вторник 19

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 07 июля 2011

Немалый путь для «Малой Северной»

Детской железной дороге в Ярославле сегодня исполняется 65 лет

Вложения в подрастающее поколение всегда радуют, особенно когда средства находятся

в тяжёлые для государства годы, как, например, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Только отгремели последние выстрелы, народное хозяйство страны находилось ещё в упадке, не говоря уж о многомиллионных людских потерях. Поэтому вдвойне знаменательным кажется тот факт, что среди решений IX Ярославской городской партийной конференции февраля 1945 года было постановление о строительстве детской железной дороги. Этот поистине значимый для маленьких ярославцев подарок продолжает радовать не только детей, но и взрослых и по сей день на протяжении вот уже 65 лет.

 

автор Ольга ШАНИНА, ведущий архивист центра документации новейшей истории Ярославской области.

 

Самая первая детская железная дорога на территории бывшего СССР открылась 24 июля 1935 года в Грузии в г. Тифлисе. Эта идея была подхвачена и другими городами. В Ярославле в 1939 году с инициативой строительства детской железной дороги выступил обком комсомола. Но данный план так и остался на стадии обсуждения, так как его воплощению в жизнь помешала начавшаяся Вторая мировая война.

Детские железные дороги были не только увлекательнейшим видом детского досуга, но и средством воспитания, отвлечения молодёжи от улицы и замечательной кузницей кадров для народного хозяйства. Вот почему вопрос о строительстве детской железной дороги вновь был поднят после окончания войны.

«Малую Ярославскую» (Северную) железную дорогу было решено строить с долевым трудовым участием всех основных предприятий города. Кроме того, над подарком маленьким ярославцам работали трудящиеся Ярославля, железнодорожники, комсомольцы в порядке массовых выходов и воскресников. Министерство путей сообщения СССР под­держало инициативу строительства дет­ской железной дороги, включив её в так называемый титул министерства. В соответствии с приказом министра путей сообщения И. В. Ковалёва от 16 февраля 1946 года № 140/Ц «Об организации в г. Ярославле Малой (детской) железной дороги» были выделены необходимое оборудование, дополнительный подвижной состав, фирменное обмундирование для юных железнодорожников. Пока велось строительство дороги, необходимо было подготовить для неё кадры. При школах № 13, 15, 16, 37, 50 были организованы кружки, где занимались 100 ребят.

Торжественное открытие дороги «Малая Ярославская» произошло 7 июля 1946 года. Первоначально она располагалась по живописному левому берегу Волги в районе Твериц, её общая протяжённость составляла 5,5 километра, функционировали три станции – «Родина», «Волга», «Победа». Дорогу обеспечили подвижным составом: двумя паровозами и несколькими вагонами.

Итак, в чудесный солнечный июльский день сбылась мечта сотен ярославских ребятишек: отличница учёбы, ученица школы № 34 Соня Базина перерезала шёлковую ленту, преграждающую путь поезду, а ученик школы № 37 Боря Баранов под звуки Государственного гимна поднял на флаг­шток станции «Родина» алый стяг. Состав под звуки духового оркестра отправился в свой первый путь!

В течение первых лет существования дороги её посетили несколько десятков тысяч детей и взрослых, среди которых были иногородние гости, пионеры, школьники, воспитанники детских домов, группы детей из областной детской экскурсионно-туристической базы, люди разных профессий и специальностей. Вошло в практику проведение бесед и экскурсий с детьми лично начальником детской железной дороги А. Н. Марченко. Яро­славская дорога пользовалась заслуженной славой как в городе, так и за его пределами.

Однако «Малую Ярослав­скую» ждала непростая судьба. Дело в том, что в связи с затоплением Горьковского водохранилища в 1958 году уровень воды в Волге поднялся, левый берег начало размывать. Совершалось это настолько быстро, что звенья рельсов со шпалами оказались повисшими над водой. Движение пришлось закрыть, что, естественно, вызвало глубокое огорчение у маленьких ярославцев. С некоторой обидой и негодованием написал в те годы письмо в редакцию газеты «Юность» юный железнодорожник, ученик школы № 49 Леонид Рябчиков: «Дорога давала нам отдых, практику, мечты (мы хотели стать настоящими железнодорожниками), нашу дружбу. Но вот Волга, а потом равнодушие каких-то начальников разрушили то, что так любили мы и все юные ярославцы».

К счастью, власти не оставили идею детской железной дороги. Её открыли на новом месте в живописнейшем Яковлевском бору. Правда, спустя 12 лет, 17 апреля 1970 года, приурочив торжество, как было заведено в те времена, к знаменательной дате – 100-летию со дня рождения Ленина.

И сегодня, спустя вот уже 65 лет, Ярославская детская железная дорога – это центр обучения и развлечения детей, способ привития юному поколению культурного досуга, практической деятельности и приобщения к будущей профессии. А для старшего поколения – это возможность выехать в лес в специально оборудованных вагонах, добраться до мест захоронения своих родственников на Игнатовском кладбище. «Малая Северная», пережив все трудности и реконструкции, несмотря на свой «почтенный возраст», по-прежнему остаётся излюбленным местом отдыха и развлечения горожан.

 

Читайте также
  • 07.06.2011 Пройтись «Дорогами Залесья» В течение лета в Пере­славском музее-заповеднике будет работать выставка «Дорогами Залесья» об истории путей сообщения в юго-западной части Переславского края.
  • 21.05.2011 О чём «Северный край» писал 110 лет назад ИНЖЕНЕР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Н. Б. ЕМЕЛЬ-ЯНОВ СООБЩИЛ НИЖЕГОРОДСКОМУ ГОРОДСКОМУ ГОЛОВЕ СЛЕДУЮЩЕЕ. «Мною составлен проект новой Санкт-Петербургско-Волжской
  • 20.11.2009 Мечты о железной дороге сбудутсяСегодня в Ярославском филиале Московского государ­ственного университета путей сообщения (МИИТ) – день открытых дверей. Молодых людей, мечтающих
  • 23.09.2008 Дороги и пути Большое Дьяконово – деревня неподалёку от посёлка Некоузский Борок, что при Институте биологии внутренних вод Российской академии наук. В Борке – магазины,
  • 22.03.2007 На бумаге строить приятнееКонтрольно-счетная палата Ярославской области проверила использование средств областного бюджета, выделенных в 2005 году на дорожное строительство по губернаторской
  • 13.03.2007 На Домбае зима до маяНынешняя зима нас не очень-то баловала снегом. Не успели мы насладиться холодами, как уже в свои права вступила весна. Но любителям зимних видов спорта отчаиваться не стоит.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают