пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 18 июля 2002

Дороги и мосты, дарящие жизнь

Доказано теоретически и подкреплено практикой, что солдаты, бойцы спасательных отрядов, пожарные или медработники,

автор Валерий ПРОХОРОВ.

 

которые не тренируются в экстремальных ситуациях, при возникновении реальной опасности не просто теряются, но часто становятся полностью неуправляемыми, легко поддаются панике, а главное – специфические задачи, поставленные перед ними, не выполняют.

– Точно так же поведут себя и нетренированные строители в чрезвычайной обстановке, если их не обкатать заранее в условиях, «приближенных к боевым», – в более или менее жестком производственном режиме, – говорит Аркадий Данилевич, бывший генерал, командир корпуса ПВО, а ныне ведущий специалист ГУ «Ярдорслужба».

«Нива», шурша шинами, мчится вдоль левого берега Волги по направлению к Рыбинску. Мы направляемся к месту, где проходят так называемые тактико-специальные учения дорожно-мостового отряда, сформированного ГУ «Ярдорслужба» на базе четырех предприятий из Данилова, Тутаева и Ярославля.

– Численность формирования – 270 человек, оно предназначено для экстренного восстановления разрушенных дорог или прокладки новых, возведения низководных мостов через водные препятствия длиной примерно 80 метров, – рассказывает сидящий рядом с водителем Аркадий Павлович. На коленях у него развернута карта области, генерал водит по ней кончиком карандаша, объясняя суть проводимой операции с участием гражданских строителей.

– Конечно, можно то же самое учение провести теоретически – по карте или непосредственно, скажем, под Ярославлем или Рыбинском – там есть где и дороги подправить, и мосты возвести, – говорит Данилевич. – Но руководство ГУ «Ярдорслужба», администрация области решили иначе. При выборе места проведения тактико-специального учения мы руководствовались двумя обстоятельствами. С одной стороны, надо дать дорожникам возможность проявить себя в необычной обстановке (жизнь в полевых условиях, сроки строительства резко ограничены), а требования к качеству работ во время учений – прежние. А с другой стороны, люди, принимающие участие в учении, должны четко для себя уяснить, что оно проводится не для пресловутой «галочки», а в интересах жителей области, обитающих в ее отдаленных уголках. Ведь из-за бездорожья они буквально отрезаны от «большой земли». Не секрет, что именно по этой причине стремительно пустеют деревни, становится критическим возраст оставшихся в селе аборигенов, да и дачники неохотно обживают властями забытые места.

Аркадий Павлович «поплыл» с помощью развернутой на коленях карты вверх по Волге, добрался до Рыбинска, затем свернул направо, наконец, кончик карандаша уткнулся в искомую точку.

– Вот сюда мы и направляемся, увидите все на месте, – сказал генерал.

Кстати, подобные практические учения проводятся ежегодно, нынче они состоялись в четвертый раз. В 1999 году в запредельно короткие сроки был построен мост через реку Шашку в поселке Зубарево Пошехонского района, и с тех пор его население в любое время года и в любую погоду может ходить и ездить «на ту сторону». А ведь до этого важнейшего в жизни местных жителей события, люди неделями, а то и месяцами были отрезаны от внешнего мира: дети не ходили в школу, даже доставка хлеба превращалась в крупную проблему...

В следующем, 2000 году, похожий мост был возведен (при этом прокладывалась, а местами улучшалась дорога) мост в деревне Зинкино в том же Пошехон-ском районе через реку Маткому.

В продолжение этой социально-экономической программы в прошлом году, теперь в Рыбин-ском районе, в рамках тактико-специального учения была проложена через кусты и чапыжник по старому, заброшенному «руслу» дорога, она дошла до самой реки Мормы (у д. Коняево), а здесь уже взялись за дело мостостроители...

Мы как раз и едем сейчас в те места. Свернули возле деревни Васильково налево. Если ехали бы прямо, то добрались (здесь есть и регулярное автобусное движение) до крупного населенного пункта Арефино (когда-то был райцентром). А вот если налево, – то в Арефино не попасть. Особенно на транспорте. Потому что, переехав по новому, по-строенному в прошлом году мосту через реку Морму, упрешься через несколько километров в реку Талицу. На противоположном ее берегу деревня Субботино. На сегодняшний день она пока отрезана от внешнего мира, туда не добраться ни продуктовой сельповской лавке, ни частным коробейникам.

До реки Талицы осталось примерно километров десять. Едем по узкой асфальтированной дороге, по которой госавтоинспекция не разрешает автобусное движение. Да и какой смысл их здесь пускать, если по кольцу все равно с этой стороны до Арефина не доберешься – упрешься в Та-

лицу. Впереди неспешно, по-утиному, передвигается пожилая женщина. Она и не пыталась «голосовать» – люди здесь не избалованы цивилизацией, передвижение на «11-м номере» дело хотя и трудное, но привычное. Данилевич дал команду притормозить. Женщина удивилась, но предложение прокатиться до своей деревни с ветерком с благодарностью приняла.

– Здесь, на этом участке, вплоть до Талицы около десятка деревень, – охотно поддержала разговор наша попутчица. – Ходим пешком. В прошлом году, когда построили мост через Морму, появилась надежда, что дорогу когда-нибудь доведут с этой стороны до Арефина, пустят автобус, коренным деревенским и дачникам тогда полегче станет.

Через пять километров женщина попросила остановить машину. Чуть в стороне ее деревенька.

– Вот уж подфартило мне, с больными-то ногами, – благодарно улыбнулась она на прощание.

А вот и сама Морма. Теперь уже «живьем», а не только на карте. Добротный железобетонный мост через нее, построенный в прошлом году, с честью выдержал и осенний, и весенний бурные разливы. После моста – хорошо укатанная широкая дорога. Через 4,5 км мы уперлись в берег реки Талицы. Глушь вроде бы (если взглянуть на карту), а реально барабанные перепонки буквально лопаются от оглушительного стука «дизель-бабы», вколачивающей в землю железобетонные сваи на левом берегу Талицы, от рева тракторного дизеля. У самой воды рабочие в оранжевых касках. Забито примерно с десяток свай. По дороге сюда Аркадий Данилевич пояснил:

– Еще 1 июня, когда я сюда приезжал в очередной раз, вездеход «Нива» с трудом добирался до Талицы – дорога только-только пробивалась. Перед участниками учения была поставлена задача – за 15 дней проложить трассу длиной 4,5 километра, то есть навозить десятки тонн песка, гравия, все это отсыпать и разровнять, чтобы до берега реки дошла вся эта техника, включая автокран, копер для забивки свай и прочее. Как видите, дорога проложена, техника доставлена, люди работают. Срок сдачи моста – 18 июля.

– На войне – как на войне?

– В этом и заключается смысл тактико-специального учения...

Возле гусеничного трактора здоровяк в строительной робе что-то объясняет, стараясь перекричать стук работающего копра, рабочему.

– Это мастер ГУП «Ярдормост» Саликов, – сказал Данилевич.

Юрий Саликов охотно рассказывает:

– 24 июня мы забили первую сваю, предварительно сделав разбивки, планировку. Ведь еще в середине июня здесь ничего, кроме крапивы выше человеческого роста, не было. Через речку было проложено когда-то металлическое «бревно». Весной «мост» скрывался под водой, люди, перекинув доску, перебирались туда-сюда с риском для жизни. Чуть выше по течению есть брод, но по нему можно пройти и проехать только в сухую погоду. Люди на том берегу (Саликов показал рукой в сторону деревни Субботино) фактически отрезаны.

Тем временем, с помощью автокрана рабочие установили

на грунт очередную девятиметровую сваю весом в 2 тонны, и по ней ахнула «дизель-баба». Свая сразу же на метр ушла в глинистый грунт.

– Мост будет грузоподъемностью 60 тонн, ширина проезжей части 4,5 метра. Настил деревянный на металлическом пролетном строении. По мосту будут проложены два тротуара, по краям – металлические перила, на входе и выходе установим дорожные знаки – все как положено, – продолжает Юрий Саликов.

В прошлом году эта же бригада строила мост через Морму, он обошелся в 1,3 миллиона рублей. Через Талицу переправа точно такая же.

– Оправдана ли спешка при строительстве такого капитального, рассчитанного на длительную эксплуатацию, сооружения?

– Мы работаем во время учений гораздо быстрее, но это не отражается на качестве, – заметил мастер. – Скорость (в три раза быстрее, чем в обычном режиме. – В. П.) за счет того, что живем в «полевых условиях» – в соседней деревушке Горки для нас сняли помещение, рабочий день заметно продолжительнее. Никто не ворчит. Мы понимаем, строители дорог и мостов должны время от времени повариться в «экстремальном котле». Ведь случись что, мы в критический момент не растеряемся, будем знать как действовать, в том числе и по команде (косится с улыбкой на генерала).

– Но ведь не только ради профессионального тренажа вы здесь...

– Разумеется! Дорога, мост – все это для людей. Здесь десятки деревень, много дачников. Их жизнь с завершением строительства дороги и мостов через попутные речки станет значительно комфортнее. В прошлом году, когда открывали мост через Морму, пришли нарядные жители окрестных деревень. Благодарили нас со слезами радости на глазах. Теперь сюда стала добираться по вторникам и пятницам машина с хлебом и продуктами, а в среду уже и частники просачиваются на легковушках с товаром, которые привозят по индивидуальным заказам.

Мы перешли с генералом по временному пока мостику через Талицу и поднялись в гору. Подошли к забору крайнего дома в деревне Субботино. Пожилая женщина, работавшая в огороде, разогнула спину, подошла к нам.

– Людмила Николаевна, дачница.

– Скоро вот мост вам по-

строим, а как без него живется?

– Плохо. Осенью картошку в Рыбинск не вывезешь. Ездим сюда через Арефино, автобус идет только до деревни Простино. 6 километров топаем пешком – и в распутицу, и по глубокому снегу. На горбу тащим продукты. А иначе где их потом возьмешь?

– Какие надежды связываете с мостом?

Людмила Николаевна поглядела в сторону совсем уже близкой новостройки – метров 70 от дома штабелями лежали сваи, часть из них уже торчала в воде.

– Мы надеемся, что через будущий мост дорога пойдет дальше, а там, глядишь, автобус пустят мимо нашей деревушки. Вот уж благодать будет!

– Истинно благодать! – присоединилась к разговору соседка Людмилы Николаевны, стоявшая за забором в своем дворе. – Да мы всем семейством придем на открытие моста с цветами – вон там, у бани, я специально выращиваю, – говорит словоохотливая Галина Ивановна Медведева.

А семья действительно впечатляющая: у постоянно живущих здесь Бориса Алексеевича Медведева и его супруги, отработавших по 25 лет на Рыбинском электротехническом, 4 внучки, 2 правнучки, шестилетний внук Валера, который все норовил угостить нас с генералом парным молоком с ватрушками. Еще есть в хозяйстве собака Корина и корова Голубка. Вот все и придут на открытие моста с цветами.

– Без моста мы здесь с хворающим мужем – как в плену. Особенно в половодье и зимой. Ближайший телефон в деревне Чишково, до нее более километра – ни продуктов, ни лекарств взять негде. В город за ними все равно надо ехать. Так эти 6 километров с тяжеленными рюкзаками за плечами – хуже смерти. А с мостом-то заживем, и умирать расхочется, – смеется жизнерадостная, гостеприимная хозяйка.

А молочка домашнего мы по кружке все же выпили – уж очень хвалил продукцию Голубки внук Валерка...

Если будет мост (а он точно будет – 19 июля, как мы уже говорили, открытие), то будут осчастливлены жители прилегающих к будущей «дороге жизни» деревень: Чишково, Шатино, Горки, Карелино, Афремово, Радищи, Крохино, Козицыно, Простино, Болтино, Оболтино, Бутакино, Овинище, Коняево и т. д. И тогда осуществится «вековая» (а может, кстати, и без кавычек) мечта председателя Арефин-ского поссовета Алексея Алимпиева – закольцевать дорогу, которая бы проходила через старинное русское село с двух сторон. Сколько проблем снято было бы.

Ярославль – Рыбинск – Субботино – Ярославль.

Читайте также
  • 10.11.2012 В Переславле будет новая дорога В 2013 году в Переславле-Залесском появится новая объездная дорога.  
  • 21.06.2012 В кольце бездорожьяГде под Вареговым был 4-й посёлок, даже не все большесельские старожилы помнят. С недавних пор на карте района это деревня Муравьёво. Поименовали её так
  • 06.06.2012 Что нужно для счастья селу трёх дорог?Село трёх дорог – так исстари называют Новое. Одна отсюда из Большесельского района ведёт в Ярославль, по другой напрямую вдоль поймы Юхоти за каких-нибудь
  • 22.05.2012 В Брагине лежат ещё две бомбы? В редакцию «Северного края» обратился житель деревни Пашуково, являющейся теперь частью Дзержинского района Ярославля, Николай Хазов. Поводом
  • 25.04.2012 О "столкновении" городов и машинВ дискуссию по поводу статьи Т. В. Егоровой «Как пробить пробки на дорогах» («Северный край» от 13.04.12) меня заставило включиться
  • 02.11.2002 Аттракцион для экстремалов Идет бычок, качается, вздыхает на ходу», – слова этой детской песенки вертятся и никак не выходят из головы. От каждого порыва ветра узенький навесной
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают