Ребята прикрепились к службе компьютерного набора и вёрстки газеты. Быстро освоились и стали помогать. Когда один из дизайнеров неожиданно заболел, то практиканты вдвоём его заменили и сверстали две полосы, которые потом увидели читатели.
Но не везде практиканты приходятся ко двору. Ярославец Степан Фёдоров – трудяга. Учится заочно на пятом курсе автомеханического техникума. Юноша трудился на заводе дизельной аппаратуры автослесарем и представить себе не мог, что эта профессия может быть не востребована на рынке труда, но пришёл кризис, и всё поменялось.
– Нам платили минималку. Я стал думать, на кого переучиться. Выбирал между штукатуром, маляром и электросварщиком, – рассказывает Степан.
Этим трём профессиям обучают в ПУ № 10, которое расположено на «пятёрке». И от дома Фёдорова до училища идёт трамвай пятого маршрута. Не надо пересаживаться и тратить на проезд лишние деньги.
Стёпа выбрал специальность электросварщика, поскольку папа трудился по тому же профилю. Да и для автослесаря владеть электросваркой было бы лучше, чем уметь штукатурить. Без особых проблем пятикурсник техникума поступил в училище, отучился семь месяцев и в апреле засобирался на практику.
Её он ждал как манны небесной. Заработанная копейка была нелишней в копилке семейного благополучия. В прошлом году учащиеся во время практики, работая на заводе, получали до 20 тысяч рублей.
– Нас никуда не направили. Сказали, что мы сами должны искать себе место практики. Большинство в нашем училище из области или других городов. Много ребят из Архангельска, Рыбинска, Тутаева. Живут в общежитии и наш город знают плохо. Куда им идти? – не понимает Степан.
Но сам-то он был местный и более или менее представлял, где нужны сварщики. На моторном, на радиозаводе отказали, в паре фирм поменьше – тоже. Можно было, конечно, остаться на практике в родном училище. Три человека там и отрабатывают, решётки варят. Но бесплатно, а деньги в кризис очень нужны. Да и многому ли научишься, выполняя простейшие сварочные работы? К тому же помимо отчёта о практике учащийся должен представить выполненную на производстве деталь.
– Меня нехотя взяли на Ярославский завод дизельной аппаратуры. Сразу сказали: платить не будем, металла нет, варить нечего, у завода денег нет. Прихожу на работу и ухожу. Начальство мотивирует это тем, что и без меня забот хватает. А впереди ещё два месяца такой практики, чему я научусь? – недоумевает молодой человек.
Сокурсники Степана тоже маются без дела. Один числится на радиозаводе, другой – на «Лакокраске». Часть будущих сварщиков устроилась-таки на стройку... чернорабочими. Подай, принеси, а сварочного аппарата они и в глаза не видели.
– Мы не можем принять практикантов на оплачиваемую работу, – объясняет директор по персоналу Ярославского завода дизельной аппаратуры Михаил Зюзин. – Но, несмотря на кризис, приглашаем учащихся на экскурсии, пусть смотрят документацию, изучают, что им надо, но работать без оплаты они не могут. Пусть Степан внимательно посмотрит договор. В нём нет пункта о предоставлении работы.
– Необязательно что-то делать. Практика бывает и ознакомительной. Войти в коллектив, понять, как и что устроено, – это тоже может быть её целью, – вторит Михаилу Зюзину заместитель директора ПУ-10 Евгений Смирнов.
– Вот пройду я такую практику, ничему не научусь. Приду потом на то же предприятие устраиваться на работу, и меня спросят: «А что вы умеете делать?» Что я отвечу? А нам же дают задания, чертежи, по которым мы должны делать дипломную работу, – возражает Степан.
Кто виноват в сложившейся ситуации? Степан нашёл место для практики. Училище его туда направило. Завод принял. Всё вроде правильно, а результата нет.
– Учащиеся направляются на практику на те предприятия, с которыми у училища заключены договоры. Хотя на самом деле все эти договоры – скорее соглашения и правовой силы почти не имеют. Если одна сторона нарушает договор, то другая может расторгнуть его. И никакой ответственности за это не понесёт. В рамках существующих правовых норм, рычагов давления на стороны не существует, – поясняет заместитель председателя комитета профессионального образования департамента образования Ярославской области Владимир Выборнов.
Но, на наш взгляд, большая доля вины за сложившуюся ситуацию лежит всё-таки на руководстве училища. Оно не должно было отправлять учащегося на практику туда, где ему её не предоставляют. Надо было найти такое место, где бы учащийся получил практические навыки по специальности.