худо. И заработанное району теперь предстоит считать еще строже. От лишних ртов, то бишь «необязательных» бюджетополучателей, при каждом удобном случае начнут избавляться. А крайними у нас, когда казна «не тянет», оказываются кто? Вкупе с музеем и клубом она – беззащитная читальня.

У Лавровой между тем в разгаре рабочий день. Вот выкладывает из тяжелой хозяйственной сумки книжки читательница Галина Осиповна Баранова. Брала сразу и для себя, и для «временно безработного» сына. Что читали? Изданные еще в 70-е годы исторические романы Георгия Гулиа, прозу Григория Коновалова, переводный антифашист­ский роман испанца по имени Мигель Делибес, современные импортные душещипательные истории дешевой серии «Цветы любви».

В читательских формулярах у сверстников Барановой обоего пола картина примерно одна и та же: кое-что из классиков, книги Симонова и раннего Астафьева про войну, «деревенская проза» Абрамова и Белова, исторические повествования ростовчанина Замыслова (он здесь из любимых авторов) и много самого разнообразного соцреализма, такого далекого от нынешнего нашего житья-бытья.

Фонд в Татищеве 7300 единиц хранения – книжек по 15 на душу населения. На полках тесно. Вроде неплохо все это, но многое устарело, хотя ничего не списывается. Мы встретили здесь просто-таки музейные уникумы: «Очерки истории ярославской организации КПСС», сборник «Борьба за власть Советов в Ярославской губернии». Дата: 1957 год. Их не берут.

Почему хранит до сих пор, Лаврова объясняет просто:

– Только начни списывать, что останется?

ЧТО­ТО НЕ ВИДНО НОВЫХ ПАВЛЕНКОВЫХ

Что останется? Кроме классики – дары института «Открытое общество» и кое-что из полученного через бибколлектор: сборник кодексов РФ, девять томов новенькой «Православной энциклопедии», «Красная книга» нашей области, выпуск «Библиотеки доктора Спока» – советы американских психологов и фармацевтов «Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя». Еще послужат школе и многотомные «История России в популярном изложении», «Энциклопедия литературных героев» или драгоценный фолиант – на руки не выдается – «Умелец в доме».

Как нетрудно догадаться, идею проекта пятилетней давности «Сельская библиотека» господин Сорос заимствовал как раз у Павленкова. По примеру русского мецената пытался растормошить местные власти, призывая пополнять фонды на паритетных началах. Сто лет назад Ростовский уезд откликнулся сразу. Библиотекарями попросили стать учителей земских школ. В 1904 году в Татищев-Погосте открылась первая Павленковская бесплатная читальня. Когда встал вопрос о собст-венности, решили его без всяких хлопот.

Вот что об этом можно прочесть в документах областного госархива. Законоучитель священник о. Заболоцкий отправляет в управу просьбу принять библиотеку в ведение губернского земства, ибо «установить право собственника на библиотеку со стороны кого-то не представилось возможным». Губерния обращается к уезду: не может ли он взять книги в свою собственность. Последовал быстрый ответ: согласны.

Душеприказчики Павленковы и позже не оставляли без внимания Татищевскую библиотеку. По отчетам видно, что в 1913 году она получила из Санкт-Петербурга 180 рублей; в отчете следующего года значится сумма в 100 рублей, столько же было перечислено на следующий год.

А как серьезно стоял вопрос с периодикой. Сохранилось прошение в земскую управу библиотекаря, учителя Василия Сорокина о выдаче субсидии в читальную избу. Ее открыли в деревне Кузмищино в доме крестьянина Ивана Захарова. Тот предоставил свою горницу для чтения газет и журналов за 1916 год «за сумму десять рублей». Одна из первых в губернии читальных изб, где жители узнавали новости с фронтов первой мировой войны, хорошо послужила потом и ликбезу, и политпросвету.

Сама же библиотека имени Павленкова, судя по всему, погибла в годы революционных преобразований, имя «странного миллионера» было забыто... Стоит ли удивляться, почему с таким скрипом, по убывающей шла поддержка прог-рамм Сороса. Если в 2001 году в Ростовском районе к ней смогли подключиться 13 библиотек, то три года спустя – только пять. А дальше наш пыл вовсе иссяк.

Сельские библиотеки все больше отстают от жизни. Татищевская выписывает три журнала и столько же газет – «Губернские вести», «Ростов-ский вестник» и «Родину». В прошлом году Лаврова получила 36 экземпляров новой литературы, а два года назад – 46. Читателей у нее сейчас накругло столько же, сколько было в год открытия Павленковской библиотеки – чуть больше двухсот человек. Это каждый второй житель. А пятилетие назад их было 350. Как тут не задуматься над недавним шоковым выводом исследователей центра Юрия Левады: публичными библиотеками не пользуются 79 процентов россиян, и она перестала «представлять» нашу национальную культуру.



* * *
Слово писателю
Прокомментировать проблему мы по-просили писателя Герберта Кемоклидзе. Он взял время на раздумье и на другой день принес в редакцию такое эссе.
«Зашел недавно в городскую общественную организацию. Книги штабелями до потолка. Собрания сочинений Чехова, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Пушкина, Бальзака. Однотомники Булгакова, Астафьева, «Большая серия» русской поэзии. Братцы, спрашиваю, откуда богатство? Оказалось, бросили клич к жителям города: сдайте лишние книги в пользу библиотек дальнего сельского района. И многие откликнулись.
По первости я пришел в восторг от поступка горожан. Но потом уразумел: не в щедрости дело. Дети и внуки «сбрасывают» родительские и дедовские библиотеки. Они стали им лишними. Любопытно, что не было там среди авторов хотя бы одной Донцовой, Марининой или других подельщиков мужеского и дамского полу. И все же поклон горожанам: какая-то российская глубинка по-преж-нему будет воспитывать образованных людей, питать русскую культуру.
Дарители сделали то, от чего отбоярилось государство. Определив сельские библиотеки на голодный паек, оно растиражировало мнение: мол, заботясь о себе, нужно в первую очередь думать о медицине и образовании. Но какое образование может быть без библиотек?
Когда-то меня в порядке шефской помощи кинули на сельхозработы в Татищев-Погост. Не помню, что мы там убирали, но помню библиотеку с книгами, недоступными в городе. И множест-во читателей. Среди них пастух дядя Юра. Любовь к книге выгодно отличала его от стада, которое он пас: стаду ведь, кроме ветеринарной помощи и кормежки, ничего не требуется.
Татищев-Погост связан с родом Татищевых. Один из них, Василий Никитин, был губернатором, военным деятелем, заводчиком. Но память о себе оставил как ученый, автор исторических трудов. И еще – как создатель одной из крупнейших частных библиотек. Я видел, скорее всего, не ту библиотеку, но все же хорошую. И если книжный фонд оттуда куда-то переведут, то Татищев-Погост превратится, прос-тите за выражение, просто в погост. Даже при пышущих здоровьем жителях».

Читайте также
  • 08.06.2012 Вечер народного поэта «Я родился на Сити» – так называется новая книга брейтовского литератора Алексея Ситского, выход которой отметили творческим вечером
  • 01.06.2012 Для чего библиотеке книготекаКак защитить детей от плохого в окружающем мире и привить интерес к хорошему? Для этого нужно приучить их читать книги – убеждены в центральной детской
  • 25.05.2012 Сельский буккроссинг – Никогда бы не подумали, говорят, что книги можно ещё и в библиотеке читать, – смеясь, рассказывает о таких «читателях» заведующая
  • 28.01.2012 Каждый день – как открытая книга Над рабочим столом Светланы Юрьевны Ахметдиновой (в понедельник она отпразднует собственный юбилей) висит на стенке морской пейзаж с таинственным кораблём-красавцем
  • 18.10.2011 Книги ищут читателяЛеонид Николаевич Брызгалов всю жизнь проработал юристом. И всю жизнь собирал библиотеку – накопилось более двух с половиной тысяч томов. В их числе
  • 05.10.2011 Личные библиотеки священнослужителей В Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, в экспозиции «Слово о полу Игореве», введён новый выставочный комплекс. Он посвящён
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Бесплатного ремонта всю жизнь можно ждатьС интересом прочитал статью Льва Докторова на тему ЖКХ в «СК» за 2 февраля и задумался. Если
  • Сено горит Около деревни Метеренино Тутаевского района вспыхнул сарай с сеном ТОО "Богдановка". Огнем уничтожено
  • И стены нипочем В Рыбинске неизвестные проломили стену и проникли в магазин "Мастер-мебель" на проспекте Революции. Похищены