Заволостными называют здешние старожилы живущих за волостью, а гляженными – тех, кто приезжает сюда поглядетьпоглазеть, как поживает Кацкий стан, известный по летописям с XV века.
Для начала директор этнографического музея Кацкого стана учитель Сергей Темняткин прямо в автобусе провел для нас легкую речевую разминку. Не дожидаясь, когда слушатели сами догадаются, что как именуется, растолковал им некоторые диалектные словечки.
В музее видели мы гремотуху – погремушку из высушенного бычьего пузыря и коренуху – тарелку, вырезанную из корней. Посмотрели, как плавно зыбает, качаясь вверх и вниз на березовом оцепе, детская люльказыбка. Заодно и узнали, для чего скворечник над иконой в избе – в таких домушках на счастье носили из церкви горящие свечи, чтобы не гасли.
А потом хозяева, бахоря покацки, коменничали – от слова «комедия», перед гляженными.
– Тит, ты коня поил?
– Поил.
– А чего у него губа суха?
– А колода высока...
Глумяную кацку потеху в лицах разыгрывали – про то, как баба Маня (в исполнении самого Темняткина!) да муженек ее дед Егор искали среди гляженных своему сыну лежебоке Титу невесту. По такому важному случаю накрыли столы с угощением из русской печки, дабы гостям не говено было – чтобы, значит, не говели, не голодали они – какая потеха на пустой желудок.
Под горячие щецы, под картошечку, томленную в молоке, гости подняли чарку. Первый тост у кацкарей чаще всего молочный – за большую белую корову, чтобы пришла она к каждому и принесла много счастья.
Последнюю корову белого цвета на речке Кадке, говорят, видели лет тридцать назад. Но та, что из древнего крестьянского поверья – жива, не забылась. В этом молочном краю и сегодня на подворьях по дветри, а то и по пять буренушек, иначе не прокормиться. Поднимают себе дух кацкари верой в ту большую белую, с выменем, полным счастья.
Сызнова обживаются от крыльца родного дома. Добрый пример в этом показывает старожилам молодежь – Темняткин и его команда. Как подобает настоящим хозяевам, дорожат своим главным ресурсом – историей с географией, душу и память стараются держать в ладу с умом и сметкой. Вслед за мышкинцами считают туризм развивающейся отраслью экономики. За прошлый год музей кацкарей принял около девяти с половиной тысяч туристов (282 автобуса!).
Музей – это рабочие места, обслуживают его пятеро ребят среднего и старшего школьного возраста, а зарплату получают через районное агентство по делам молодежи. На то угощение из русской печки, какого отведал в Мартынове автор этих строк, пошла экологически чистая продукция: овощи, топленое молоко, сметана, масло, мед – всем этим в кредит снабдили музей местные жители.
Со столичными челноками, закупающими здесь молоко, творог и сметану, соперничать кацкарям пока трудно, у коммерсантов кошельки потуже. Но по итогам минувшего сезона собственная выручка музея составила почти полмиллиона рублей. Музей занимает теперь целые три избы. На одну денег дал губернатор Лисицын, вторую им просто подарили, ну а третью музей выкупил на свои кровные.