Казалось бы, о чём речь: всегда, если есть пострадавший, есть кто-то, кто должен нести ответственность. Это не только по совести, но и по закону. Например, есть административная ответственность за нарушение «Правил содержания собак и кошек в г. Ярославле».
Мы не ратуем, чтобы ответственность настигла неразумных четырёхлапых Жучек и Полканов, Дамок и Найд. В ответе, конечно, те, кто их приручил или прикормил, или держит дома.
Но работают ли на практике эти правила? Можно ли в реальной жизни наказать нарушителей? Пример Валентины показал: нельзя, правила не работают.
И вот незамысловатый сюжет её истории. Осенним днём женщина перед тем как идти на работу, привязала двух коз в поле, недалеко от дома. По соседству, кстати, с цыганским табором, разместившимся в своих дощатых жилищах. Звонок сестры заставил Валентину бросить работу и срочно вернуться домой. Зрелище, представшее перед ней, было ужасным: животные лежали в поле искусанные, с обглоданными ногами. Как это могло произойти? Долго гадать не пришлось. За несколько дней до этого рядом с выпасом сёстры видели на земле клочья белой шерсти. И одна цыганка посоветовала Валентине: ты бы, дескать, убрала коз подальше. И рассказала, что на днях ей пришлось их отбивать от стаи собак. Стая эта образовалась из суки, которая обосновалась в норе, выкопанной под одним из домов табора, и семерых подросших щенков. К ним примкнули и другие собаки, которых здесь, в таборе, никто не кормит. Пищу себе они ищут на свалке и вообще где придётся.
Участковый Фрунзенского отдела полиции Алексей Волков, приехавший на место происшествия, ограничился рекомендацией предполагаемому хозяину собачьего выводка: принять меры, чтобы стая не бегала где попало.
А в конце октября случилось другое ЧП. Ранним утром, услышав вой и лай своей собаки, которая буквально срывалась с цепи, Валентина вышла посмотреть, что случилось. И, едва сойдя с крыльца, была атакована огромным псом: тот кинулся на неё и цапнул за грудь. Прошло два месяца, но до сих пор виден след от укуса. Женщина рассказывает: на её крики выбежала сестра, пёс, видимо, решил всё-таки ретироваться с чужой территории. Он перебежал огород и пролез в скрытую кустами щель между землёй и забором.
Казалось бы, есть все основания привлечь к ответственности хозяев соседнего коттеджа за то, что не следят за своими собаками. А их там, на участке, в вольерах, несколько штук. И все очень серьёзных пород: сторожевые и пастушьи овчарки разных стран, как говорится, и народов.
Нужно отметить, что в посёлке сплошь и рядом на участках то алабаи, то кавказские овчарки. Собаки огромные и свирепые. Страшно представить, что случится, если такой сорвётся с цепи. Автору этих строк как-то довелось стать объектом нападения среднеазиатской овчарки. Пса чудом отбили – кирпичами и досками – игравшие рядом в «штаб» пацаны. Иначе неизвестно, что бы было... Но впечатления остались жуткие. И две недели пришлось ходить с перебинтованной головой.
А хозяева алабая так потом и не нашлись. Потому что не стала обращаться в милицию, а не стала обращаться, потому что не смогла найти участкового. А его не было, потому что «участковых не хватает» – известное оправдание милицейского начальства. Или ещё одно оправдание бездействия: а вы видели? а вы сфотографировали? Так и хочется ответить: а может, вам на блюдечке поднести доказательства, служивые?!
Словом, всё осталось на совести неведомого человека, выпустившего «погулять» опасного пса.
В этот раз вышло не так. Валентина Николаевна обратилась в полицию. Вроде бы очевидно: пёс скрылся на соседнем участке, где как раз держат подобных монстров.
Почему вопрос не решился в мирном русле, по-соседски? Ведь в подобных местечках все хорошо знают друг друга. Мишенькина знала даже деда своей соседки, Валентины К., её родителей, саму Валентину с детства. Но мирно решить вопрос не удалось. Когда-то соседей разделил новый забор, который К., по мнению Мишенькиной, поставили, нарушив целостность её участка. Обида утихла, но осталась. Тут ясно.
Непонятно другое. Какие бы ни были претензии друг к другу, тут такой случай: пёс мог серьёзно травмировать человека. Тут и врага пожалеешь. Должно было появиться какое-то чувство вины! Тем более Валентина К. – сотрудник областной прокуратуры. Но нет, никто не пришёл к Мишенькиным хотя бы извиниться или объясниться. Просто через пару часов после ЧП к забору подошёл младший сын хозяйки коттеджа и заделал щель, кстати – сантиметров тридцать в ширину, куском железа. Хозяин собаки Юрий отрицает, что его пёс покусал соседку.
Дальше началась интересная история. Участковый Волков передал собранный материал в областную прокуратуру. Оказывается, сотрудники полиции не имеют права проводить проверку в отношении работников надзирающего за ними органа – то есть прокуратуры. Материал передали в отдел собственной безопасности и физической защиты областной прокуратуры.
Век живи – век учись. Для меня стало откровением, что работники прокуратуры настолько защищены, что даже в вопросах административной ответственности – то бишь проверки по поводу неправильного содержания собак – они неприкасаемы для полиции...
А вскоре к Мишенькиным наведался со служебным расследованием старший помощник прокурора области по обеспечению собственной безопасности и физической защиты Василий Самойлов.
Результат проверки: «не получено данных, свидетельствующих о том, что причинение вам телесных повреждений совершено собаками, содержащимися в соседнем доме...». А стало быть, нет оснований для привлечения К. к административной ответственности за нарушение правил содержания кошек и собак.
Мы уточнили у Василия Германовича, какие данные он мог получить в ходе проверки, которые бы свидетельствовали или наоборот о вине собак К. Что там: сопоставляли следы укуса с клыками или что? Суть ответа: не кусали, и всё!
В районном суде дело по иску пострадавшей сразу закрыли: она не расписала по полочкам, в чём заключается моральный вред. Не хватало нужной бумажки! На вопрос Мишенькиной: почему же не позвонили, не сообщили о нехватке, – прозвучал ответ: мы-де не оказываем консультации!
Рана физическая на груди у женщины почти зажила, а вот душевная – осталась. Её можно понять – пострадала, могла лишиться жизни, а никто вроде бы и не виноват. А кругом столько правоохранителей... Но не собак же винить!
Давно уже можно заметить: принимается немало законов, правил. Вот только вопрос: а где те, кто стоит на их страже? И почему так нетвёрдо стоят? Где рвение, где принципы? К сожалению, так часто рядовому гражданину остаётся только смириться и стерпеть...