Жёлтая, оранжевая, красная, синяя – скамейка. Голубая, красная, фиолетовая – столик. Радостное настроение «рыбковцам» во время прогулки обеспечено. Продолжение волшебного многоцветного мира – внутри здания. Кажется, тут вполне можно было бы открывать выставку народного творчества. Художественная роспись, батик, лоскутные панно огромных размеров – по 10, 12 кв. метров, большие мягкие куклы, домики и печки из папье-маше. На стенах живописные полотна: пейзажи, натюрморты, цветы – во всех группах, коридорах, залах. Хозяйка и творец всей этой красоты – Валентина Дмитриевна Щеглова.
Рисовать Валя начала рано. Никто не учил, просто это было в руках. Лет в десять написала акварельными красками портрет отца. В семье её способностям удивились и порадовались, но ни о каком художественном образовании и речи не шло – детей было восемь человек, и хотя отец работал председателем колхоза под Ярославлем, жили очень бедно. Да и порадовались родители не столько её способностям, сколько тому, что у дочки полностью восстановилась больная рука.
В шесть лет поставили ей врачи страшный диагноз – туберкулёз кости. Прогноз был неутешительный – по мере того, как ребёнок будет расти, будет распространяться и инфекция. Пока у малышки не сгибалась и болела только рука, а что могло быть дальше – и загадывать страшно. Решились на операцию, подписали бумаги, что уведомлены о возможных тяжёлых последствиях хирургического вмешательства. Но мать сначала решила отвезти её в Тутаев-ский Воскресенский собор к иконе Спасителя.
Помнит Валентина Дмитриевна и ту поездку, и как мать заставила её трижды проползти под иконой, и как вернулись они домой. А когда поехали через год на обследование в больницу – от страшной болезни не осталось и следа. Но рисовать в родной семье долго не пришлось – после семи классов отправили её попытать счастья в областной центр, к родному дяде.
Денег дали только на проезд. Вошла в трамвай, последние копейки отдала, да не рассчитала – надо было в другую сторону. Решила проехать до кольца и вернуться до нужной остановки. На кольце зашёл другой кондуктор и стал её стыдить – билет-де на полу подобрала, не хочет платить.
Тринадцатилетняя Валя плакала от стыда и безысходности. Посочувствовал ей мужчина, который оказался невольным свидетелем этой сцены. Расспросил откуда, зачем приехала в город. И предложил прийти к нему в ремесленное училище – он был его директором. «А что маленькая, так мы тебе табуретку подставим, и ничего, будешь работать токарем».
Пошла работать, но и учиться продолжала. А когда закончила 10 классов, дядя отправил её в Рыбинское педучилище. Выучилась на педагога, а тут подружка позвала к себе в детский сад – 220-й, в центре Ярославля – место освободилось. Работа воспитателя понравилась – детей Валя любила, да и все её художественные способности тут были очень кстати. Не было Валентине и тридцати, когда её назначили заведующей, хотя внешне она тогда походила скорее на старшую сестру своих воспитанников. И когда пришёл в её детсад радиожурналист, то не поверил, что она – и есть та самая заведующая, которую он искал. За разговором Валентина Дмитриевна и не заметила, что в его руках был диктофон, а на следующий день услышала свой ответ на один из вопросов.
– Какие у вас планы на будущее?
– Пойду дальше учиться.
Ну а раз уж заявила на всю область, то пришлось выполнять. Так в жизни возникло ещё одно учебное заведение – Ярослав-ский пединститут. А после окончания начала и сама учить – отличнику просвещения, имеющему грамоты ВДНХ, уже было чем поделиться с коллегами. Главные принципы в её работе остаются неизменными и теперь. Детский сад должен быть красивым. Цвет влияет на настроение, ощущение жизни, поэтому – долой всё серое и однообразное. В дет-ском саду ребёнку должно быть комфортно и спокойно – это самое важное.
Выполнять эти главные правила нелегко. Сделать садик красивым стоит дорого. Проще было в то время, когда деньгами и материалами помогали заводы. Её 220-й много лет считался базовым для обучения воспитателей. Даже всесоюзный журнал «Дошкольное образование» печатал интерьеры, придуманные и выполненные Валентиной Дмитриевной как образцовые. Всё было налажено так, что можно было позволить себе ещё какое-нибудь занятие, например, пойти на курсы экскурсоводов. Пошла и закончила. Водила экскурсии по городу, по Спасо-Преображенскому монастырю, на звонницу, по экспозициям древнерусского искусства, древнерусской литературы музея истории города. Не каждый сотрудник музея освоит то, что у неё проходило как хобби выходного дня.
В 90-е стало сложнее. Когда закрыли 220-й, её назначили заведующей в 207-й – «Рыбку». «Вы у нас восьмая», – обрадовали её в первый день работы в новом коллективе. На территории – только железные песочницы, внутри – безрадостно. Вот и плыви, «Рыбка», всё начинай сначала. Сил хватило, и ещё один детский сад привела в полный художественный порядок. В основном своими руками и руками воспитателей. «Батик, лоскутное шитьё – это у нас умеют все», – как о чём-то само собой разумеющемся говорит Валентина Дмитриевна. А вот живопись пока подвластна только ей. Её работы повсюду – в коридорах, кабинетах, залах. Это единственное, что садику достаётся бесплатно. Воспитатели, правда, тоже стараются не отстать – все игрушки одеты их руками, цветные панно на стенах, мягкие куклы – их работа. И благоустроенность территории достигается непросто. Красить все эти скамейки и домики можно только тогда, когда в саду нет детей. Всё лето вечерами Валентина Дмитриевна подолгу не уходила домой – работа требовала и её контроля, и участия. А если не хватает денег для во-площения какой-нибудь очередной задумки – отправляется просить у банкиров, депутатов, предпринимателей.
– Эти давали в прошлом году – пока не дадут, а эти обещали дать денег на
бактерицидные лампы, ведь наши дети – аллергики. Так что будем надеяться. Как думаете, дадут? – это уже вопрос ко мне.
Конечно, дадут. Если человек даже во время разговора о нём самом не может забыть о походе за бактерицидными лампами, то ему точно их дадут. Не в этот, так в следующий раз.
И другая мысль, которая, очевидно, беспокоила в течение всего нашего разговора:
– Только про меня ничего не пишите, не надо. Напишите просто, что у нас хороший садик.
Хороший у вас садик, Валентина Дмитриевна. Но хорошие садики держатся только на хороших людях, как и вся наша жизнь. И о них надо писать.