Сообщение о том, что в окрестностях Ярославля погибают птицы столь благородного рода, конечно, не могло оставить нас равнодушными. Вызвав на помощь сотрудников службы спасения, мы в спешном порядке отправились к берегам водоема, где должно было находиться пернатое семейство, чтобы своими глазами увидеть, что же все-таки заставило их остаться в наших северных краях – тяжелый недуг или приступ ранее неизвестного птичьего патриотизма.
Виновники ажиотажа оказались на месте – две взрослые белоснежные особи и пять более молодых птиц серого цвета. Все без исключения выглядели упитанными и здоровыми, внешних признаков болезни не наблюдалось. Подобраться к ним ближе было невозможно: озерцо окружает топкая грязь, которая еще недостаточно замерзла, да и сами лебеди плавали почти на середине водоема. Пришлось дожидаться спасателей. Те не заставили себя ждать. Тем временем история с лебедями-патриотами развивалась по спирали. Мы связались со всеми организациями, которые могли бы приютить на зиму пернатых страдальцев в случае обнаружения у них каких-либо болезней или травм. В конечном итоге взять под свою опеку лебедей решил Великосельский школьный детский дом. Всю необходимую помощь им обещала предоставить Гаврилов-Ямская администрация. Однако специалисты советовали быть поосторожнее в этом вопросе. «Если птицы окажутся здоровыми, то их лучше оставить на месте. Здоровый лебедь при нормальном питании без особых проблем переживет зиму даже в наших относительно суровых условиях, – успокоила нас кандидат биологических наук, заведующая кафедрой зоологии Ярославского педагогического университета Елена Анашкина. – Такое дело требует осторожности. Если вы будете сломя голову носиться за лебедями, то рискуете довести их до стресса и даже инфаркта. Тут главное – не навредить. Но лебеди, оставшиеся зимовать в Ярославле, – явление уникальное, я, если честно, ничего подобного на своей памяти не припомню. Хотя, скажем, в Москве такое нередко встречается».
Руководствуясь наставлениями специалистов, спасатели начали осторожно подбираться к стае. Нужно заметить, что дело было не из легких. Вода в водоеме покрылась коркой льда, который весьма затруднял продвижение резиновой лодки спасателей к цели. В то же время двигаться по тонкому льду пешком не представлялось возможным. Когда спасатели уже было совсем приблизились к семейству лебедей, те, до последнего момента внешне не проявлявшие к ним никакого интереса, вдруг встрепенулись и, недовольно загомонив, бросились врассыпную. По тому, с какой скоростью улепетывали «семеро смелых» от своих благодетелей, можно было сделать однозначный вывод: болезнями и травмами здесь и не пахнет. К чести спасателей надо заметить, что они решили исполнить свой долг до конца, то есть подобраться к птицам поближе, чтобы их осмотреть и прийти к окончательному выводу о состоянии здоровья потенциальных зимовщиков. Однако сделать это было весьма не просто, спасатели были вынуждены покинуть лодку и нагонять пернатых уже пешком по льду, при этом таща за собой довольно тяжелое судно. В конечном итоге один из спасателей провалился в ледяную воду, к счастью, он был в гидрокостюме, и его коллега тут же помог ему забраться обратно в лодку. Но птицы не оценили самоотверженности своих спасителей: как только те подбирались к ним поближе, лебеди тут же стремительно перебирались на другое место, забавно скользя по льду. Спустя полчаса не осталось ни малейшего сомнения, что пернатые абсолютно здоровы и при нормальном питании благополучно переживут предстоящую зиму. Замерзшие и усталые спасатели с чувством исполненного долга вернулись на берег. Вот, пожалуй, и все.
Теперь лебединое семейство будет находиться под наблюдением специалистов. Нам же остается выразить благодарность всем, кто проявил неравнодушие к братьям нашим меньшим. Кстати, специалисты говорят, что «великолепную семерку» не мешает подкормить. Так что местные жители, кто имеет желание и возможность пожертвовать батон белого хлеба, могут помочь лебедям. Мы сознательно не называем точные координаты места, где пребывают пернатые зимовщики, чтобы лишний раз не искушать ярославских браконьеров и прочих людей с не совсем чистыми намерениями.