среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 11 апреля 2002

Предпринимателей обложили со всех сторон

В конце марта президент Владимир Путин объявил о плане снижения налогов для малого предпринимательства, а 1 апреля на парламентских слушаниях в Госдуме России специалисты Минэкономразвития познакомили представителей регионов с концепцией двух глав Налогового кодекса, которые должны с 2003 года регулировать налогообложение малого бизнеса.

 

Один законопроект касается упрощенной системы налогообложения, второй – единого налога на вмененный доход. Предполагается, как и в настоящее время, что переход на упрощенную систему останется правом предпринимателя, а на «вмененку» малый бизнес будут в обязательном порядке переводить региональные власти. Ярославскую область на слушаниях представляли руководитель регионального движения предпринимателей и налогоплательщиков Александр Майков и депутат областной Думы, председатель фракции «Союза правых сил» Олег Виноградов. Мы попросили Олега Игоревича пояснить, в чем же революционность этих предложений.

– Предложения Минэкономразвития радикально отличаются от тех законов, которые есть сейчас. Для субъектов малого предпринимательства, которые имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, вводятся определенные ограничения: численность работающих – не более 20 человек, оборот не должен превышать 10 млн. рублей в год. Для них предлагается все налоги заменить уплатой единого налога – по ставке 8 процентов с оборота или 20 процентов от чистой прибыли по выбору налогоплательщика. Этот выбор можно будет делать только в течение двух лет. С 2005 года предприниматели станут платить 20 процентов от чистой прибыли. Ее величина будет определяться как валовый доход за вычетом затрат, при этом в затратах будут учитываться полностью все капитальные вложения.

Кроме единого налога субъекты малого предпринимательства будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 14 процентов от зарплаты наемных работников. На сумму страхового взноса в Пенсионный фонд уменьшается сумма единого налога, но не более чем на 50 процентов.

– Упрощенная система налогообложения существует и сейчас. Чем отличается нынешняя система от предложенной Минэкономразвития?

– В рамках упрощенной системы налогообложения действовали два разных налоговых режима. Минэкономразвития предлагает, объединив их, «посадить» и предпринимателей, и организации на уплату единого налога по одной схеме. Единый налог, заменяющий все налоги, фактически существовал лишь для юридических лиц по ставке 10 процентов от валовой выручки. Для организаций схема налогообложения сохраняется, но ставка налога снижается до 8 процентов, а для предпринимателей, которые добровольно перешли на уплату налогов по упрощенной системе, ситуация более сложная.

Индивидуальные предприниматели покупали патент, заменяющий только подоходный налог. Кроме того, предприниматели уплачивали единый социальный налог по регрессивной шкале от 22,6 процента до 2 процентов с чистого дохода. Таким образом, при годовом чистом доходе свыше 200 тыс. рублей уплачивать новый единый налог невыгодно. В основном сейчас на «упрощенке» находятся индивидуальные предприниматели, и для них это серьезное увеличение налогового бремени. Однако для тех предпринимателей, которые уплачивают еще налог с продаж или НДС, введение единого налога даст снижение налоговых платежей.

– А что ждет бизнесменов, которые платят единый налог на вмененный доход?

– В 2003 году на вмененном налоге смогут остаться не все налогоплательщики. Так, в торговле и общественном питании площадь залов ограничивается 70 кв. метрами. С 2003 года плательщики единого налога на вмененный доход не будут платить единый социальный налог. Они будут отдавать 14 процентов за работников в Пенсионный фонд, и эти суммы будут учитываться в счет уплаты единого налога на вмененный доход. Кроме того, принципиально меняется подход к установлению ставок базовой доходности. Минэкономразвития предлагает федеральным законом утвердить ставки базовой доходности по всем видам деятельности, которые будут переведены на «вмененку». Например, для розничной стационарной торговли базовую доходность предлагается сделать равной 1 тысяче рублей с квадратного метра. Сейчас в Ярославской области она 9 – 10 тысяч рублей, то есть в десять раз выше.

При этом тысяча рублей – это базовая доходность в центре Москвы. А для других регионов базовая доходность будет уменьшаться пропорционально кадастровой стоимости земли. Насколько меньше стоит земля в Ярославле по сравнению с Москвой, настолько ниже будет базовая доходность и, следовательно, вмененный налог. Чиновники Минэкономразвития признают, что это заведомо заниженная доходность. Они говорят, что хотят создать для развития малого бизнеса максимально благоприятные условия, установив чисто символический единый налог. Подчиненные Германа Грефа не рассматривают малое предпринимательство как источник пополнения бюджета. Но в этом есть опасность. Решать судьбу вмененного налога будут региональные власти, губернаторы и областные думы, которые вправе вводить этот налог для определенных видов предпринимательской деятельности или не вводить.

Получается парадоксальная ситуация. Федеральные власти устанавливают единые низкие ставки базовой доходности, чтобы субъекты Федерации их не завышали. А с другой стороны, дают регионам право не вводить «вмененку».

На рынках кто не платил, тот так и не будет платить ни копейки. А магазины, кафе и столовые, имеющие кассовые аппараты, попадут на общую систему налогообложения. Это значительно ухудшит их положение. Сейчас малые предприятия, находящиеся на «вмененке», платят достаточно высокий вмененный налог, но зато не занимаются учетом затрат. Если вмененного налога не будет, они либо перейдут на общую систему налогообложения, где надо платить НДС, налог с продаж, налог на прибыль, либо перейдут на упрощенную систему, где все равно нужно вести учет затрат. Это очень плохо.

