четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 25 августа 2007

Владычное: от рубля

Село Владычное бурлит: власти решили провести реорганиза-цию местной средней школы. В её помещении устроят началь-ную школу-сад, а учеников постарше будут возить за 18 кило-метров в Юдино. Там была девятилетка – к ней добавят стар-шие классы. Юдинской отдано предпочтение, поскольку она в новом типовом здании, а Владыченская – в приспособленном: усадебном доме помещика Н. П. Акулова.

автор Авдотья АЗАРОВА

 

С точки зрения нормативного финансирования и чиновника, проводящего в жизнь реформу образования, ситуация стандарт-ная. Но с июня, когда стало известно о предстоящей реорганизации, в селе выплеснулось столько слёз, боли, гнева и других эмоций, что страшно думать: а как эти люди будут дальше сосуществовать на одной территории?

Факты таковы: во всем Владыченском поселении 26 до-школьников, 9 из них – во Владычном, но двоих скоро увезут в другие края. Последний ребёнок родился четыре года назад. А размышлять о комплектовании школы директорам предложено на период до 2013 года. Но что тут за перспектива? В прошлом учебном году в средней школе было 50 учеников. Десять закончили 11-й класс, столько же – девятый. Нынче собралось бы 38, если бы девятиклассники пошли в десятый. Но они этого не сделали – поступили в рыбинские училища и колледжи. Может, реорганизация и подтолкнула – уж если срываться с места, то не в соседнюю же деревню ехать. И вот в средних классах осталось: в шестом – три, в седьмом – шесть, в восьмом – три, в девятом – три ученика. На них приходилось десять учителей и обслуживающий персонал. По нормативу педагогам не хватало бы на зарплату. Чтобы свести концы с концами, классы нужно соединять. Так уже было, когда 8-й и9-й вместе проходили историю, литературу, математику... Вроде неплохо проходили: пресловутый ЕГЭ тут сдали без двоек.

Вот 16 работавших в школе людей и получили предупреждения об увольнении по сокращению штатов. С приказом согласились далеко не все – подписали только четверо. Несмотря на то, что учителям допенсионного возраста обещано трудоустройство в Юдине. А двое останутся во Владычном с детьми в начальных классах. Однако мирного исхода ситуации пока не видно: педагоги обратились в прокуратуру, органы образования области, в прессу. Сельский сход тут ничего не решит: речь же идёт не о закрытии, а о реорганизации школы. Учителя инициировали родительское собрание – и опять всем было очень больно. Верят, что дело можно повернуть вспять? Не желая работать в Юдинской школе, некоторые ищут дело на стороне. Потому что с таким настроением нормально преподавать нельзя. Хотя Юдинская школа ни в чём не виновата.

Так хочется всё объяснить: «кто виноват, что делать и от какого наследства мы отказываемся...» Но у нас не приговор, а версия: в России всегда было два народа – власть имущие (чиновники, помещики и т.п.) и остальные, которым первые планировали жизнь. Остальным ничего не оставалось делать, как стремиться перебраться к первым, иначе погибнешь от насилия. Бежали от крепостного права, от колхозного рабства, от перестроечного голода... И почти никого уже не осталось, кто надеется, что можно спокойно жить на своей земле, работать и быть счастливым, не принадлежа табели о рангах. А перебравшиеся в чиновники тут же начинают презирать тех, кто сделать этого ещё не успел. И планировать от рубля.

Владычное опустело за по-следние полвека. Был Владыченский район, в нём предприятия – кирпичный завод и маслосыродельный, колбасный цех, столовая, несколько магазинов, книжный в том числе. В 1970 году в школу пошёл такой большой поток учеников, что набирали по три первых класса, а в окрестных деревнях действовали ещё четыре начальные школы. И вот – ничего. Есть колхоз «Искра» – одна ферма, 60 голов скота, заработки – по тысяче в месяц.

Надеяться на перемены извне? Что кто-то решит ради возрождения ну хоть агропромышленного комплекса привлечь сюда людей, построить им дома, дать работу, чтобы нарожали детей, а те заполнили школу, и расцвел этот край? И для этого изменит нормативы финансирования малокомплектных сельских школ?! Да полноте! Выгоднее продать эту землю под москов-ские дачи, освободив её от лишнего населения.

«Уничтожится зло вне нас, когда оно уничтожится в нас», – утверждал Лев Толстой. Наверное, это самостоятельная проблема каждой души. Ничего конкретнее сказать мы не в состоянии. Разве что случай из истории Владычного. Здание школы было ей подарено в 1917 году. Это не была реквизиция. Так решила внучатая племянница помещика Акулова, который был декабристом, его сослали, а потом, осознав ошибки, он заново добывал офицерскую честь в сражениях на турецкой и персидской войнах. Так вот: приняв дом, о дарительнице тут же забыли – и она умерла по соседству от голода. Хотя в категориях нормативного финансирования материальных ценностей отвалила – ого-го!

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают