четверг 24

Тема дня
Открыт новый информационно-образовательный портал ЯРКИПЕДИЯ

21 ноября в сети Интернет начал работать новый информационно-образовательный портал по истории Ярославской области - «ЯРКИПЕДИЯ», на котором представлена самая разнообразная информация о событиях ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии






Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 06 ноября 2004

Любая революция – это болезнь общества

У завтрашнего праздника согласия и примирения, к которому так по-разному относятся наши читатели (смотри материал на первой странице), прямо скажем, незавидная родословная, и никуда от этого не деться. Именно в этот день 87 лет назад вооруженное восстание в Петрограде закончилось взятием Зимнего дворца и арестом Временного правительства – к власти в России пришли большевики.

 

С некоторых пор вспоминать об этом в приличном обществе считается дурным тоном, как бы ни предостерегал в своих книгах о реальной опасности необольшевизма, например, наш земляк Александр Николаевич Яковлев. Непонятно, чего ждут музеи: в последние годы все экспозиции советской истории в Ярославле и области были разобраны как «устаревшие». Чуть ли не единственной иллюстрацией трагической «революционной темы» остается бутафорский макет солженицынского «красного колеса» в музее истории Ярославля.

– Того и гляди, Владимир Павлович, совсем забудем, что стряслось с Россией-матушкой в семнадцатом году, – попробовали мы по старой дружбе в шутку слегка поддеть своего собеседника, заведующего кафедрой новейшей отечественной истории ЯрГУ имени П. Г. Демидова, доктора наук, профессора Владимира ФЕДЮКА.

– Забыть не позволим, – в тон нам ответил профессор. – Хотя бы потому, что это часть нашей истории. Так называемый «советский период» у нас студенты изучают целый год. Правда, взгляды и оценки еще не устоялись, появляются новые акценты. Большинство ученых согласны с тем, что «октябрь» не надо разделять с «февралем». Если сразу сказать о главном, то весь 1917 год был царством хама с кулаком наизготовку.

– Помнится, после августа 1991 года мы с вами обсуждали вопрос: бывают ли «бархатные» революции? Вы ответили прямо: таковых не бывает, потому что любая революция, в отличие от реформ, прежде всего разрушает, в том числе и личность человека. Вы сие подтверждаете?

– Еще бы не подтвердить. «Великий и бескровный» февраль – не более чем красивая выдумка из тех времен, когда мы искали выгодные исторические аналогии с перестройкой, поднимая на щит «светлый праздник» февраля в пику жестокостям большевистского заговора. Оказалось, не по заслугам хвалили: на Марсовом поле в Питере похоронено около тысячи трехсот жертв «великой и бескровной».

– А как было в Ярославле?

– Встала голодная страна, измученная военной разрухой. Народ вышел на улицу с теми же лозунгами, что и в Петрограде: «Хлеба!», «Мира!», «Земли!», «Долой самодержавие!» Отречение от престола царя Николая Романова и здесь было принято на ура. Из каторжной тюрьмы в Коровниках выпустили политзаключенных. Смена власти происходила на редкость спокойно. Последний ярославский губернатор князь Оболенский добровольно сдал полномочия комитету общественной безопасности. Спокойствия, правда, хватило ненадолго. На власть кроме комитета претендовал созданный в марте Совет рабочих депутатов. Наступила пора безвластия. А ведь с политическими на волю вышли и уголовники. В городе было полно дезертиров, ворья. Как пыль на ветру, поднялось дно общества. А стихия всегда чревата агрессией.

– О семнадцатом годе как о царстве хама вы так откровенно и студентам говорите? А как же насчет того, что науке надлежит быть беспристрастной?

– Наука стремится смотреть на минувшее как бы с высоты птичьего полета, «добру и злу внимая равнодушно». История – да, но не историки. Они-то ведь живые люди, граждане своей страны, отрешиться от морали чаще всего не в их силах. Как бы я ни стремился избежать оценок, я вольно или невольно их все равно даю, просто потому, что имею соб-ственное отношение к фактам и событиям. Попытался глубже вникнуть в повседневную жизнь того переломного года. Как и повсюду, в Ярославле появилась тогда мода на военную униформу. Не только потому, что продавалась она всюду и стоила дешево. Речь идет о своеобразной социальной мимикрии: обыватель маскируется под «человека с ружьем», нового хозяина всего и вся. Нет закона, есть сила. Те, кто при нормальной жизни бранного слова сторонился на пушечный выстрел, после «освобождения» матерился, как сапожник: с волками жить – по-волчьи выть. Или такая, казалось бы, сугубо бытовая частность. В семнадцатом году в Ярославле ассенизаторы под шумок перестали, как должно, выполнять свои служебные обязанности. Сваливали нечистоты куда попало, прямо в центре города. Революции было не до этого, а полицейские, кто штрафовал бы за такие вольности, уже ушли в историю.

