воскресенье 16

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 25 июля 2006

Дорогу осилили идущие...

нет фото

В воскресенье в Борисоглебском районе завершился девятый Иринарховский крестный ход. Это один из самых больших крестных ходов в области и по количеству участников (в этом году в нем шло более тысячи человек), и по длительности, и по расстоянию – в общей сложности за четыре дня было пройдено около 60 километров.

автор Елена БАТУЕВА

 

Крестный ход начался 20 июля Божественной литургией в Борисоглебском мужском монастыре, которую возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. В путь отправились в 14.00 после общего молебна. С хоругвями и храмовой иконой преподобного Иринарха­затворника участники крестного хода вышли в сторону села Павлова, где расположен храм Тихвинской Богоматери.

...Стройная колонна с песнями и молитвами двигалась через луга и поля. Вокруг – нарядно одетые люди. Девушки с длинными косами в старинных русских сарафанах, мальчики и юноши в косоворотках. К крестному ходу его участники готовятся заранее – шьют специальную одежду, запасаются удобной обувью, чтобы не стереть ноги. География участников весьма обширная – люди приехали и из Ростова­на­Дону, и с Украины, и из Архангельска, и даже из Сербии.

Крестный ход не различает званий и регалий – простец идет бок о бок с генералом, игуменья – рядом с матерью семейства. Настоятель Борисоглебского монастыря игумен Иоанн почти бегом передвигается от начала колонны к концу и обратно, без устали кропя участников крестного хода святой водой. Может быть, это и прибавляет сил.

Колонна растягивается на полкилометра. Впереди с хоругвями и иконами идут монахи и послушники Борисоглеб­ского монастыря, певчие. Дальше – мужчины и молодежь, замыкают шествие женщины с малолетними детьми. Идут даже с грудничками и малышами в колясках. И у всех хватает сил! Детей в крестном ходу, кажется, даже больше, чем взрослых. Мальчишки остаются сорванцами даже в этом серьезном деле – бегут впереди колонны – на разведку или прямо с моста ныряют в речку, за что им влетает от батюшек. Каются, просят прощения, но потом опять что­нибудь придумывают.

Первая остановка – у святого источника, прямо в сосновом бору. Сюда в древние времена приходили монахи Борисоглебского монастыря за водой. После молебна двигаемся дальше – в сторону разрушенного Троицкого женского монастыря. От него остались сейчас одна колокольня и бывшие монастырские ворота. Останавливаемся, чтобы послужить панихиду на старинном монастырском кладбище. Сегодня оно представляет собой общий могильный холм с деревянным крестом, под которым покоятся останки сестер и жителей села Троица­Бор. Несколько лет назад местные власти хотели водрузить здесь водокачку, но жители отстояли старинный погост.

...На закате солнца приходим в село Павлово. Здесь нас уже ждут – разбиты большие военные палатки, дымит полевая кухня. Первым делом – церковная служба. Многие исповедуются, чтобы завтра утром причаститься. Только к ночи заканчивается служение. После долгого и трудного перехода вареный рис с рыбными консервами кажется верхом кулинарного искусства. На ночлег располагаемся в храме.

Павловский храм в отличие от многих других церквей никогда не закрывался. Росписи и фрески сохранились в отличном состоянии, будто бы купол расписан вчера. Нам досталось место в зимнем храме – под самым куполом. Прямо над нами – изображение апостола Матфея в полный рост. «Вот мы и на небе», – мелькает мысль в засыпающем сознании.

Сон забирает мгновенно, и когда в храм входит батюшка, громко читая молитву, кажется, что это продолжение сна. Но уже пора вставать. На часах 6.30, сейчас начнется служба. Выходим умываться – и видим: прямо над храмом разноцветным мостом перекинулась радуга. Хорошее знамение в начале пути!

На завтрак приходим поздно и... к шапочному разбору. Все уже съедено изголодавшимися паломниками. Нам достается лишь по кружке кипятка. Немножко расстроенные подходим к столу – путь­то неблизкий, а запастись едой мы не догадались! И тут, словно на скатерти­самобранке, перед нами возникают ломтики хлеба, вареная картошка, огурцы, вафли и даже (что самое ценное с утра) – чайная заварка. В крестном ходу как нигде проявляется чувство локтя. Здесь не дадут пропасть, всегда поделятся последним.

Вперед посылается отряд мужчин – протаптывать дорогу, приминать траву. Идти по лесной тропинке в дождливую погоду тяжеловато, но как только за нашими спинами смыкаются лесные деревья, дождь прекращается, и выглядывает солнышко. «Молитва пошла!» – перешептываются паломники.

В селах крестный ход встречают пирогами и квасом, на накрытых столах – огурцы, картошка, ломти хлеба. Батюшки благословляют трапезу, а по окончании ее поют «многая лета» жителям. Конечно, еды хватает не всем – в первую очередь стараются покормить детей. Но мы не огорчаемся. Удивительно, но особой потребности в пище, несмотря на довольно большую физическую нагрузку, не ощущаешь. А когда после долгого перехода среди леса возникает машина с питьевой водой, кажется, что для полного счастья более ничего не требуется...

Одна из остановок – у разрушенного Ильинского храма. Здесь когда­то было большое село. Теперь от него не осталось ни одного дома, все заросло травой, и лишь остов храма напоминает о том, что здесь тоже была жизнь...

Последний переход – до села Кондакова, где родился преподобный Иринарх­затворник, оказался самым долгим. В Кондаково пришли, уже когда стемнело. Местные женщины нарядились в русские костюмы, кокошники, встречали пирогами. Игумен щедро окропил всех святой водой.

Храм в Кондакове – тоже Ильинский. Служить здесь начали совсем недавно. Успели только соорудить алтарь и украсить его иконами. Нескончаемым потоком идет к исповеди народ – каждый хочет причаститься завтра на родине Иринарха­затворника. Батюшки не уходят, исповедуют всех желающих. Последний исповедник покидает храм во втором часу ночи.

В Кондакове родился и провел 18 лет жизни будущий великий подвижник Иринарх­затворник. По преданию, его молитвами в лесу забил источник, который местные жители почитали как чудотворный. В советские годы источник был завален мусором, на его месте образовалась свалка, но после открытия Борисоглебского монастыря иноки много потрудились, чтобы привести источник в порядок. Теперь здесь просто райское место. Спуск, оборудованный деревянными лесенками, большая поляна, деревянная купальня. Воды источника и теперь обладают чудодейственными свойствами. Искупавшись в нем, вылечился от рака приезжий москвич, мусульманин по вероисповеданию, а в прошлом году в Борисоглебе после посещения источника принял православную веру гражданин Китая.

Утром после литургии крест­ный ход идет на источник, что в километре от села. Молебен отслужил архиепископ Кирилл, который по традиции закрывал крестный ход. Он же первым окунулся в воды источника. За ним священники, монахи, а потом и весь народ. Желающих искупаться было очень много – до позднего вечера у купальни толпились люди.

Пора расставаться, но, несмотря на усталость, многие признаются, что готовы были бы идти еще и еще. Люди обмениваются впечатлениями, вспоминают, как перед началом крестного хода игумен Иоанн объяснял участникам его смысл:

– Крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе. Не имеющий здоровья – просит себе здоровья, не имеющий семейного очага – просит себе суженую, сознающий свою греховность – просит оставления грехов.

Тот, кто особо желал угодить Богу, брал на себя дополнительные подвиги – шел в железных веригах, босиком, с мешком, набитым камнями. Самое сложное, по признанию тех, с кем довелось поговорить, это «положить хранение устам». Ведь крестный ход положено пройти с молитвой, не отвлекаясь на праздные разговоры.

Чьи­то прошения Бог услышал сразу – в конце крестного хода образовались несколько молодых пар. И хотя дома некоторых разделяет большое расстояние (люди приехали из разных городов), не исключено, что эта встреча выльется во что­то большее, чем простое знакомство.

Читайте также
  • 11.01.2013 Окунитесь в иордань в праздник Крещения Господня! 19 января православный мир отмечает праздник Крещения Господня.  В Ярославле будет  семь крещенских прорубей - иорданей, вырубленных в форме креста.
  • 11.01.2013 Музейные храмы в Ярославле передадут Церкви Ярославская митрополия уведомила историко-архитектурный музей-заповедник о том, что документ с просьбой о передаче храма Богоявления, церквей Ильи Пророка, 
  • 11.01.2013 Целебный Нектарий Накануне нового года в ярославский храм Богоявления доставлена частица мощей преподобного Нектария Эгинского, одного из самых почитаемых в Греции святых.
  • 10.01.2013 Карнавал на дёминской лыжнеЦентр лыжного спорта «Дёмино» вновь собрал любителей спорта на традиционную костюмированную новогоднюю гонку. Более 90 спортсмен
  • 10.01.2013 У храмов появились вертепыСТОП-КАДР
  • 14.02.2004 Забывать нельзя Завтра исполняется 15 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Эта дата отмечается как День памяти жертв афганской войны. Около 620 тысяч военнослужащих,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Кому те цены по плечу?В редакцию «Северного края» звонят возмущенные читатели. Их интересует один вопрос: почему в последние
  • Зеленый газонКажется, каждодневные наши хлопоты в саду пока закончились, но самое время подумать о дне завтрашнем,
  • Вкус молока, знакомый с детства Наглядной демонстрацией первых результатов сотрудничества правительства Ярославской области с группой