- Восприятие маленьким человечком окружающей действительности существенно отличается от того, каким этот мир видим мы, взрослые люди, - считает Настя Дубова. - Но ведь детский сад - это то место, куда малыш ходит «на работу», где он проводит львиную долю своего времени, и, стало быть, именно это место формирует его личность, характер и эстетический вкус. Не логично ли в таком случае поинтересоваться, каким хочет видеть свой детский сад сам ребёнок?
Студенты-архитекторы попросили малышей разного возраста нарисовать детский сад своей мечты. Эти рисунки присутствуют в экспозиции. Для того чтобы их рассмотреть, взрослому посетителю придётся присесть на одну из лежащих прямо на полу цветных, набитых сеном подушек. Рисунки повешены так низко не случайно - это зрительный уровень ребёнка.
Потом авторы идеи проанализировали все детские пожелания и попытались перевести их с детского языка рисунка на взрослый язык архитектуры.
- И чего же хотят наши дети?
- Главное, они хотят чувствовать себя в детском саду, как дома, - говорит Настя Куницына. - Не случайно они его рисуют маленьким, уютным домиком с трубой на крыше, из которой идёт дым. Любой психолог вам скажет, что это - пожелание душевного тепла и уюта.
- Многие, кстати, на крыше рисуют не трубу, а городок, чтобы можно было побегать и полазать. Эксплуатируемая крыша - достаточно часто встречающееся пожелание, - подхватывает наш разговор Настя Дубова.
- А ещё почти на всех рисунках очень много света. Некоторые малыши даже внутри домика рисуют солнце, - перебивая друг друга, комментируют детские рисунки девушки.
Парящие в воздухе, зафиксированные на бумаге фломастером и цветным карандашом детские мечты - далеко не единственные экспонаты проекта. Молодые архитекторы подошли к делу скрупулёзно, подробно проанализировав различные архитектурные проекты детских садов, начиная с 1960-х годов с их гимном стандарту и заканчивая современными воплощениями. На экспозиции это исследование представлено планшетами с фотографиями экстерьеров и интерьеров зданий. Есть и экспериментальная игровая площадка «Сделай сад»: двигая кубики типовых блоков (административно-хозяйственные помещения, группы, спортивный зал и так далее), по своему усмотрению любой желающий может попробовать внести свою лепту во внешний дизайн зданий детских дошкольных учреждений.
В момент нашего знакомства с экспозицией её авторы колдовали над изготовлением детской мебели из пеньков, сучков и спилов деревьев: что-то подвязывали бечёвками, какие-то веточки-палочки вплетали в импровизированные ширмы. Над идеей экологической мебели работали Никита Гузаев и Таня Жилкина, а воплощали мысль в реальные предметы всем квартетом.
- Помимо экологической идеи, которая, безусловно, должна главенствовать, когда речь идёт о детском развитии, в нашей мебели много рационального: эта кажущаяся «недоделанность» столов и стульчиков призвана способствовать развитию фантазии малышей, чтобы им было к чему приложить свои «оч.умелые» ручки, - говорят проектировщики.
- Воля ваша, друзья, но что-то это мне напоминает: только натуральные материалы, набитые сеном подушки, палочки-чурочки вместо конструктора «Лего»... Уж не вальдорфская ли педагогика здесь «наследила»? - интересуюсь я.
На «авторстве» не настаивают, соглашаются, что стремились использовать все имеющиеся наработки: если что-то хорошее уже придумано, то почему бы не позаимствовать?
Что обезоруживает и разбивает в пух и прах возможные претензии к устроителям данного проекта, так это искренность их авторов и явное желание найти компромиссное решение. Они не стремятся разрушить всё уже построенное до них до основания, а уж затем развернуться в полный рост. Ребята просто решили озвучить вслух и проиллюстрировать имеющимися у них средствами основную мысль своего проекта: сами дети, оказывается, не очень довольны теми детскими садами, куда они вынуждены ходить. И что у малышей есть своё мнение на этот счёт. И что нам, взрослым, неплохо бы к нему прислушаться и сделать какие-то выводы.
Свои выводы молодые архитекторы уже сделали и внесли предложения. Дело за теми, кто сегодня стоит у руля городской архитектуры.