– Чем грозит опасное перерождение человеческой природы, видели и Короленко, и Бунин, и Горький. В открытую писали об этом. Напомним читателям: в 1920 году Короленко в письмах Луначарскому, на три четверти века положенных потом в спецхран, говорил, что по благодатным природным задаткам русский народ заслуживает любви и уважения, но жестокость революционных властей там, где нравы, как у нас, нетверды и расхристранны, грозит большими бедами. Не услышали те голоса?

– Не услышали. Даже Горького. Он-то своими опубликованными в газете «Несвоевременными мыслями» напрямую призывал революцию к отрез-влению.

– Неужели, Владимир Павлович, как нас в школе учили, все это было для России «исторической неизбежностью»?

– Представим себе, человек заболел, так уж вышло. Это что, было его горячим желанием? Вправе ли мы говорить, что болезнь его неизбежна или необходима? Революция – болезнь общества, и лучше было бы ее избежать. Но все свелось к тому, что избежать ее оказалось невозможным. Уверен, дело не в личностях, не в Ленине, Сталине и иже с ними. Не найти такого момента, нет его в природе, когда кому-то стоило поступить иначе – и революция не произошла бы. Не существует той замочной скважины, в которой можно было бы повернуть ключ и войти в другую дверь.

– Какой вывод, понятный любому читателю, вы бы сделали, заканчивая нашу встречу?

– Может быть, такой? Скажу честно: мне не нравится революция, хотя я всю жизнь и занимаюсь историей революций. Не люблю грязь, беспорядок, кулаки, когда их пускают в ход во имя якобы высоких идей. Хама не люблю. И когда пьют пиво на улицах. Так что поддерживаю решение Госдумы о запрете этого под угрозой штрафа.

– Как вы собираетесь отмечать День согласия и примирения?

– Принимать гостей и ставить на стол водку не намерен. Хотя кто же будет недоволен лишним выходным? Общественным согласием априори дорожу, но не думаю, что День согласия и примирения выбран «в точку». Понимаете, это как если бы во Франции объявили день казни Людовика XVI днем протеста против насилия. Лучше бы 7 ноября оставили годовщиной революции, так было бы честнее. А для праздника примирения поискали бы другой, более подходящий день календаря.

//Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН.

Читайте также
  • 07.11.2012 Предчувствие Красной эпохи В перестроечные и постперестроечные годы на волне ниспровержения всего советского возникло немало упрощённых, подчас мифологического характера суждений
  • 09.02.2012 О чистоте выборов и грязных технологиях Прожитые годы оставляют следы не только на лице, они дают возможность трезво оценивать происходящее. Отцы и деды тех, кому сейчас 30 или около того, помнят,
  • 13.12.2011 Ждём перемен, но не хотим революций! В минувшие выходные ярославцы поддержали всероссийскую акцию «За честные выборы!». На площади Юности собрались порядка восьмисот человек, что
  • 26.07.2011 Теория марксизма – это утопия Думаю, нельзя говорить о «десталинизации», предварительно ничего не сказав о... «демарксизации» и «деленинизации».
  • 06.11.2004 Дорогие ярославцы! Сердечно поздравляем вас с Днем согласия и примирения!
  • 06.11.2003 Уважаемые ярославцы! Мы отмечаем государственный праздник – День согласия и примирения, 86-ю годовщину Октябрьской революции. У каждого россиянина свое отношение к этой дате,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Как будет развиваться областьВ Ярославле в центре современного искусства «Арс-Форум» открылись публичные слушания по обсуждению схемы
  • Проклятие вождя Война в Ираке и ежедневные проклятия, посылаемые Джорджу Бушу из Багдада, сейчас заставляют многих вспомнить
  • Энергетический проект XXI века В городе Комсомольске Ивановской области в четверг началось строительство современной теплоэлектростанции