среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 22 июня 2010

Что дадут нам избирательные новации

Добившись практически полного контроля над политической и экономической сферами, властвующая элитная группа задумалась над приданием сформированной системе демократической формы. В современных реалиях необходимо не только обладать всей полнотой власти. Нужно ещё признание законности её властвования, причём как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому начались нововведения в избирательное и партийное законодательства.


автор Александр СОКОЛОВ, политолог, преподаватель ЯрГУ им. П. Г. Демидова

 

В частности, добившись полного доминирования партии «Единая Россия» в политической системе, стало необходимо придать системе признаки не только многопартийности (а партий-то осталось всего 7), но и их участия в работе парламента. При этом снижать заградительный барьер нельзя – его могут преодолеть малые партии и получить достаточно влиятельные фракции. Поэтому было принято решение утвердить промежуточную меру – давать депутатский мандат партиям, набравшим 5 – 6 процентов, и два мандата партиям, набравшим 6 – 7 процентов голосов избирателей на выборах в Государственную Думу. В результате можно будет говорить о том, что барьер для прохождения в парламент снижен до 5 процентов, хотя фактически ничего не меняется. В число законодателей сможет пройти только один-два человека от малой партии. Влиять на законодательный процесс они не смогут. Доминированию «Единой России» это не повредит.

При этом необходимо учитывать, что по опыту последних выборов в Думу России 

5 процентов голосов избирателей составляло примерно 3 – 3,5 миллиона голосов. Таким образом, миллионы граждан всё также останутся фактически непредставленными в федеральном парламенте. 

В то же время «малые» партии получат ряд преференций. Парламентариям, получившим мандат в соответствии с этой нормой, регламентом Госдумы предоставляется право наравне с представителями фракций предлагать кандидатов на должности в Госдуме, выступать на пленарных заседаниях палаты, участвовать в работе совета Думы.

Политической партии, федеральному списку кандидатов которой передан мандат, предоставляется право регистрации кандидатов на выборах разного уровня без сбора подписей избирателей.

В результате изменения законодательства партия, получившая даже минимальное представительство в Думе, не сможет быть ликвидирована в связи с отсутствием региональных отделений с требуемой минимальной численностью членов партии более чем в половине субъектов Федерации или отсутствием необходимого числа членов партии.

Выборы в региональный парламент также проводятся по партийным спискам. Согласно новому закону, в тех регионах, которые установили минимальный барьер в свой парламент выше 5 процентов голосов, партии, набравшие больше 5 процентов голосов, но меньше установленного в регионе барьера, получают право на один депутатский мандат. Партия, набравшая меньше 5 процентов, пройти в парламент не сможет. При этом указывается, что барьер не может быть выше 7 процентов. 

В Ярославской области по партийным спискам избирается 25 депутатов. Но заградительный барьер по нашему региональному законодательству – 5 процентов, поэтому федеральные нововведения никак не повлияют на наше региональное законодательство, так как барьер и так низкий.

При этом следует отметить и ряд положительных послед­ствий данных нововведений. Во-первых, они позволят малым партиям, прошедшим в региональный парламент, не собирать на выборах в региональный парламент и органы местного самоуправления подписи избирателей в поддержку своих кандидатов. Такие партии получат право подавать свои предложения по формированию избирательных комиссий в субъектах РФ, а также на муниципальном уровне, и смогут иметь там по одному своему представителю с правом совещательного голоса. Предусмотрено, что без сбора подписей они смогут участвовать в выборах Президента РФ и депутатов Госдумы, если партия будет иметь пусть и минимальное, но представительство не менее чем в одной трети субъектов Федерации.

Другим формально важным нововведением в законодательство является закрепление гарантий предоставления партиям доступа к СМИ. В то же время не формируется механизмов, запрещающих подконтрольным СМИ делать «информационные» материалы об общественно полезной деятельности «Единой России».

И опять-таки информационное доминирование партии «Единая Россия» окажется непоколебимым. Самим СМИ необходимо разнообразие информационных сюжетов – что-то же надо показывать и печатать. Да и действенность материалов «Единой России» при минимальном количестве информации о других партиях будет существенно эффективнее, нежели в отсутствии этих материалов и полной информационной монополии «Единой России». В ситуации монополии читатели и зрители просто потеряют интерес к СМИ и будут искать другие источники информации. Например, уйдут в Интернет, что уже сделала большая часть активных и образованных граждан.

Ещё одним важным ново­введением стало увеличение сроков полномочий избирательных комиссий. Оно также направлено на создание дополнительного механизма удержания власти – реже придётся переизбирать членов, а значит, реже сам факт доминирования сможет быть оспорен. Ведь именно комиссии организуют выборы. Да, их стало меньше, но это, скорее, повысило важность оставшихся выборов, а не снизило. Естественно, что необходимо решениями комиссий признавать законными созданные властвующей элитой механизмы прямого и косвенного влияния на умы избирателей. И в то же время необходимо противодействовать любым эффективным средствам агитации, применяемым оппозицией.

Предоставленное малым партиям право выступать на заседаниях законодательных органов и их комиссий также не решает проблемы закрытости правящей элиты, её ориентации только на свои интересы. Само право выступления никак не влияет на процесс принятия решений. На региональном уровне руководители региональных отделений партий вполне могут донести свою точку зрения до любого депутата. Поэтому данную новацию можно воспринимать, скорее, как придание сложившейся системе облика демократичности, а не фактическое повышение этой демократичности. 


Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают