суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 02 ноября 2005

Здесь помнят всех учеников

нет фото

6 ноября ярославская школа № 37 с углубленным изучением английского языка отмечает юбилей. Гостей будут встречать в ДК имени Добрынина. Но даже там места всем ее выпускникам явно не хватит. Ведь история школы началась семьдесят лет назад, так что выпускников у нее – тысячи. Ученые, строители, военные, врачи... Учителя с нетерпением ждут встречи с каждым из них.

автор Лариса НИКОЛАЕВА

 

ШКОЛА, КУДА ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ

В прошлом году в школе решили: пора бы каким-то образом отмечать выпускников, которыми здесь гордятся. И придумали. Теперь ежегодно вручается значок, на котором без лишней скромности написано: «Лучший выпускник». К нему – удостоверение, где зафиксированы все заслуги обладателя редкой награды.

Преподавателю английского языка Стелле Владимировне Винар значок вручили «за верность»: закончив 37-ю, Стелла Владимировна решила сюда же прийти и работать. «За заботу о красоте школы» наградили выпускников, с чьей помощью удалось отремонтировать здание к новому учебному году. А вот бывший воспитанник Михаил Брянцев отличился особо. «Вы первым берете в руки наших будущих учеников!» – написано в его удостоверении. Михаил Дмитриевич – врач родильного дома, и почти все молодые учительницы, а также бывшие одноклассницы предпочитают, чтобы их малыш появился на свет именно в его больнице.

Существует простой критерий того, что значит «хорошая школа». Это школа, куда дети хотят ходить, куда родители хотят водить своих детей и откуда не хотят уходить учителя. Все это отличает 37-ю. Здесь и учатся семейными кланами, приводя своих детей, а потом и внуков, и работают целыми династиями.

Среди педагогов немало выпускников школы. Одна из них – Анна Владимировна Лемешкина, учитель начальных классов. Дети о своей учительнице говорят, что она самая добрая и терпеливая, много знает и может ответить на самый трудный вопрос. Симпатию к любимой учительнице малышня проявляет по-разному. Девчонки делают комплименты («Вы сегодня такая красивая!»), мальчишки дарят конфеты.

– С ними проще общаться, чем со взрослыми, – говорит Анна Владимировна. – Надо только быть искренним. Не таить в душе обид. И еще. Нам, взрослым, не следует все время поучать детей, нужно больше спрашивать у них, слышать их.

Многому Анна научилась у своей мамы, Анастасии Григорьевны, которая уже много лет преподает английский язык в этой же школе. Сначала вместе готовили домашние задания по английскому (Анастасия Григорьевна принципиально записала дочь в параллельную группу, чтоб не упрекали в предвзятости), в старших классах обсуждали проблемы первой любви. А уже после института Анна училась у мамы общению со своими учениками.

– Бывает, что дети чем-то обижают?

– Когда мой бывший ученик не здоровается со мной на улице – это обижает. Может быть, некоторые не подходят, думая, что я их забыла. Но учитель никогда не забывает своих учеников.

WELCOME TO SCHOOL

Этим приветствием – «Добро пожаловать в школу» – 37-я встречает гостей сегодня. Из обычной в англий­скую она превратилась в 60-е годы. Не сразу. Сначала была просто школой с изучением ряда предметов на английском языке. До наших дней даже дошли учебники, написанные на английском. А через некоторое время школа получила статус специализированной. В 1990-е «инглиш» в ней стали изучать с первого класса.

Любопытно, что в самом начале, в 1930-е годы, в школе тоже часто звучала нерусская речь. Но и не английская, конечно. В районе, где располагалось учебное заведение, жило много татарских семей. Некоторые классы были целиком татарские. И иногда даже требовался переводчик для общения с ребятами. Первое время эту роль выполняла одна из пионервожатых, знавшая язык.

Директор детского дома Ленинского района Елена Иринеевна Кузнецова:
– Наша дружба с 37-й школой началась несколько лет назад. Как-то под Новый год ее ученики и учителя попросили меня написать список воспитанников детдома, указав их возраст и увлечения. Для каждого потом собирался индивидуальный подарок, не похожий на остальные. В огромном ярком пакете могли быть книжка и сладости, а кто-то находил в нем альбом и игрушку. Представляете, как это здорово! Вручение подарков стало традицией. Так что теперь мои подопечные каждый год с нетерпением ждут на праздник гостей из 37-й школы, которые всегда поздравляют нас первыми, мы даже елку еще не успеваем наряжать.

Сегодня помимо английского с 7-го класса обязательно изучается второй иностранный язык. Старше­классники проходят трудовую практику в качестве гидов, экскурсоводов-переводчиков или переводчиков технической литературы. А лучшие ученики уже почти пятнадцать лет подряд получают право побывать по международному обмену в Англии и в США.

Кстати, называться лучшим в 37-й очень престижно. Девять лет назад даже появился праздник «Лучший ученик года». Самые-самые с 5-го по 11-й класс награждаются значками, дизайн которых год от года меняется, а родителям номинантов вручаются благодарственные письма – «за создание условий для творческого проявления ребенка».

Круглые пятерочники получают значок с надписью «отличник», менее круглые – «старательный», победителям школьных олимпиад присваивают звание «интеллектуал» и так далее. Но если хромает дисциплина, то будь ты хоть умным-преумным или чемпионом всех спортивных турниров, – значка не видать. Потому что «лучшие» должны быть лучшими во всем!

Большинство ребят, удостоившихся чести, цепляют этот значок на самое видное место и носят его почти весь год, кто-то из девчонок украшает им сумку, некоторые – подол юбки.

ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕВОЧЕК

Самые горькие страницы в истории школы – годы Великой Отечественной. На памятной доске, что в вестибюле, увековечены имена двадцати двух выпускников, погибших в боях. Не вернулся с фронта и военрук школы.

Как и в большинстве учебных заведений, во время войны в 37-й сначала размещались воинские части, а затем – госпиталь для эвакуированных из Ленинграда. Поэтому дети учились где только могли, а после уроков большинство из них работало в госпитале: в основном писали письма родным бойцов, читали им книги.

Сразу после войны казалось, что мальчиков надо учить не так, как девочек, необходимо готовить их к военному времени. И школы поделили на мужские и женские. 37-й выпало стать женской. Таковой она оставалась по 1955 год.

Годы учебы одной из выпускниц, а теперь – преподавателя математики Эльвиры Ивановны Хробостовой пришлись как раз на это время. Из-за раздельного обучения, признается она, с мальчишками не умела общаться долго («До самого института их боялась»). Хотя и сама, и ее одноклассницы были вовсе не из робкого десятка.

– Заболела как-то наша учительница немецкого, – вспоминает Эльвира Ивановна, – и на замену прислали преподавателя из 57-й школы. Не прошло и нескольких занятий, как мы пошли к директору требовать, чтобы пришедший на замену стал нашим постоянным учителем (не понимали, конечно, что это невозможно было реализовать). Требовали вовсе не потому, что педагог был мужчиной. Просто он давал нам больше знаний, а образование в те годы было нас­тоящей ценностью. Мы понимали, что рассчитывать можно только на себя. Вот не поступишь в вуз – и жизнь кончится.

– Нынешние девчонки сильно отличаются?

– Они, конечно, раскрепощеннее. Но мне кажется, не такие эрудированные, несмотря на все возможности Интернета. Меньше читают, больше обращают внимание на внешнее. Мы, например, мало задумывались о том, как одеты, было не принято выпендриваться. Утром наденешь свое коричневое платье – и топаешь на занятия.

В 37-й хранится несколько альбомов, где собрано все об истории школы. Есть в этих талмудах и забавные истории. Одна рассказана бывшим преподавателем физики Ю. П. Фиолетовой.
КАК ПОКРАСИЛИ ФИКУСЫ
Самой юной и милой в школе была учительница биологии М. А. Голубые глаза, белокурые волосы, спокойный нрав и такт привлекали многих. Особенно вздыхал по ней наш завхоз Костя, молодой, черноглазый, не шибко грамотный, но толковый и хозяйственный.Следили за развитием романа все и частенько использовали его в корыстных целях. Нужны «непроливайки». На складе есть, но Костя прижимист, сначала лекцию прочтет о сохранности имущества, а после выдаст – вместо двадцати пять штук. Но скажешь: «М. А. просила чернильницы» – и он дает их, не считая.В вестибюле у нас стояли огромные искусственные пальмы – подарок шефов. С годами листья потускнели, и мы надумали покрасить их заново. «Надо Константина Ивановича попросить, – говорит М. А., – он сделает». И верно. Раздобыл где-то Костя яркую зеленую краску, сказал: «Сегодня за вечер покрашу».Утром все толпились возле свежезеленых пальм и нахваливали Константина. «Это еще не все, поднимитесь-ка в учительскую...» Мы пошли. Открыли дверь и – замерли. Листья великолепных фикусов, украшавших комнату, были выкрашены ядовитой зеленью и покрыты лаком. Все до одного! Радостно блестя глазами, Костя изрек: «До пяти утра красил. Что, пахнет красочкой? Ничего, форточку откроем», – и осекся. На него сквозь слезы глядели гневные голубые глаза. «Что же вы наделали?!» – кричала М. А.Через четыре дня все листья с фикусов осыпались. А «роман» пошел на убыль.

– Кстати, в школе для начальных классов форма обязательна. Вам это нравится?

– Я думаю, неплохо, когда школьницы одеты по-деловому, а не демонстрируют голый пуп. Но нынешние клетчатые костюмы по-моему совершенно не развивают вкуса! Мне они не нравятся.

После института Эльвира Ивановна окончила заочную аспирантуру, оставалось только кандидатскую написать, но живое общение с детьми перевесило тягу к науке. Школой она живет вот уже почти пятьдесят лет. Работала не только в 37-й, но в родные стены вернуться хотела всегда.

– Чувствую ли я за столько лет работы усталость? Вечером, когда домой прихожу, – да. А когда я в школе – не устаю.

У ИСТОКОВ

Ну а начиналась история учебного заведения весной 1935 года. На поросшем бурьяном пустыре Матросской улицы закипела ударная стройка. Помогал резиноасбестовый комбинат. Отгрохали школу в рекордные сроки – за 90 дней. И первые ученики сели за парты, как и положено, 1 сентября.

День открытия запомнился многим роскошным убранством здания. Входная лестница была отполирована так, что в ней можно было увидеть свое отражение. А ее ступеньки, от первого до последнего этажа, и все окна были уставлены плошками с цветами. Постепенно великолепию пришел конец. В школу-новостройку переполненные соседние отослали прежде всего «трудных» учеников. Их «невинные шалости» приводили как минимум к тому, что со стен осыпалась штукатурка.

Но на переменках не только хулиганили, в первые годы между занятиями ученики 37-й... танцевали. Одним из организаторов массовых игр и самодеятельности – как тогда называлась должность – была работница шинного завода. Она приходила с баяном и играла на переменах поочередно на каждом этаже.

Позже средством приобщения к культурным ценностям стали созданные в школе хор и струнный оркестр. Домбры, мандолины и балалайки для оркестрантов их руководитель привез прямо из Москвы. Песни – русские народные и пионерские задорные – исполнялись на вечерах, проходивших в клубе «Гигант».

В те времена было очень престижно носить имя какого-нибудь партийного деятеля. И коллектив 37-й обратился к наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе лично (!) с просьбой дать согласие на присвоение школе его имени. Товарищ Орджоникидзе не отказал. В 1936 году (кстати, за год до трагической смерти наркома) школа получила свое новое название. Но до наших дней оно не сохранилось. Довесок «имени...» потерялся в 1990-е с развалом Союза. Тем не менее в школе и сейчас хранится гипсовый бюст Серго, стоявший когда-то в вестибюле.

– Это наша история, история школы, история страны, – говорит директор учебного заведения Юлия Дмитриевна Косарева. – Мы не собираемся зачеркивать какие-то ее страницы. С первых лет повелось отмечать день рождения школы в конце октября – когда родился сам Орджоникидзе. И эта традиция сохраняется по сей день. Из уважения к нашему прошлому.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • США – страна автономных личностейМне сделали уникальный подарок на тридцатилетие – поездку в Америку по программе молодых лидеров. Выиграв
  • Погиб в огне На Гражданской улице в поселке Некрасовское вспыхнул жилой дом. В огне погиб 62-летний слабовидящий
  • Школа юнкоров: всё ещё впереди!30 лет назад в Ярославском городском Дворце пионеров и школьников (ныне городской центр внешкольной работы)