СТРЕЛЬБА ВЛЁТ
Но что интересно: меняются эпохи, общественноэкономические формации, а суть отношений власти и искусства остаётся прежней. Думаете, у нас в обществе в этом вопросе всё гладко? Как бы не так: вот хотя бы история директора детской школы искусств имени Н. Н. Алмазова Вадима Сергеевича Алёшина. Директором он стал сравнительно недавно – 1 июля 2007 года. А два месяца до того был абсолютно безработным – поскольку управление культуры мэрии Ярославля в начале весны не пожелало продлевать с ним контракт. И даже не поленились чиновники вызвать больного на тот момент директора ДШИ № 9 Вадима Сергеевича, чтобы огласить свой вердикт: уволен. Тот факт, что школой искусств её директор руководит с семьдесят первого года (а до того работал там же преподавателем) наших управителей культуры не волновал, наверное, никак.
Однако стрельба влёт редко удаётся людям, более привыкшим к размеренной деятельности. И решением суда в первом же заседании Алёшин был в должности восстановлен, на чём городская казна понесла убыток аж в одиннадцать тысяч рублей. История, как видите, совершенно пустяковая – что такое какието мелкие тысячи рублей для изобильного Ярославля? Однако возникает вопрос: чего ради требовалось с такой спешкой, поперёк всех законов увольнять руководителя ДШИ?
ПЯТЬ ПРИЧИН УВОЛЬНЕНИЯ
Начальник городского управления культуры Валентина Николаевна Зарецкая в разговоре с корреспондентом «Северного Края» эту тему развивать не стала. Заметила только, что управление культуры имеет право по своему усмотрению продлевать или не продлевать контракты с сотрудниками, принятыми на работу, признав при этом, что уволили Алёшина действительно незаконно.
Естественно, что в суде подобная лаконичность выглядела бы двусмысленной, потому ответчики, поднатужившись, выкатили пять аргументов, по которым Вадим Сергеевич руководить своим детищем никак не мог. Приводим все пять:
– наличие в ДШИ имени Н. Н. Алмазова двух общественных организаций, никак не контролируемых директором (имелись в виду, скорее всего, профсоюзные организации);
– плохая организация и контроль преподавателей, осуществляющих набор детей из общеобразовательных школ;
– создание неблагополучного микроклимата в коллективе;
– выделение директором малого времени для управления школой в связи с занятиями общественной работой;
– низкая зарплата персонала.
Пойдём по порядку. Профсоюз, контролируемый директором (а ещё и заодно – секретарём парткома), был одной из стратегических целей советской власти. Этой цели она достигла, после чего её (власть) пришлось долго искать с фонарями. Возможно, скоро мы опять придём к той же норме, но пока в России (да и во всём цивилизованном мире) профсоюзы для того и существуют, чтобы отстаивать права наёмных рабочих перед работодателями – иногда и в довольно жёсткой форме. То, что директор контролировать своих подопечных, объединившихся в профсоюз, не берётся, представляет его, скорее, в позитивном, нежели негативном свете...
Набор учеников из общеобразовательных школ ДШИ № 9 всётаки проводит и делает это весьма активно – иначе откуда бы взялся здесь контингент, способный за учебные месяцы провести 80 концертов в школах, детских садах, библиотеках? Такое вообщето под силу только филармонии. Скажем по секрету: если и высказывать претензии школе в активности, то обращать внимание нужно совсем на другое. Здесь уже довольно давно ищут таланты не только в школах, но и в дошкольных учреждениях.
Что касается третьего пункта, то весьма проблематично доказать, что моральный микроклимат напрямую зависит от действия или бездействия одного руководителя...
Конечно, бывают и директорасамодуры – но с образом такого руководителя както не вяжется наличие в относительно небольшом коллективе ДШИ сразу двух профсоюзов.
Общественная работа – всегда палка о двух концах. Годится и для упоминания в качестве положительного примера, и для увольнения тоже вполне подходящая штуковина. Нюанс в том, что Валентина Николаевна и её подопечные прекрасно знают, чем именно занимается Вадим Сергеевич в нерабочее время. Он создаёт детский музыкальный театр имени Николая Николаевича Алмазова. Для этих целей уже создан фонд и даже планируется выделить строительную площадку. Мешает ли это управлению школой? По крайней мере по показателям учебное заведение находится далеко не в ряду худших. Скажем больше: если приводить список всех её лауреатов, есть риск, что он не уместится в формате газетной полосы.
И наконец, самый цимус: маленькая зарплата. Действительно, не только олигарх, но и какойнибудь грузчик с пивзавода со смеху усохнет, когда узнает, сколько денег получает за свой труд сам Алёшин и сколько – его подчинённые.
Вот тут бы Валентине Николаевне и озаботиться – почему люди, несущие детям свет культуры, имеют такой мизерный заработок. Изза Алёшина? А в других школах зарплаты принципиально больше? Силён получается Вадим Сергеевич – дюжинный ведь человек, а такие беды изза него по всей нашей культуре... И главное – контракт у него был, как выяснилось в зале суда, – бессрочный.
ПОВОДЫ И ПРИЧИНЫ
Естественно, что повод, по сути не дотягивающий до причины, ещё не даёт оснований утверждать, что причина как таковая отсутствует. История отсылает нас к недалёкому 2005 году, когда в недрах управления культуры созрел план объединения двух школ искусств – девятой и шестой, расположенной в Ленинском районе. Смысл этой акции чиновники пытались не столько объяснить, сколько завуалировать привычным «новоязом»: «В целях сохранения контингента и преподавательского состава... Укрупнение школ позволит не только сохранить контингент, но и ввести в штатное расписание объединённых школ дополнительные единицы административно-хозяйственного персонала, что обеспечит дальнейшее функционирование школ в новых социально-экономических условиях».
Тут-то мягкий и в целом покладистый Алёшин и встал на дыбы (между прочим, вместе с «контингентом», преподавательским составом и «единицами административно-хозяйственного персонала»), поскольку нынешнее здание ДШИ обошлось ему на рубеже девяностых в пару инфарктов. Будучи человеком искусства, Вадим Сергеевич сумел тогда найти меценатов, которые раскошелились на весьма приличную сумму. И сегодня дети занимаются в комфортабельных условиях бывшей телестудии на улице Свободы, а не в полубарачном помещении, где, кстати, сам Алёшин успел лет тридцать поработать и директором, и преподавателем.
Объединение же школ (и высвобождение одного из помещений) как по писаному сов-пало с необходимостью продать некоторую часть город-ской собственности и принятием закона «Об автономных учреждениях», согласно которому учебные заведения дополнительного образования стало возможным приватизировать. А приватизировав, продать. Однако Вадим Сергеевич ни в какую не хотел (и сейчас не хочет) понимать «новых социально-экономических условий». Невдомёк ему, что продажа муниципальной собственности и пополнение городского бюджета – задача куда более важная, чем приобщение маленьких детей к высотам мировой музыкальной культуры.
НЕ ЭПИЛОГ
Однако суд, восстановив Алёшина на посту директора, отнюдь не снял всю остроту проблемы. Управление культуры с планами по реформации работы школы расстаться не спешит и собирается обжаловать решение Кировского районного суда в суде высшей инстанции.
Здание ДШИ имени Алмазова продолжает оставаться «лакомым кусочком» для любого инвестора (к тому же ещё каждый день растёт в цене). Радует только то, что достойного преемника Вадиму Сергеевичу в управлении культуры мэрии, судя по всему, пока не нашли. Да и искали как-то странно: по словам Алёшина, ему самому предложили назвать кандидатуру сотрудника, которого он хотел бы видеть на своём месте. Естественно, за-служенные деятели культуры в Ярославле есть, но чтобы они в одночасье согласились взвалить на свои плечи целую школу? Нет, кроме Вадима Сергеевича Алёшина, пожалуй, здесь кого-то найти трудно. Что ещё раз подтверждает: дело не в Алёшине и не в Алмазове. А, наверное, в том, что даже вопросы исключительно тонкого свойства у нас продолжают обставлять с комсомольским задором.
Гость | 09.12.2012 в 23:30 | ответить0
НАСИЛЬНОЕ МЕЦЕНАТСТВО