суббота 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 20 мая 2011

Директор и его команда

Осенью этого года одному из гигантов россий-ской промышленности, к становлению и развитию которого причастны тысячи ярославцев, – ОАО «Славнефть-ЯНОС» – исполнится полвека. «Северный край» продолжает серию публикаций, посвящённых истории предприятия. Сегодня наш рассказ о людях, профессионалах высшей пробы, которые стояли у «колыбели» будущего титана отечественной индустрии – первом директоре Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода Борисе Майорове и его команде.

автор Лариса ДРАЧ

 

Вспоминает корреспондент газеты «Северный рабочий» Виктор Курапин: «Летним днём 1953 года меня вызвал редактор нашей газеты и спросил:

– Знаете, что в Ярославле будет строиться крупный нефтеперерабатывающий завод?

– Только понаслышке, – ответил я.

– Так вот, надо встретиться с директором этого завода, побеседовать с ним и рассказать читателям «Северного рабочего», что из себя будет представлять этот завод, – сказал редактор.

– Но какой же директор, если не только завода нет, но ещё и первый колышек на его строительной площадке не забит! – удивился я.

Оказывается, дирекция уже была. Приказ № 1 по строящемуся НПЗ был издан ещё 1 июня 1953 года. Он гласил: «На основании приказа министра неф-тяной промышленности от 20 мая 1953 года за № 1302/к я, Майоров Борис Павлович, сего числа приступил к исполнению обязанностей директора строящегося Ярославского нефтеперерабатывающего завода».

Дирекция завода тогда находилась в здании, примыкающем к Знаменской башне. По словам корреспондента «Северного рабочего» Виктора Курапина, его встретил уже немолодой, грузный человек, показавшийся поначалу неразговорчивым, но стоило собеседникам от первого обмена репликами перейти к разговору о будущем завода, Борис Павлович буквально преобразился: «Пройдёт несколько лет, и завод, построенный нами, примет нефть Татарии. Мы будем вырабатывать из неё автомобильный бензин и дизельное топливо, мазут и керосин, нефтебитум и серную кислоту, ароматические углеводороды и другие ценные продукты. Из газов – побочных продуктов нефтепереработки – завод освоит получение сырья для производства синтетических каучуков, спиртов, лаков и красок. А ведь Ярославль – город большой химии, и строительство нефтеперерабатывающего завода здесь очень кстати. Только использование побочных нефтепродуктов нашего предприятия позволит ярославским химикам сберечь тысячи тонн пищевого сырья». Тогдашний собеседник Бориса Майорова журналист Виктор Курапин впоследствии записал, что директор «говорил с воодушевлением. Казалось, он уже зримо видит на тихой ещё окраине Ярославля действующие установки завода, слышит, как бушует в печах жаркое пламя, клокочет в стальных трубах и аппаратах разгорячённая нефть, через годы чувствует мощное и ровное биение пульса нефтехимического гиганта. Признаюсь, встреча с Майоровым произвела на меня огромное впечатление. И, действительно, он был замечательный человек, крупный специалист и организатор, настоящий коммунист».

Багаж жизненного опыта и профессиональных знаний, накопленный Борисом Павловичем до того, как его имя впервые появилось в приказе № 1 по НЯ НПЗ, был весьма значителен. Тринадцатилетним пареньком он начал свою трудовую биографию, в школе доучивался уже после гражданской войны. Был юнгой, потом матросом торгового флота ходил в заграничное плавание, служил в армии. И только благодаря путёвке комсомола, откомандировавшей его на учёбу в Московский неф-тяной институт имени Губкина, он, наконец, обрёл свою подлинную стихию: ею стала нефть.

Профессиональная карьера Майорова достойна того, чтобы лечь в основу масштабного, ничуть не меньше «Войны и мир», производственного романа. Руководил строительством неф-тебазы в Москве, в США принимал закупленное нашей страной нефтеперерабатывающее оборудование, изучал технологию изготовления и монтажа аппаратуры, был руководителем Саратовского крекинг-завода. На этой должности его застала Великая Отечественная война. За обеспечение бесперебойной работы завода, успешное выполнение заданий фронта Борис Павлович был награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После войны стоял у истоков строительства Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода, по совместительству возглавляя и действующий Уфимский завод. Оба предприятия, которыми руководил Майоров, успешно справлялись с поставленными перед ними планами и сроками строительства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда встал вопрос о кандидатуре человека, который мог бы встать у руля строящегося Ново-Ярославского завода, выбор пал на Бориса Майорова. Именно такой человек, знающий специалист-практик, энергичный организатор и принципиальный руководитель, должен возглавлять большое и трудное дело, значимое в масштабах всей великой страны.

Он жил стройкой и заводом, и глагол «жил» не был в отношении Майорова поэтической метафорой. Обутый в резиновые сапоги, директор наравне с простыми рабочими месил грязь, спускаясь в котлованы и траншеи, поднимался на самую верхотуру к монтажникам, требовал, доказывал, спорил. Ветеран стройки, бывший начальник отдела генплана НЯ НПЗ А. Я. Безменов вспоминал о том, каким замечательным человеком был Борис Павлович: «Обладал большой эрудицией, энергией, опытом, имел настоящий организаторский талант. Он умело сочетал хозяйственную работу с партийной, пропагандистской, воспитательной. Помню, с каким гневом он обрушился на одном из партийных собраний на тех, кто равнодушно, спустя рукава стал относиться к своему служебному долгу. Словом, я им не завидовал. Да и прав был директор!». Пустить в короткие сроки завод, строительство которого было отнесено Правительством СССР к числу важнейших строек страны, можно было только при железной дисциплине, огромном напряжении сил всех вместе и каждого в отдельности.

Директора Майорова беспокоила низкая механизация строительства: трудоёмкие земляные работы велись вручную, не хватало мощных подъёмных кранов, часто случались простои: то бетона нет, то транспорта недостаточно. До всего было дело Борису Майорову. Он был требователен не только к подчинённым, но, прежде всего, к самому себе. Пунктуальный и скрупулёзный, он был человеком государственного ума. Для него не существовало мелочей, когда речь шла о производстве. Люди говорили о нём: «Сам работал, умел зажигать людей и мог собрать коллектив единомышленников».

Одним из них, безусловно, был главный инженер Владимир Бажанов. На строительство НЯ НПЗ Владимир Александрович прибыл по назначению в 1958-м, будучи к тому времени профессионалом самой высшей пробы. Свою трудовую карьеру он начал по окончании Грозненского нефтяного

института в должности инженера на предприятии «Грознефть». Шлифовал знания и накапливал опыт, работая на Орском и Ново-Куйбышевском НПЗ. В Америке Владимир Бажанов изучал крекинговые установки, в Румынии возглавлял проектный институт, за что был удостоен высокой награды Румынской Народной Республики – Ордена Труда II степени. Впоследствии к этой награде добавились два ордена «Знак Почёта», орден Трудового Красного Знамени, многие ведомственные наг-рады и благодарности.

Дочь Наталья Владимировна рассказала, что они с братом видели отца очень мало:

– Уходил на работу чуть свет, возвращался домой затемно. Мы всегда ждали его, волновались. Прекрасно помню, какое приподнятое настроение было у всех перед пуском завода, все были необыкновенно воодушевлены. Чувство сопричастности к событию огромной важности переполняло даже детей, хоть нас по понятным причинам и не посвящали во все подробности происходящего на производстве.

Заводскими буднями, успехами и проблемами жила в те годы и семья главного энергетика НЯ НПЗ Альберта Головастикова. Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий появился в жизни Альберта Васильевича в августе 1961-го. В трудовой книжке зафиксировано «прибыл по вызову». Начиная с этого времени, ритм семейной жизни был напрямую связан с сердцебиением сначала готовящегося к пуску, а затем работающего гиганта нефтепереработки. Дочь Марина Альбертовна вспоминает, что у отца был служебный мотоцикл и рация, с которой он буквально не расставался ни на минуту.

– Стоило нам в редкие часы отдыха куда-нибудь собраться всей семьёй, тут же рация запищит – опять вызывают. Встречалось это домашними с пониманием. Всё, что было связано с заводом, для отца, а через него и для всей нашей семьи, было главным, первоочередным. Тем более что и мама работала в проектно-конструкторском бюро на заводе, и я, когда выросла, не раздумывала о том, куда пойти работать. Это даже не обсуждалось и принималось как само собой разумеющееся.

Спокойный и выдержанный, отзывчивый и легко находящий общий язык со всеми, человек слова и дела («уж если что пообещает, выполнит во что бы то ни стало»), Альберт Головастиков пользовался заслуженным уважением в коллективе. Был избран освобождённым секретарём парткома завода, впоследствии возглавил областной профсоюзный комитет рабочих химической и нефтехимической промышленности. Награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд», многими другими знаками отличия.

Не уступал коллегам по части фанатичной увлечённости своим делом и начальник первой установки первичной переработки нефти (АВТ) Анатолий Яковлев. Вот что рассказала о нём его дочь Людмила Анатольевна Захарова, сама отдавшая четверть века работе на нефтеперерабатывающем предприятии.

– Отец родом из Тамбовской области, со своей будущей женой, моей мамой Евгенией Леонидовной, он познакомился на Сахалине, куда она приехала по распределению после окончания Московского химико-технологического института имени Менделеева. На тот момент у отца никакого образования не было, но одарён тягой к знаниям он был от природы безмерно. Потому и химический техникум, куда поступил по маминому настоянию, и нефтяной институт имени Губкина в Москве он окончил блестяще, экстерном.

В Ярославль семья Яковлевых приехала весной 1961 года, на пуск завода. Евгения Леонидовна начала работать в товарной лаборатории, потом возглавила её, досконально знала всё производство, была очень принципиальна и ответственна, когда речь шла о работе. Дочь Людмила Анатольевна вспоминает, что родители дневали и ночевали на строительной площадке, в редкие минуты, проведённые дома вместе с детьми, говорили только о работе – «это было смыслом всей их жизни». Анатолий Михайлович был наладчиком от Бога, руки имел золотые, всегда был нарасхват. А потому, когда Ново-Ярославский вступил в строй дей-ствующих предприятий, стал набирать обороты, «встал на крыло», Анатолий Яковлев отправился туда, где его золотые руки были нужнее – вдыхать жизнь в Сумгаитский завод.

Состоявшийся в апреле 1958 года XIII съезд ВЛКСМ объявил строитель-ство Ново-Ярославского НПЗ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и сюда по путёвкам комсомола прибыли более тысячи молодых инженеров, техников, рабочих. Многие из них – энергичные специалисты, хорошо знающие своё дело – прикипели к производству на всю жизнь. Леонид Пантелеймонович Галкин приехал на завод в 1957 году, был главным механиком, затем начальником проектного отдела. А до Ярославля он работал в министер-стве нефтяной промышленности. В 60-х годах у него появилась возможность вернуться в министерство, но, проработав там несколько месяцев, он снова вернулся на завод. Вот и у Виталия Анатольевича Нагорного в трудовой книжке только две записи: о службе в рядах Советской армии и о дате по-ступления на нефтеперерабатывающий завод – январь 1958 года. Он был секретарём партбюро, впоследствии – секретарём парткома, председателем завкома. Многие годы Виталий Анатольевич успешно работал в службе капитального строительства.

В отличие от многих работников НЯ НПЗ, прибывших сюда по комсомольской путёвке, Николай Павлович Шмаров – ярославец, выпускник Ярославского технологического института (ныне – технический университет). По окончании вуза по распределению уехал в Оренбургскую область, город Орск, где работал на заводе синтезспирта. В 1961 году по приглашению руководства приехал на Ново-Ярославский НПЗ, где и трудился до последнего дня жизни.

Николая Павловича Шмарова иначе чем «совесть завода» на предприятии не величают. Ведомственная газета «Нефтехимик» не раз писала о нём, отзываясь как о «легендарной и светлой личности, всю свою жизнь отдавшей на благо производства и людей». Николай Шмаров работал старшим механиком цеха первичной переработки нефти, впослед-ствии – начальником ремонтно-механического цеха, был председателем проф-

кома, первым председателем Совета ветеранов. Николай Павлович активно участвовал в строительстве и пуске завода, внёс весомый вклад в дальнейшее развитие предприятия, его социальную сферу. На заводе его знали как отличного инженера и организатора, человека, способного в кратчайшие сроки решить самые трудные задачи.

… Как дерево сильно своими корнями, а река – истоками, так и современный гигант индустрии, коим сегодня является ОАО «Славнефть-ЯНОС», славен самоотверженным трудом сотен и сотен специалистов самых разных профессий, нашедших для себя призвание в нефтепереработке. Те, о ком мы попытались рассказать в сегодняшнем повествовании, были первыми. За ними пришли другие, но знаменатель в столь разных судьбах общий – Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод.

 

Читайте также
  • 01.11.2012 «Борис Годунов» открывает новый сезон 4 ноября кинотеатр «Родина» открывает новый сезон программы «Великие оперы на сценах театров мира». Именно к Дню народного единства
  • 06.09.2012 Последний вятский фронтовик«Война – последнее дело, но страшиться нечего. Человек всё переживёт, главное – не бояться и помогать друг другу» – это было
  • 24.07.2012 У Гогина свой дебет-кредит со временемЕсли не ломать голову над глобальными проблемами, жизнь на самом деле состоит из очень простых и понятных составляющих. Близкие люди, построенный своими
  • 06.07.2012 Борис Мездрич продолжает поражать публикуБорис Мездрич, после отъезда из Ярославля возглавивший Новосибирский театр оперы и балета, выпустил в свет новую грандиозную премьеру – оперу Шарля Гуно «Фауст».
  • 30.05.2012 ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА: Мятежный странник 5 апреля у себя на родине, в Благовещенске, после тяжёлой болезни скончался известный прозаик и публицист Борис Черных, часть жизненного пути которого
  • 02.02.2002 Верны газете и театру Не успели мы объявить на страницах газеты «Северный край» театральный конкурс, как пришло время награждать первого победителя. Им стал ярославец Борис Павлович Сорвачев.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают