вторник 08

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Июль, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 12 декабря 2007

Граф и сокольи помытчики

В Большом Селе состоялась районная краеведческая конференция школьников. Ее организовали отдел образования администрации и библиотека. Участвовали все школы. Доклады ребят будут храниться в библиотеке до лучших времен. Они рассказали много интересного, хорошо бы издать малотиражный сборник, да средств нет.

автор Авдотья АЗАРОВА

 

Катя Морозова и Кристина Бурыкина исследовали историю своей школы – «Дорога длиной в 140 лет». Помимо хронологии их занимали её учителя и ученики, прославившие район. Пожалуй, самый знаменитый – ныне покойный Владимир Николаевич Дружинин. Он родился в 1955 году в селе Дунилове, закончил школу в Большом Селе с золотой медалью, потом – Ярославский государственный университет. С 1979 года – сотрудник Института психологии Академии наук СССР, с 1988-го – профессор факультета психологии МГУ, с 1999 по 2001 год – член большого жюри национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея» и тому подобное. Опубликовал около 150 научных работ, главные из них – «Психология научных способностей», «Экспериментальная психология», «Психология семьи». Лауреат премии Сороса в 1994 году, премии имени Рубинштейна РАН в 1996 году, победитель Всероссийского конкурса на лучшую книгу в области образования в 1996 году, премии президента РФ в области образования в 1998 году. Погиб в 2001 году.

Другая жизнь – в работе Тигуль Бегоджановой и Светланы Строгановой из Большесельской школы: «1937 год в истории и судьбах». Они рассказали о семье Нашахаловых, которая не смогла избежать сталинских репрессий. Из Благовещенской школы привезли доклад «История семьи и усадьбы Кладищевых», из Бакунинской – «Лечебные рецепты моей бабушки», «Историю храма Параскевы Пятницы» – из Большесельской. Вареговская занималась торфопредприятием, канувшим в Лету: теперь диву даешься, какая вокруг него кипела жизнь в течение нескольких десятилетий, какие люди там трудились!

Максим Смирнов из средней школы села Нового представил труд «Столетняя война в Юхоцкой волости. Из истории деревни Павлово». При содействии учителей и библиотекарей он ознакомился с редкой брошюрой: «Сведения об Юхоцкой волости, ее прежних владельцах князьях Юхоцких и Мстислав-ских, с приложением статьи об юхоцких сокольих помытчиках Александра Барсукова. Издание графа С. Д. Шереметева. Санкт-Петербургская типография Стасюлевича. 1894 год». Максим также посетил госархив в Угличе. И саму деревню Павлово, обезлюдевшую, но еще живую. Она в десяти километрах от Нового.

Впрочем, сюжет борьбы графов Шереметевых с жителями Павлова и Раткова в этих краях никогда не забывался. Надо отдать должное представителю аристократического рода, издавшему брошюру в 1894 году: исторический интерес взял верх над обидой, нанесенной фамилии изворотливыми простолюдинами. Княжество Юхоцкое досталось первым в России графам – Шереметевым после смерти последнего князя Мстиславского. Петр I им эти земли пожаловал. А тут, на болотах Великий Мох, водилось множество разновидностей соколов: сапсан, чеглок, дербник, кобчик, пустельга, ястреб-тетеревятник… Некоторые использовались для соколиной охоты. Это дорогое развлечение, требующее специальных условий: выездки лошадей, дрессировки птиц и тому подобного. Было доступно только высшим слоям общества. В наших краях соколов ловили и выучивали люди, передававшие навыки из поколения в поколение. Были такие деревни возле Ростова и еще – Павлово и Ратково. Дрессировщиков называли сокольи помытчики. В год они поставляли по 12 соколов на Семеновский потешный двор в Москву (ростовские присылали по три).

