среда 16

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

вторник, 13 марта 2012

Из Углича по Старой Питерской дороге

Местный краевед исследовал эту одну из стратегических некогда дорог нашей страны

Может ли дорога быть объектом культурного наследия? Может, убеждены в Угличе. Известной здесь Старой Питерской, как считают, уже 800 лет.

автор Очерк Виктора Бородулина с удовольствием читала Татьяна ЕГОРОВА    фотограф Фото из архива автора

 

«Давным-давно, когда я ещё был мальчишкой, впервые услышал я это название от одного из друзей моего отца: тогда мы вместе у костра коротали августовскую ночь перед открытием сезона охоты. Название, от которого веяло какой-то стариной, необычностью, загадочностью. Я никогда не забывал про эту дорогу, иногда, когда приходилось ездить по ней, хотелось снова, как тогда в детстве, узнать, а что там дальше? И была у меня мечта: когда-нибудь пройти или проехать по этой дороге».

Так начинается очерк «Из Углича по Старой Питерской дороге» Виктора Бородулина, опубликованный в последнем номере выходящего здесь журнала «Угличе поле» (приложения к «Угличской газете»). Пятидесятилетний инженер, страстный фотограф и исследователь истории и природы родного края Бородулин осуществил свою мечту за два последних летних сезона. Впечатления от нескольких экспедиций по этой дороге сложились в текст, где есть и описание увиденного, и рассказы о встречах с людьми, и результаты архивных изысканий, и фотографии – всё очень интересно.

Углич был основан на пересечении двух важных путей сообщения – Волги и сухопутного пути из владимиро-суздальских и ростовских земель в новгородские. Время возникновения сухопутного, по мнению автора, – рубеж XI – XII веков. Во всяком случае, прослеживая по летописям передвижение татаро-монгольских орд, автор приходит к выводу, что к тому времени «некое подобие проезжего пути из Углича в сторону современного Бежецка, вероятно, уже существовало».

В 1786 году вышел указ Екатерины II об открытии комиссии о дорогах государства Россий­ского. Указ предписывал привести дороги в надлежащий вид, «так как во многих местах их даже пехом с трудом перейдёшь». Приказано было дороги выпрямить, починить мосты и чаги, разделить их на участки, закреплённые за населёнными пунктами, и т. д. Удивительно, но многие дороги, существовавшие в то время, до сих пор называют екатерининскими.

Первым пунктом этой, как бы сейчас сказали, программы стало распоряжение императрицы о строительстве дороги между двумя столицами. В наших краях она начиналась в левобережной части Углича, на берегу реки Корожечны – там, где сейчас завод минеральной воды и бюветы над источниками.

Виктор Бородулин нашёл самый первый участок – дорога там огибает имение Подберезье и на протяжении примерно полутора километров сохранилась в первозданном виде. Настоящий музейный экспонат, не скрывает автор восхищения.

Но и дальше есть немало чему подивиться. По свидетельству директора Ординской сельской школы, краеведа Павла Николаевича Голосова, в 1970-х – 1980-х годах при строительстве в этих местах современной дороги сняли верхнюю часть грунта на старой земляной насыпи, и в нескольких низинных, заболоченных местах открылись остатки её предшественницы: мощение деревянными чурбаками, стоявшими торцом.

Ещё дальше участок в сторону села Платунова, скрытый под приличным современным асфальтом. Примерно на середине этого участка было место под названием Харчевня – одинокий дом среди лесов и топких болот пользовался дурной славой: шалили придорожные разбойнички. Во время реконструкции Старо-Питерской не раз находили кости, похожие на человеческие, а однажды в придорожном кювете откопали даже два скелета...

Не путать с деревней Харчевни – она стояла при выходе из леса, страшилок о ней не рассказывают, зато местонахождение её определяется точно: растут сейчас у дороги два тополя да несколько ив. В наше время тут – развилка двух дорог: прямо идёт Питерская, другая – в сторону села Рождествено, на ней чуть дальше «столица кацкарей» – деревня Мартыново.
Через несколько километров в сторону села Ордина асфальт кончается, и Старая Питерская продолжается наезженной грунтовкой по прекрасно сохранившейся насыпи, с широкими канавами по бокам и валами, прямая и ровная. Наш путешественник измерил ширину, оказалось, 9 – 9,5 метра. А высота насыпей у реки по обе стороны дороги около 10 метров. Умели предки строить!

Стихи Вяземского будто об этом самом уголке Отечества:


«Дороги наши – сад для глаз:
Деревья, с дёрном вал, канавы.
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас».


На этой дороге смешались давняя и не очень давняя история. Пронзительное чувство оставляет встреча в деревне Игнатово. Некая тётя Надя живёт здесь с самого рождения. Как было до войны, помнит плохо, а страшная осень сорок первого и сейчас перед глазами. И днём, и ночью по Старой Питерской шли отступающие войска. Беженцы, колонны машин, танков, пушки. Дорога была разбита техникой напрочь. Но больше всего запомнились солдаты – «уставшие, молчаливые, побитые под Калинином. Останавливались на ночлег, а утром снова уходили по этой дороге на восток».

А что было после войны? «Просто жили», – отвечает тётя Надя. – Кому надо, ходили пешком по этой дороге в Ленинград – идти месяца полтора всего. А кто побыстрей, пошибче, тот и за месяц успевал». Ходили и в Ордино за хлебом – «всего-то километров семь». Так было до середины 1950-х, а потом «дорога пропала. Просто стала никому не нужна».
Прощаясь, путешественники спрашивают, хорошая ли дорога дальше. И слышат: «Конечно! Она там даже в лесу в валах идёт».

Сколько раз на своём пути автор очерка Виктор Бородулин слышал: «дорога там в валах», «валы те руками насыпаны». Говорили уважительно и с гордостью, «будто только вчера те валы насыпаны и насыпаны тем, кто со мной разговаривает».
«Спасибо вам! – низко кланяется тётя Надя. – Спасибо вам, мальчики, что не забываете дорогу эту и нас, старых. Вот уж отпишите про неё где надо». «Отписываю» – завершает очередную главу автор.

Село Кой. Оно известно с незапамятных времён. Название, видимо, ещё дославянское, языческое. Стоит оно на берегу реки Корожечны вдоль Старой Питерской. Славилось ярмарками лошадей и первым в этих местах телеграфом – именно из Коя тянули когда-то телеграфные провода мышкинцы. И ещё в Кое родился Александр Петрович Куницын, учитель Пушкина.
Заканчивалась наша Старая Питерская у деревень Добрыни и Федосеиха, потому что дальше в столицу было удобнее ехать через Бежецк. А со строительством Рыбинско-Бологовско-Виндавской железной дороги она и вовсе утратила своё значение.

Читайте также
  • 19.12.2012 Встретимся на Углече ПолеВ Художественном музее состоялась презентация журнала «Углече Поле». Полноценный толстый краеведческий журнал выглядит по-столичному, и трудно
  • 21.05.2011 О чём «Северный край» писал 110 лет назад ИНЖЕНЕР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Н. Б. ЕМЕЛЬ-ЯНОВ СООБЩИЛ НИЖЕГОРОДСКОМУ ГОРОДСКОМУ ГОЛОВЕ СЛЕДУЮЩЕЕ. «Мною составлен проект новой Санкт-Петербургско-Волжской
  • 27.10.2009 В Угличе будет окружнаяВ Угличе будет строиться окружная дорога. Проект должен быть готов уже в будущем году. Предстоит добиться её строительства в кратчайшие сроки, это единственный
  • 27.05.2008 Дальше дороги нетУГЛИЧ. Деревня Высоково – в двух километрах от Углича. Но в распутицу и после дождя она становится очень далёкой. Один километр от асфальтовой трассы в
  • 27.03.2007 Новые дороги в светлое будущееГубернатор Анатолий Лисицын утвердил целевую программу совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования Ярослав-ской области на 2007 год.
  • 17.05.2005 УЕЗДНЫЕ ХРОНИКИ «На дорожку»
Комментарии

Гость | 13.03.2012 в 21:43 | ответить0

Очень интересно Надо бы показать и карту этой дороги

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают