четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 30 марта 2010

Чему нас учат семья и школа?

В последнее время вновь начались активные разговоры о необходимости реформировать систему образования. Руководители страны много говорят об «образовании, ориентированном на конкретный результат». К сожалению, на деле эта здравая идея порой трансформируется в весьма болезненные процессы. Рачительное расходование денег – это прекрасно. Но всегда ли оно полезно не абстрактным человеко-единицам из бумажных отчётов, а реальным, живым учителям и детям?

автор Евгений АВЕНИР

 

Школа в селе Красном, что в Ярославском районе, – живой памятник духовности нашего народа. Построена школа этим самым народом на заре мятежного прошлого века. «Автор идеи» строительства – сельский священник. «Инвестором» выступил весь крещёный мир – скидывались, кто по скольку мог. У кого денег не было – помогали лошадьми, подводами, собственным трудом. В 2012 году Красносельская школа отметит вековой (!) юбилей.
Естественно, не зря сто лет трудились – присвоенные бывшей церковно-приходской, а ныне полноправной общеобразовательной дипломы, почётные грамоты, звания и сосчитать непросто. Были времена в истории школы, когда за её парты садились по 400 детишек. Сюда бегали с портфелями Садофий Ев­графов и Александр Мельников, впоследствии за героизм в боях с фашистами удостоенные звания Героя Совет­ского Союза. Вскоре на здании школы появятся две мемориальные доски в честь героев… Неужели для того, чтобы вскорости быть снятыми?
Дело в том, что Красносельская школа – одна из первых в районной «очереди на оптимизацию», перспектива её закрытия более чем реальна.
Пункт 5 статьи 34 федерального закона № 122 гласит: «Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населённых пунктов, обслуживаемых данным учреждением». Жители Красного по причинам, которые поясним чуть ниже, такого согласия не дадут никогда. Однако для желающих избавиться от маленькой школы есть и «лазейка». Школа имеет лицензию до 2013 года, но не продлить срок действия документа – дело техники. Весёлый юбилей получается: отметили, и на свалку истории?..
Аргументы администраторов-хозяйственников просты: отопление школы по разным оценкам «съедает» от 200 до 400 тысяч в год, да и учеников осталось только 25 человек.
На депутатских слушаниях, где был поднят вопрос о Красносельской школе, начальник районного Управления образования Александра Ченцова пояснила, что если найдутся источники финансирования для содержания здания, то всё будет хорошо. Однако в план работы комиссии муниципального совета Ярославского района, отвечающей в числе прочих и за вопросы социальной политики и местного самоуправления, уже на 10 апреля включён пункт «Проблема оптимизации сети учреждений образования ЯМР». И есть предварительные неофициальные данные, что речь пойдёт о двух «болевых точках» – вечерней школе и Красносельской ООШ.
Складывается впечатление, что закрыть Красносельскую школу даже торопятся: ведь как-то отчитаться об «оптимизации» надо, кого-то «закрывать» всё равно придётся, но не Туношонскую же школу, право? А Красносельская – маленькая, постоять за себя не сможет…
Кажущиеся столь логичными «экономические» доводы сторонников закрытия школы на самом деле вовсе не безупречны и могут быть рассмотрены с иной точки зрения.
Директор Красносельской школы Сергей Чеснов обратился к районным экономистам с вопросом: неужели именно мы наносим такой серьёзный ущерб бюджету? Точных цифр педагогу не дали, но сказали, что школа в Красном – далеко не самая дорогая в Ярославском районе.
Между тем, возможное грядущее закрытие школы – это экономическая «мина» замедленного действия и убойной силы, которую пытаются заложить под село Красное. В последние несколько лет, после того, как СПК «Красное» возглавил Сергей Кадацкий, хозяйство «пошло в рост». Районная власть это видит, однако пока нет никаких признаков того, что кто-то готов прислушаться к мнению успешного и рачительного руководителя Кадацкого. Мнение это состоит в том, что школу закрывать нельзя, что она – часть общего хозяй­ственного механизма. Крестьянское сознание консервативно, и в глазах жителей села факт закрытия школы означает однозначный приговор: «Закрывают школу – значит, на нас рукой махнули. Уезжать отсюда надо». И думать иначе жителей Красного не заставят никакие уговоры и разъяснения.
Руководителю хозяйства Сергею Кадацкому позарез нужны кадры. Директор школы Сергей Чеснов ориентирует учебный процесс, да и всю «идеологическую атмосферу» в школе именно на воспитание и удержание в родном селе именно этих «кадров». Уже и «первая ласточка» есть – учится вчерашняя школьница по целевому набору в академии имени Тимирязева, вернётся, работать собирается. Так бы и дальше, и возможности есть… Но тут как снег на голову – «оптимизация»! Не слишком ли дорого – сэкономить в год 400 тысяч и обречь на угасание успешное и перспективное сельхоз­предприятие?
Сторонники закрытия малокомплектных сельских школ обычно ссылаются на программу «Школьный автобус». Мол, можно детей из Красного в другие школы возить. Однако даже сами чиновники от образования в кулуарах всё чаще отзываются об этих перевозках в сдержанно-критическом тоне. Не говоря о том, что сотрудники ГИБДД нередко высказывают претензии к состоянию дорог и самих автобусов, любой нормальный родитель предпочтёт, чтобы его ребёнок всё-таки ходил в школу, а не ездил «за семь вёрст киселя хлебать». Да и содержание автобусов – бензин, ремонт, гараж, зарплата водителей – тоже влетает в весьма солидную сумму.
Красносельская школа на общем фоне отличается весьма высоким качеством обучения. В ней есть и педагоги-совместители, но именно они работают особенно хорошо – ведь дополнительный заработок, а учительские доходы «оставляют желать» – это стимул стараться. В школе нередко проходят интересные мероприятия – то ярославские предприниматели приедут к детям поделиться секретами своего успеха, то ведущая одного из центральных телеканалов в гости заглянет, то конкурс, то праздник. Школа стала для красносельских детей не просто местом учёбы, но и очагом культуры и центром общения в целом. Одним словом, прекрасная и изменчивая повседневная жизнь – против закрытия школы в Красном.
Логических выкладок и «за», и «против» ликвидации Красносельской школы предостаточно. Но, как проницательно заметил великий немец Гёте, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». На русский язык этот афоризм логично перевести так: «Жизненные наблюдения вернее любых логических схем».
Кстати, о жизненных наблюдениях. Недавно автора этих строк пригласили поработать членом жюри областного экологического конкурса. Подростки 11 – 17 лет представили на суд жюри около тридцати работ, посвящённых состоянию и сбережению водных ресурсов. Уровень работ был высок, жанровое разнообразие велико – от заметки до реферата. Выбрать призёров оказалось очень непросто, пришлось читать, перечитывать, много думать.
В процессе этой работы среди множества прочих закономерностей явно определилась одна, весьма невесёлая. Как правило, школьники из областного центра на фоне своих сверстников из глубинки выглядели... бледно. Дети из Пречистого, Бурмакина, Данилова, Некрасовского прислали яркие, живые, умные работы. Их не в шутку волнует состояние рек и родников, они «болеют» за родную природу, высказывают свежие мысли, а порой демонстрируют совершенно недетские эрудицию, способность к анализу, умение предлагать дей­ственные варианты решения проблем. Подавляющее большинство ярославских школьников проявили совсем иные качества. Например, желание выдать механически скачанную из Интернета информацию за собственные исследования; умение вставить в свою работу фразу (а чаще – страницу), написанную под диктовку учителя: хорошее понимание того, какие именно политические движения надо почаще упоминать, чтобы повысить свои шансы на победу. За всем этим нередко чувствовалось безразличие к проблемам экологии, прикрытое казёнными лозунгами. В общем, налицо были характерные качества будущих чиновников, как раз таких, благодаря «ударной работе» которых мутнеют и мелеют ярославские реки, и ещё много чего «хорошего» происходит.
Сегодня нам предписывается во имя финансовой оптимизации закрывать именно малокомплект­ные сельские школы. Что будет с нами завтра?
Впрочем, есть различные варианты будущего – и оптимистические в том числе. Например, в Угличском районе в рамках областной программы развития АПК возводят пристройку к Маймерской школе. В школе учатся 11 ребят. Стоимость строительства – около 15 миллионов. И никому не кажется, что деньги чересчур большие или их куда-то не туда вкладывают.
Может быть, и Ярославский район не хуже?

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Не отходя от школы В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники управления уголовного розыска вышли на подростка,
  • Флаг университета Закрытие показа спектаклей Волковского театра в Вашингтоне становится настоящим праздником почитателей
  • Ольга Борисова: Цирк – Это – Ольга Борисова, а это... – администратор цирка растерянно развел руками, –