Ребенок – тема в искусстве благодатная. Любой улыбающийся тебе с портрета малыш вызывает умиление и радость. Как, например, девчушка с картины
А. Кравцова «Вера», портрет которой встречает посетителей почти у самого входа в зал. Не улыбнуться в ответ на улыбку Веры просто невозможно. Да и дети с других картин и скульптурных портретов Е. Войновой, М. А. Владыкина, Е. Пасхиной вызывают очень теплые чувства.
По репродукциям полотен великих мастеров прошлого, представленных на особом стенде, можно проследить, как менялось отношение к ребенку от эпохи к эпохе. Дети – это просто маленькие взрослые (во времена Возрождения), дети – наше будущее (в советской живописи 30-х годов), «мой ребенок» – тема большинства современных картин.
Попрощавшись с залом прелестного мира детства и его «хранителем» – плюшевой зверушкой неопознанного вида, то ли медвежонком, то ли чебурашкой, – зритель выходит на текстовую лестницу, ступени которой отмечены числом 11549740. На столько уменьшилось число детей в нашей стране за десять лет (с 1992 по 2002 год).
На стенах здесь – фотографии, на которых нет счастливых лиц. К теме трагических детских судеб обращались многие художники, но буквальная точность фотографии – просто удар под дых. А между снимками расположены рассказы о детях-инвалидах и письма некоторых из них к Деду Морозу. Большинство просят в подарок обыкновенный компьютер, чтобы с кем-нибудь общаться, преодолеть границы узкого мира, в который они загнаны болезнью. На маленьком столике для посетителей выложены две ручки и блокнотик – записать адреса тех, кому надеяться остается только на Деда Мороза.
Кураторы экспозиции считают, что, если хотя бы несколько посетителей захотят помочь детям – тем, о которых рассказано, или другим, значит, выставка состоялась не зря.