– Выходит, что чиновники подготовили не налоговую революцию, а форменную контрреволюцию?

– Правительство действительно хочет пойти навстречу предпринимателям относительно вмененного налога. Оно признает, что регионы завысили ставки вмененного налога, и собирается защитить предпринимателя, устанавливая ставки на федеральном уровне. Однако правительство не доходит до логического конца. Если субъект РФ не устанавливает ставки, зачем ему делегировать право вводить или не вводить «вмененку»?

Я считаю, что необходимо скорректировать ставки базовой доходности, иначе местные и региональные бюджеты потеряют огромные деньги. Базовую доходность установить на уровне не ниже 5 тыс. рублей за квадратный метр. Во-вторых, нужно вводить вмененный налог по всей стране, а не отдавать это дело на откуп регионам. В-третьих, нужно увеличить минимум в 2 раза максимальную площадь в торговле и общественном питании, переводимую на вмененный налог. Эти три принципиальных момента мы предложим через фракцию СПС в Госдуме РФ или через Торгово-промышленную палату. 15 апреля я буду участвовать в конференции в Москве, которую проводят правительство и Торгово-промышленная палата, и мы обсудим этот вопрос с ведомством Грефа. Если правительственные чиновники искренне хотят помочь предпринимателям, то они должны откликнуться на наши предложения. Если мы сумеем это сделать, то для предпринимателей, находящихся на «вмененке», это будет серьезное улучшение.

– Разработанные Грефом законопроекты с 2003 года освобождают от единого соцналога предпринимателей, переведенных на «вмененку». А будет ли в этом году отменен соцналог, распространенный законом от 31 декабря 2001 года на плательщиков «вмененки»?

– Я задал этот вопрос заместителю Грефа и замминистра финансов Шаталову. Представители правительства уклонились от прямого ответа, хотя в принципе они не против этого. В Госдуму РФ рядом депутатов внесен законопроект об отмене ЕСН в этом году. Но какое решение будет принято Правительством РФ, неизвестно. Общая дискуссия на парламентских слушаниях показала, что было бы нелогично для правительства

с 2003 года отменить ЕСН, а в

2002-м его оставить, да еще по максимальным ставкам – 35,6 и 22,8 процента. Есть еще один путь для правительства – потянуть резину. Мы опасаемся, что так и выйдет.

– Может, не стоит ждать милостей от чиновников, следует просто подать в суд?

– Я как адвокат подготовил жалобу в Конституционный суд РФ от имени частного предпринимателя, который после введения ЕСН для малого бизнеса был вынужден прекратить предпринимательскую деятельность. Налоговое бремя превысило все возможные доходы от его бизнеса. Мы просим высшую судебную инстанцию страны признать закон от 31 декабря 2001 г. № 198ФЗ, обязавший плательщиков «вмененки» платить еще и соцналог, не соответствующим Конституции РФ. Конституционный суд принял заявление к рассмотрению, но дата заседания суда пока не назначена.

Я считаю, что федеральный закон, вводящий одновременно два единых налога на один и тот же объект налогообложения – доход предпринимателя, неконституционен. Согласно статье 57 Конституции законными могут считаться налоги, введенные в соответствии с общими принципами налогообложения, указанными в Налоговом кодексе. А он не допускает двойного налогообложения на один и тот же объект.

Кроме того, оспариваемый нами закон дискриминирует частных предпринимателей. Если организации уплачивают ЕСН только с выплат своим работникам, то предприниматель обязан платить соцналог как на зарплату работников, так и на свой доход. Наконец, опубликованный 31 декабря 2001 года закон не мог быть введен в действие на следующий день. Согласно статье 5 Налогового кодекса это должно быть сделано не ранее чем через месяц после его публикации и с начала нового налогового периода. Таким образом, и порядок введения в действие закона, ущемляющего права малого бизнеса, не соответствует Конституции России. А потому я надеюсь, что Конституционный суд РФ отменит этот закон.

Беседовал Сергей КУЛАКОВ.

Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
  • 14.11.2012 Налоги пополнят казну На внеочередном заседании муниципалитета Ярославля депутаты приняли новые ставки налога на имущество физических лиц, которые будут действовать со следующего года.
  • 25.11.2010 Три источника 25-е по счёту заседание действующего муниципалитета города Ярославля было посвящено доходным источникам областного центра в 2011 году. Но можно сформулировать
  • 30.10.2010 Депутаты готовятся принять бюджет Заседание муниципального совета Рыбинска, прошедшее 27 октября, глава города Юрий Ласточкин назвал подготовительным к принятию бюджета. Были рассмотрены
  • 06.11.2008 Земля подорожаетПОШЕХОНЬЕ. Муниципальный совет городского поселения Пошехонье принял решение об увеличении земельного налога в городском поселении на 2009 год. Установлена
  • 05.05.2008 Машина – больное местоЧтобы выбить задолженности из любителей не платить налоги, судебные приставы Ярославского районного отдела ФССП часто наносят удар по самому уязвимому
  • 07.10.2005 Для села «вмененку» снизилиРешением Рыбинского совета депутатов на территории города и района введены новые ставки начисления единого налога на вмененный доход, 90 процентов которого
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают