пятница 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 19 ноября 2002

Анатолий Руденко: "Манны небесной не ждем"

Президент Владимир Путин и губернаторы, входящие в Госсовет РФ, одобрили план реформы местного самоуправления. Он разработан специальной комиссией во главе с замом главы президентской администрации Дмитрием Козаком. Проект нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" уже внесен в Госдуму РФ и, видимо, еще до конца года будет принят. Мы решили узнать мнение главы Ростовского муниципального округа Анатолия Руденко о грядущей перекройке системы местной власти.

 

- Анатолий Константинович, довели ли до мэров суть концепции Козака? Вообще интересовала ли федеральную власть точка зрения глав местного самоуправления? - Официально мэров с этой концепцией никто не знакомил. Я был на совещании в Москве как председатель ассоциации по местному самоуправлению Ярославской области и там познакомился в общих чертах с проектом нового закона о местном самоуправлении. - Это действительно революционный документ? - Президент, как я понимаю, хочет довести структуру вертикали власти до районов. Так, на территории Ростовского округа должно быть создано еще несколько муниципальных образований. А местное самоуправление опущено на низовой уровень, в поселки городского типа и сельсоветы или, если угодно, волости. В Кремле мечтают, чтобы муниципальные округа фактически стали структурой государственной власти, формально оставшись органами местного самоуправления. - Пойдут ли на пользу народу новые реформы? - Если четко разграничить полномочия между уровнями власти, а их исполнение обеспечить финансами, то грядущие преобразования - великое благо. Если 70 процентов бюджетных поступлений будут по-прежнему уходить в федерацию, а вся ответственность за обеспечение жизни людей останется на нас, то, естественно, ничего хорошего из реформы не получится. Концепция Козака неплоха, а как она будет реализовываться - это совсем другой вопрос. - Губернаторам хотят дать право, в случае, если муниципальный округ становится банкротом, освобождать от должности его руководителя. Налицо прямое подчинение местных властей государству. - Это может привести к произволу. Найдите сегодня муниципальный округ, который не является банкротом. Такая ситуация возникла в результате постоянного недофинансирования муниципалитетов, изъятия денег в федеральный бюджет. Люди не могут жить, когда в квартирах холодно, текут крыши. Где же взять деньги на все? Работы выполнены, а у муниципальных бюджетов долги перед подрядчиками... Это и есть банкротство. - Козак обещает наладить финансирование муниципальных образований по новой схеме. Выигрывает ли Ростовский округ от введения подушевого финансирования? - Не думаю. В Ростовском районе в свое время велось очень большое строительство, в агрогородках на центральных усадьбах - дома от 2 до 5 этажей, котельные, теплотрассы, водопроводы, канализация... Это колоссальные затраты на содержание инфраструктуры. И другое дело, когда есть центральные усадьбы с индивидуальными жилыми домами, где топят дровами, за водичкой ходят на колодец, где отсутствует канализация. Это совершенно другие затраты! - А теперь, когда всех выравняют, вы проиграете? - Естественно, если не будет корректирующих коэффициентов с учетом затрат округа на инфраструктуру. - Как сейчас работает местное самоуправление в Ростовском районе? - Сегодня власть на уровне деревни или села - это старосты, которых жители избирают на сходе. А глава территориальной администрации назначается мной на конкурсной основе. То есть все население избирает главу округа, и он назначает своих полномочных представителей, которые руководят территориями. - Сейчас же предлагают еще более приблизить власть к населению. Насколько это реально сделать? - Я думаю, что Госдума РФ примет не все положения законопроекта. Считаю, что незачем устраивать чехарду. Мы снова можем вернуться к митинговщине. Сегодня у нас есть депутаты Думы Ростовского муниципального округа - представители всех территорий, избранные населением прямым тайным голосованием. Они отстаивают интересы своих избирателей при формировании бюджета, отслеживают, как он исполняется. Депутаты видят все проблемы округа, а староста видит только свою. Естественно, эту частную проблему тоже надо учитывать, но она решается сообща, всем миром. Что-то выделяет муниципальный округ, а что-то делается за счет населения. Власть более сконцентрирована, и на сегодняшнем этапе, на мой взгляд, эта модель оптимальна. Ну хорошо, соберем мы еще сельские советы, у которых не будет денег... - Предполагается, что у сельсоветов появится свой бюджет... - Откуда? Это значит, что они должны будут, протянув руку, просить у кого-то эти деньги. Это принципиально неправильный подход. Именно муниципальный округ может оказывать содействие в развитии промышленности, малого бизнеса и сельского хозяйства. Ростов старается сегодня деньги заработать сам. Нужно только выстроить систему заинтересованности районных властей в развитии местной экономики, увеличении доходов своего бюджета. А мэры или старосты волостей неужели сами деньги зарабатывать будут? Они будут только собирать сходы и митинговать по поводу того, что им мало дали. - А тут ему дадут деньги, он сам ими будет распоряжаться... - Никто ничего не даст. Деньги надо заработать, а сделать это в состоянии только весь муниципальный округ. Я считаю, что нужно сохранить структуру власти муниципального округа в том виде, какой она есть сегодня. Разумеется, нужно расширить систему местного самоуправления, но это не значит, что каждый староста должен иметь свой бюджет. - Сейчас в муниципальном округе глава - хозяин, царь и Бог. Как вариант предлагается назначение районным советом на пост главы администрации наемного управляющего. При этом будет и мэр - председатель совета. Не возникнет ли, на ваш взгляд, ситуация двоевластия, как в начале 90-х годов? - Двоевластия не будет. Первым лицом все равно останется глава округа, если он избирается всем населением. - С селом все ясно: группа деревень, имеющих общую численность в 1 тысячу человек, становится самостоятельным муниципальным образованием - волостью или сельсоветом. А что будет с городами: будут делить их на тысячи или оставят единым целым? - Крупные рабочие поселки, где проживают по 2 - 7 тысяч человек - Семибратово, Петровское, Поречье, Ишня, видимо, получат статус городских поселений в составе Ростовского муниципального района. Там будут избираться главы поселков и местные советы. Сейчас, как я уже сказал, главы этих территорий назначаются мной. Избираются только председатели уличных комитетов и старосты домов. - А в самом Ростове Великом, где живут 37 тысяч человек, будет создан муниципалитет со своим самостоятельным горсоветом? - Пока федеральный закон о местном самоуправлении не принят, это не совсем понятно. Можно наплодить столько чиновников, что потом не разберешься, кто кому подчиняется. Но я не думаю, что мы дойдем до деления городов на муниципалитеты, в которых будут жить не более тысячи человек. По большому счету председатели уличных комитетов и старосты жилых домов - и есть представители самоуправления. Одна из целей жилищной реформы - создание в каждом доме товариществ собственников жилья, кондоминиумов. Жители каждого дома выбирают правление, председателя и берут на себя обязательства по ремонту, заключение договоров на коммунальные услуги. На все нужды деньги собираются с жильцов, положенную дотацию дает муниципалитет. Люди действительно переходят к самоуправлению, управляют своим домом на свои деньги и под свою ответственность. В противном случае они собираются, вырабатывают претензию к власти и сообщают ей свои требования. Можно назвать эту систему местным самоуправлением, но фактически по-прежнему все будут решать наверху. Самоуправления как такового просто нет... - Ведь деньги муниципалитетам будет давать область. Но все равно власть станет ближе к людям. Крестьянин может пойти к избранному им главе сельсовета или волости пешком. - Эта власть скажет людям: "У меня нет денег, иди, дорогой мой, дальше". Самоуправление предполагает возможность не только просить деньги, но их зарабатывать. Кондоминиум реален, если жильцы платят все коммунальные платежи на 100 процентов. Складывают в кассу деньги, а правление решает, что в этом году нужно ремонтировать - систему отопления или крышу. - Сколько у вас в Ростове кондоминиумов? - Пока ни одного. Все сопротивляются. - У людей нет денег? - Нет. Даже не в этом дело. Никто не хочет брать на себя ответственность за управление своим домом. Доверяют это бремя муниципалитету... - Если у вас люди отказываются дом свой содержать, о каком самоуправлении можно говорить? - Вот о чем и речь. Так же мечтали о наступлении коммунизма. Я думаю, что все ограничится тем, что на территории муниципального округа появятся 2 или 3 муниципалитета, предположим в поселках Семибратово, Петровское и Ростове, а в них вольются все сельские территории. - Что нужно изменить в проекте закона о местном самоуправлении? - Надеемся, что он будет принят с нашими поправками, которые разрабатываются. В частности, я предлагаю исключить пункт, запрещающий продажу и приватизацию муниципального имущества, иначе на период реформ до 1 января 2005 года мы законсервируем ситуацию. Это вообще нонсенс. У нас в Ростове много памятников в муниципальной собственности, которые надо бы продать на аукционе, чтобы они обрели хозяев и были приведены в порядок. Я не хотел, чтобы мы усложнили структуру власти, утяжелили ее так, что ничего нельзя было решить. Чтобы мы не превратили муниципальные органы власти в митинговые клубы. Главное - не сделать хуже, чем сегодня есть. Нужно разделить полномочия, подкрепив их финансовыми возможностями. Если мы после этого еще в дебри кинемся, устроим повсеместно деление муниципальных округов на муниципалитеты, которые ничего не будут зарабатывать, а будут только требовать и просить, ничего из этого не получится. Я хочу, чтобы никто не питал иллюзий, что после того, как будет проведена реформа, деньги повалятся на муниципальные образования как манна небесная. Их надо будет зарабатывать. Беседовал Сергей КУЛАКОВ.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Кризис власти местного значенияЕдинственное из вновь образованных в ходе административной реформы поселений в области – Константиновское
  • Под крышей ЮНЕСКО В октябре 2002 года парижская штаб-квартира ЮНЕСКО официально уведомила губернатора Ярославской области
  • Заступился за губернатора Председатель совета Ярославской региональной организации ветеранов войны в Афганистане Павел Свечин обратился