Но власть в Юхоцкой волости переменилась. Новоявленные графы проявляли неаристократический прагматизм: им нужны были крепостные работники, а не вольные ловцы соколов. Князь Ромодановский, страстный любитель соколиной охоты, им препятствовал, но безуспешно, хоть и был ближайшим сподвижником Петра. Он попытался пересмотреть результаты приватизации и взять деревни Павлово и Ратково во владение Преображенского приказа, который возглавлял. Но Петр охотой не увлекался и важность сохранения народного промысла не оценил: указом от 1707 года оставил помытчиков за графом Шереметевым.

Да только привычка к свободе не забывалась: помытчики слали в высокие ведомства прошение за прошением в течение нескольких царствований, вплоть до Александровского. Скрипела неповоротливая бюрократическая машина, но, что удивительно, реагировала! Шли бумаги из Ингерманландской канцелярии, дело расследовала обер-егермейстерская комиссия, оно развивалось с переменным успехом: весы склонялись то в пользу всесильных латифундистов, то в сторону упрямых ловцов. Трудно поверить: было назначено генеалогическое исследование семей, населяющих Павлово и Ратково! (Генетическая экспертиза XXI века сразу меркнет перед достижениями XVIII.) Она была необходима, чтобы определить, кто является истинным носителем традиции сокольих помытчиков, а кто притворяется. Оказалось, только Иван и Трофим Сысоевы достойны высокого звания, а остальные претенденты – самозванцы. По мнению графа, нахалы, желающие отлынить от полевых работ. Однако в конце концов добрый император Александр Павлович велел оставить упрямцев в покое и вернуть им льготы. По этому поводу граф Николай Петрович Шереметев писал государю, что «уделял этому делу внимание не из материальной выгоды – она ничтожна, а из принципа».

Вот так. В XIX веке вообще всех стали больше занимать принципы. Соколиная охота потеряла популярность при дворе. А теперь ею увлекаются в основном арабские шейхи. В Павлове им ничем помочь не смогут. После отмены крепостного права в отсутствие графов здешнее население быстро увеличилось: в 1895 году переписчики насчитали 96 мужчин и 86 женщин. Но после советских передряг из местных не осталось почти никого. Жив ли там свободный дух сокольих ловцов Сысоевых? Да вряд ли. Но почему же так бьётся сердце, когда найдешь в траве оброненное соколом полосатое перо?

Читайте также
  • 31.01.2012 Каждый выбирает по себе Когда одного из наших лучших поэтов Юрия Левитанского спросили, что его в данный момент тревожит, он ответил: «Несовершенство мира». И это
  • 21.05.2011 Бриллиант в короне российской психологии Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы» открылась в Ярославле в четверг.
  • 17.07.2008 О психологии свободно и легкоЗавершилась Всероссий­ская летняя психологическая школа «Много голосов – один мир», проходившая под Ярославлем. Её гостеприимным хозяином для гостей из
  • 08.05.2008 Нашей ПарашеБОЛЬШОЕ СЕЛО. Краеведческая конференция «Перед ликом великой актрисы», посвящённая Прасковье Ивановне Ковалёвой-Жемчуговой, состоялась в библиотеке Большого Села.
  • 07.02.2008 По графе капремонтаНовые экологичные и практичные в работе грунтфостовские насосы приобрело МУП ЖКХ «Волга» в посёлке Волга в Некоуз-ском районе. Один установлен на теплотрассе,
  • 23.10.2007 Рынок душевных ранПо статистике, каждый пятый житель России хотя бы раз в жизни попадает в ситуацию, когда ему требуется помощь психолога. А примерно каждый двадцатый нуждается в ней постоянно.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Компенсация от Голливуда РОСТОВ-НА-ДОНУ. Производители водки из Ростова-на-Дону будут добиваться от Columbia Pictures компенсации
  • Международный «Статус» Сегодня в лагере «Сахареж» берет старт международный студенческий фестиваль «Статус». Подобное мероприятие
  • Где ты, станция Урочь? Станции Урочь как железнодорожного объекта давно нет, а на кирпичной стене дома табличка: «Станция Урочь,