среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 23 июня 2006

О пастырях и пасомых

Областной грант на воплощение проекта «Николо­Топорская летопись» выиграл Музей кацкарей, что в Мышкинском районе.

автор Ольга ВАСИЛЬЕВА

 

«Летопись церкви села Никольского, что на Топоре» – уникальный документ. Его издадут на деньги, полученные от департамента культуры. Рукопись была найдена в Углич­ском архиве случайно. В описи она числилась под другим названием, и если бы не проницательный взгляд директора Татьяны Анатольевны Третьяковой, лежать бы ей там веки вечные. Сотрудники музея сейчас готовят к публикации текст, приводя к современным нормам его орфографию и пунктуацию, но оставляют в первозданном виде прямую речь персонажей, цитаты из документов и народные заговоры. Издание сопроводят дореволюционными фотографиями Кацкого стана – старинных зданий храмов, школ, обрядовых сцен.

Собственно говоря, подобные летописи должны были вестись в каждом сельском приходе – настоятелям так было приказано духовным начальством в 1870­е годы. Трудно судить, насколько добросовестно выполнялось распоряжение, но в Кацком стане (мест­ность в бассейне реки Кадки) теперь известны две – другая из храма села Юрьевского. Николо­Топорская замечательна авторами: с 1878 по 1916 год ее по очереди прилежно составляли три духовных лица, отличавшихся любознательностью, наблюдательностью и обаятельным стилем.

Начал хроники настоятель Павел Автономович Вишнев­ский и вел до 1892 года. Теперь он покоится у храма, в котором служил, кацкари отыскали его могилу и ухаживают за ней. А был он – местный Нестор. Жизнь прихода в его изложении видна как на ладони. Статистика рождений, смертей и браков, пожары, несчастные случаи, открытие школ, эпидемии болезней, фенологические наблюдения... Странные происшествия зафиксированы им с дотошностью ученого: вот у крестьянина Василия Иванова в деревне Козлово 25 апреля 1883 года овца объягнилась двумя уродами – следует их детальное описание. Его очень интересовала история местности. Он ссылается на документы XVII века, которые держал в руках, о них современные исследователи могут лишь мечтать: они либо утрачены, либо потеряны. Его изыскания уходят в глубь времен, с большей или меньшей достоверностью он восстановил даже события в приходе далекого XIV века.

Этнография цветет на этих страницах. Языческий образ мыслей смущает доброго пастыря. «Знаешь ли ты молитвы?» – вопрошает он местного отрока. «А как же! – отвечает кацкаренок. – Молюсь утром и вечером: встану, благословясь, на четыре стороны, поклонюсь на синий горюч­камень...» И дальше – натуральные заклинания. А то еще пришел к Павлу Автономычу крестьянин и попросил переписать книгу заговоров – ты, мол, батюшка известный грамотей. Что делать отцу­настоятелю? Первое побуждение – ересь сжечь. Но книга крестьянину не принад­лежит – дали на время, ему придется отвечать перед владельцем. Священник принимает соломоново решение: рукопись возвращает, вырвав особо злостные листы.

В 1896 году летопись дополнилась трудом «смиренного служителя церкви села Никольского на Топоре диакона Евгения Борисоглебского», занимавшегося этнографическими изысканиями. А до 1916 года ее вел настоятель Александр Иванович Пятницкий. События в огромной стране не проходили мимо населения Кацкого стана. Вот священник пишет о начале мировой войны: «В июле месяце началась у нас война с Авст­рией и Германией. Воины наши охотно пошли сражаться с врагом. В сем году закрыты казенки (кабаки). Не стало вина. Русский народ отрезвился. Весьма рады такому событию. Женщины благодарят царя, что он отрезвил их мужей. В деревне стало тихо. Многие копейки остались в карманах у крестьян. Даже и мужчины, пившие вино, и те благодарят царя, что запретил торговлю вином. Многие говорят: как хорошо было бы, если бы на Руси совсем исчезло вино. Дай Бог, чтобы совсем не было вина!» Забота о нрав­ственном здоровье вверенной ему паствы – неустанная забота отца Александра. В записи от 1911 года читаем: «Заметно, что прихожане храмовые праздники проводят даже разгульно... Бывают случаи получать священнику от своих пасомых оскорбления...»

Но все гибнет с приближением революции. Последние строки Николо­Топорской летописи бытовые, но очень многозначительные: «В ночь на 20 мая 1916 года воры проникли в наш храм через южные двери летнего храма и из старостинского ящика похитили денег 92 рубля».

Вы чувствуете, что это начинается новое – наше время?

Но есть повод для оптимизма. Летопись исчезла на 90 лет. Однако в народе жили легенды о ее существовании. Говорили, что потомки причта, переселившиеся в столицы, сохранили эти тетради. Ну казалось бы, какое дело крестьянам, замученным коллективизацией, ре­прессиями, войной, голодом, до сочинений трех живших при царе священников? А вот помнили же. И когда рукопись обнаружилась в архиве (кацкари в данном случае вообще берут очень высокую ноту и говорят «была обретена») без разговоров подписались на ее издание все­все­все читатели журнала «Кацкая летопись» – все население Кацкого стана внесло день­ги на публикацию. Их, конечно, не хватило бы, но тут подо­спел грант из департамента культуры.

Вот теперь скажите: национальная идея существует? А Бог есть?

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают