Ежегодно полицейские-десятские по требованию станового пристава нашей волости и урядника являются в конце июля в село Яковлевскую слободу для пополнения охранной цепи, внутри которой производятся манёвры и пушечная стрельба войск, прибывающих с этой целью сюда из ярославского лагеря. Стрельба продолжается дней пять, и всё это время до двадцати полицейских десятских и пять сотских должны жить в слободе на свой счёт.
Легко подсчитать те материальные убытки, которые терпят эти лица. В конце июля в деревне страда, спешная уборка хлебов и подготовка к посеву озимой ржи, а для работающих в городе – каменщиков, маляров и прочих – также горячая пора. Стоимость рабочего дня для тех и других определяется до 1 рубля 50 копеек – 2 рублей на хозяйских харчах.
Неужели не найдётся в распоряжении военных властей 20 – 30 человек солдат, которые заменили бы безответных полицейских?
Даже в лучшем случае, если полицейский – не выборный, а, как чаще бывает, наёмный за 5 – 15 рублей в год, смотря по величине селения, – это ничтожное жалованье не в состоянии вознаградить за те убытки, которые он несёт, отбывая повинность.
Спустя неделю этих же злосчастных полицейских снова «гонят» (увы, они сами так выражаются!), но уже в Толгу, поддерживать порядок на гулянье возле Толгского монастыря. Здесь они должны безотлучно пробыть троё суток.
Было бы вполне справедливо, если бы святая обитель, собирающая тысячи гуляющих и богомольцев и, вероятно, столько же рублей, вознаграждала сколько-нибудь труд десятских, которые охраняют её же покой.
Является вопрос: имеют ли право «гоняющие» этих полицейских отсылать их для несения службы вне их служебного района, каковым для полицейского десятского, по нашему мнению, служит надельная земля той деревни, от лица которой он отбывает повинность. Нам кажется, нет.
Как мало у нас дорожат рабочим временем крестьян, показывает ещё следующий пример. В средине июля домохозяева Яковлевской слободы были собраны в будни на сход, куда должен был прибыть волостной старшина. Заранее было оповещено, что не явившийся на сход будет обложен штрафом в 1 рубль.
Эта мера оказалась действенной. Только она могла задержать рабочих людей от соблазна идти на работу в город. В назначенное время сход собрался. Ждут-пождут, нет старшины. Наконец, уже после полудня является посланный от старшины с предписанием, что так как он не может сегодня явиться, то назначает сход на другой день. День для яковлевцев пропал.
Сильно они сердились на старшину и от имени схода послали ему резкий ответ с угрозой, что, если он так будет поступать с ними, то они принуждены будут жаловаться на него земскому начальнику.
* * *
СЕЛО СМЕНЦЕВО МЫШКИНСКОГО УЕЗДА. Крестьяне Сменцевской волости для увековечивания памяти о царе-освободителе постановили на сходе открыть двухклассное училище. На содержание школы постановили собрать по 50 копеек с души.
В настоящее время в Сменцеве есть земская школа, открытая в 1876 году, но здание это не совсем удобно под двухклассное училище, мало, и потому крестьяне решили выстроить новое, для чего отведена десятина* земли.
Школа эта будет здесь как нельзя кстати, потому что благодаря фабрике население в Сменцевской волости увеличивается.
Да и школьная комиссия, выработавшая нормальную сеть народных училищ, наметила двухклассное училище именно в Сменцеве, несмотря на то, что вблизи есть два двухклассных училища: Глебовское и Фроловское.
* * *
В ЭТОМ ГОДУ СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ ВЫПУСК УЧЕНИКОВ нового Костромского среднетехнического училища имени Ф. В. Чижова, лучшие ученики которого будут посланы в электротехнический институт в Карлсруэ, так как доступ в Петербургский электротехнический институт для окончивших средние технические училища закрыт.
Средства на этот предмет даны душеприказчиками покойного Ф. В. Чижова, завещавшего училищу 6 миллионов рублей.
_________________________________
*Десятина – 1,09 га.