В программе обещалась реконструкция событий знаменитого Ледового побоища. Однако кроме ожидаемых русских воинов и ливонских рыцарей на площадь прибыли представители всевозможных стран и эпох. Были там и викинги в мехах и шкурах, и ирландский щитоносец с горном, и крестоносцы в кольчугах, и прочие весьма забавные персонажи.
Мое внимание привлекали два «ирландца». Один – рыцарь, другой – его щитоносец. У щитоносца, высокого светловолосого юноши со взглядом горящим, на груди висел костяной горн.
– А играть умеешь? – поинтересовалась я.
– Не, еще не научился.
– Получается, он у тебя просто для вида?
– Хм, – смутился парень. – Ну, если хотите, могу попробовать.
– Не надо, – категорично остановил своего помощника рыцарь. – Лучше не позорься. Я бы вам сыграл, но мне шлем мешает.
Несмотря на довольно прохладную погоду, поглазеть на невиданные бои пришла огромная толпа зрителей.
– О! Смотрите, какой у него меч! – восклицали наравне с детьми взрослые мужчины. И щелкали фотокамерами своих мобильников. – А этотто, этот – вылитый Железный дровосек! У него под доспехами – памперсы. Хахаха!
В отличие от скептически настроенных взрослых дети с открытыми ртами наблюдали за тем, сколь горделиво вжившиеся в роль воины прохаживались по заснеженному полю.
– Скажите, пожалуйста, а эти доспехи вы сами делали? – робко интересовались девушки у того самого обсмеянного рыцаря, стараясь, видимо, сгладить нанесенную земляками обиду.
– Нет, обменял у товарищей. Сам я кожаные доспехи делаю, а в нашем клубе нет кузнеца.
– А вам холодно? Ведь металл же на морозе стынет...
– Наоборот – мне очень жарко, – ответил молодой человек. – Хорошо, что сейчас не лето.
Среди участников фестиваля были и несколько девушек. Одна из них – в облачении шведской крестьянки второй половины четырнадцатого века – прогуливалась с бомбардой, время от времени заправляя ее порохом и постреливая в воздух. В беседе выяснилось, что «по паспорту» зовут ее Юля, но руководитель подольского клуба исторической реконструкции «Рыцарское копье», которого ребята называют герр барон, дал ей новое имя – Элли Николас Датир.
– Вообщето по статусу я имею право быть и знатной дамой, а не только крестьянкой, – говорит Юля, – но я не успела сшить себе одежду. Платье еще только выкроено.
Шить платье из зеленого сукна Юле предстоит вручную. Так же был изготовлен и этот ее наряд.
– Во время ролевых игр всегда проводят конкурс костюмов, и требуется, чтобы они были из натуральных тканей и пошиты вручную, соответственно эпохе.
По словам Юли, она умеет драться и на мечах, и на ножах, но – «неженское это дело». А вот из бомбарды почему бы и не стрельнуть.
Тут к девушке подбежал паренек в воинском прикиде (назвался Николасом, в повседневной жизни – Коля) и попросил помочь снарядить его на бой. ЭллиЮля усердно стала помогать. По тому, как она управлялась, стало ясно, что ей доводится делать это не впервой. Напоследок воин чмокнул помощницу в щеку и, размахивая мечом, убежал сражаться.
За всем этим пристально наблюдал местный батюшка.
– Я привел сюда своего семилетнего сынишку, чтобы он посмотрел на реальные бои. А то ведь я ему только рассказывал об этом. Конечно, такие мероприятия очень полезны, они укрепляют патриотический дух.
У парочки крестоносцев (как оказалось, из Одинцова) я поинтересовалась, изучали ли они специальную литературу, когда готовились к реконструкции Ледового побоища?
– Конечно, читали, – заверил один из них на чистом русском языке. – И кино «Александр Невский» смотрели.
– Меня там больше всего поразила сцена, когда детей в огонь бросали. Такие, знаете, душегубы.
– А вы знаете, что это все неправда? – вмешался в нашу ученую беседу случившийся рядом молодой человек. – Не было такого. На самом деле Псков сам сдался, и силой противник его не брал. В фильме много еще чего переврано. Так что надо книги исторические читать, а не фильмам верить, к тому же идеологическим.
К сожалению, реконструкция Ледового побоища так и не состоялась. Как объяснил инициатор фестиваля москвич Сергей Удод, просто не успели. Действительно, организация хромала откровенно. Не было ведущего, и зрители вообще не понимали, что происходит. Примерно через полтора часа после начала мероприятия зрительские ряды существенно поредели. Ктото разогревался коньячком, а один папаша строгий, то ли заразившись духом войны, то ли стремясь согреться, устроил с маленьким сынишкой свой рыцарский турнир – на палках.
Завершающим этапом фестиваля стал Бугурт, или попросту – сражение «стенка на стенку». При этом воины разделились на две части как попало. Никакого сходства с историческими реалиями никто не придерживался, но сражение получилось эффектным и, как и следовало ожидать, вызвало настоящий шквал эмоций.
– Вали его! Вали! Мочи! – кричали мальчишки воинам.
– Сзади осторожно! Бей его! – вторили родители.
Парочка рыцарей так разошлась, что повалила ограду и упала прямо в зрительный ряд, не переставая, впрочем, размахивать мечами.
Дамы восторженно визжали.
Впрочем, такое безыдейное махание мечами всетаки смутило некоторых присутствующих. В том числе меня. Если, конечно, цель была просто подраться и завалить соперника, то можно сказать, что мероприятие удалось. Но коли уж назвались фестивалем, да еще «исторической реконструкцией», то хотелось бы соответствия... Но за доспехами и яркими костюмами, а также звоном мечей суть действа както потерялась.
Может, и не следует судить так строго. Сами участники явно были рады возможности показать себя, а зрители – посмотреть на красочное шоу. Чем не позитивное времяпрепровождение?