среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 10 декабря 2004

Лукавая справедливость

«Беззаконие за каждым углом» – так называлась публикация «Северного края» о первых итогах начатой с конца 90-х годов московской Хельсинкской группой общенациональной акции «Мониторинг прав человека в России». В той акции независимых правозащитников в качестве эксперта участвовал и политолог, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, председатель ОО «Гражданин» Владимир БОРИСОВ. Перед Днем защиты прав человека с ним вновь встретился корреспондент «Северного края».

 

– Перемены к лучшему, Владимир Александрович, в нашей области есть?

– Как говорят в народе, этих перемен кот наплакал.

– Вот и мы – про то тихое беззаконие, о каком простые смертные на кухнях и в курилках судачат. Но может быть, народ зря грешит на нашу заботливую власть?

– Когда в ход идет такое сильное слово, как «беззаконие», люди под законом понимают все-таки справедливость. И они, думаю, недалеки от истины. Все возвращается на круги своя, и мы по примеру наших дальних предков хотим считать законным то, что справедливо и облечено в форму закона.

– Разве не всегда так было?

– На памяти у нашего поколения хотя бы расстрельная статья в советском законодательстве о «трех колосках». Ни о какой справедливости там речь не шла. Сегодня же, когда люди считают, что у нас что-то «незаконно», они по наитию подразумевают отсутствие справедливости.

– Не правда ли, их можно в этом понять?

– И можно, и нужно. Вот простой пример: оплата коммунальных услуг. Они продолжают дорожать. А политики привычно гонят волну: дескать, тут еще цветочки, а будут и ягодки, когда с нас начнут брать все сто процентов затрат на коммуналку. Но ведь не надо быть аналитиком, дабы видеть, что зарплата, если и растет, то куда медленней тарифов.

Приведу еще пример, пусть и не очень характерный, зато показательный. Воспитание собственного ребенка дает у нас семье льготу – по-моему, что-то около сотни рублей на душу. А если берете на воспитание чужого, то выплата вам причитается в размере прожиточного минимума, а это уже две с половиной – три тысячи рублей. Невольно возникают странные мысли, что воспитывать чужого ребенка для государства и общества важнее, чем своего собственного. Абсурд, да и только.

– Со времен «Кавказской пленницы» каждый ребенок знает, что суд у нас самый гуманный в мире. Способен разрешить по закону и справедливости любую самую сложную ситуацию.

– Ах, если бы действительно было так. Предположим, у соседа сверху прорвало трубы, вашу квартиру залило. Мебель погибла, стены в жутких разводах. Восстановить справедливость вы можете, понятно, только по суду. Заплатить вам должен проштрафившийся сосед. Допустим, потерпевший насчитал ущерба на сумму в двести тысяч рублей, и чтобы подать иск, по закону требуется заплатить десять процентов от этой суммы. Если на книжке у него ничего нет, то где, спрашивается, он деньги возьмет. Ну или вас прилюдно оскорбили и вы хотите восстановить свое честное имя. Свой моральный ущерб оценили вы, допустим, в пятьдесят тысяч рублей.

– Только-то?

– Пусть дороже оценили. Я к тому, что за подачу иска опять-таки нужно платить – при нашем раскладе сумму, примерно вдвое большую, чем официально установленный прожиточный минимум. Вот вам и простая школьная задачка. Сколько человек вынуждены будут в такой ситуации махнуть рукой на подобные высокие материи, как честь и достоинство, если дотягивают до этого минимума заработки лишь четверых из пяти жителей Ярославской области?

– С прожиточным минимумом, кажется, тоже не все так просто.

– Существует несколько методик его расчета. Ученый у себя в кабинете что-то вычислил, законодатель результаты утвердил. А не учли они, не знаю, по какой причине, самого главного – жилья. Лукавство государства в данном случае я усматриваю в том, что оно «не замечает» очевидного: ведь от рождения не у каждого есть свое жилье.

– Да и позже человек по воле обстоятельств может оказаться на улице...

– И это не обязательно выбитые из колеи бомжи. Много молодых людей уходят от родителей, потому что хотят пожить, что называется, «в отвязке» – завести семью, начать карьеру и так далее. Так вот для них прожиточный минимум должен быть примерно вдвое больше, чем у остальных. Ему ведь надо платить за снимаемое жилье.

– А могу ли я, Владимир Александрович, будучи рядовым налогоплательщиком, поинтересоваться, как там в «Белом доме» решают, на что потратить мои небогатые, но честно заработанные рубли?

– Конечно, поинтересоваться можете. Правда, лично я даже и предположить не берусь, какой отклик найдет подобная любознательность. А если серьезно, то ответ на ваш вопрос не будет простым.

– А именно?

– Когда исполнительная власть определит, на что направить бюджетные расходы, то эту ее заботу я назвал бы наиболее прозрачной – такую информацию любая газета печатает. Но чтобы сквозь это «стекло» что-то рассмотреть по существу, нужен хорошо отлаженный глаз.

– У представительной власти в наших краях такой «глаз» имеется?

– Ее зоркость – да, понемногу возрастает. Другой вопрос, хочет ли она, точнее, всегда ли хочет собственной возрастающей зоркостью на благо людей пользоваться. Открытость власти я бы связывал со степенью зрелости общества в целом. Если оно в полном смысле гражданское, то есть независимое от властей, то имеет все необходимое и достаточное, чтобы самые широкие круги населения знали, что делает власть.

– И последний вопрос, Владимир Александрович: как у нас в области защищены права детей?

– Если говорить об органах опеки и попечения, то здесь вроде бы все в порядке. Но есть брошенные дети – те, кто либо сам ушел из семьи, либо от них отказались родители, при том, что лишение их родительских прав юридически не зафиксировано. Как им живется? Мы все перед ними в долгу. Но это, думаю, большая тема для другого разговора.

//Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН.

Читайте также
  • 29.12.2012 В защиту маленькихВ районах Ярославской области начинают работу дет­ские омбудсмены – специалисты по защите прав несовершеннолетних, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • 07.12.2012 Узнать всё о правах ребёнка «Дети без прав – Россия без будущего» – «круглый стол» под таким названием состоялся в Ярославской детской библиотеке-филиале № 4.
  • 04.12.2012 Юрист – социально ответственная профессия 3 декабря в стране отмечался День юриста. Учреждение этого праздника указом Президента Российской Федерации, безусловно, способствовало дальнейшей консолидации
  • 01.11.2012 Прожиточный минимум вырос, но ненамного 30 октября областная Дума утвердила новый прожиточный минимум для пенсионеров Ярославской области на 2013 год.  
  • 09.10.2012 За езду в пьяном виде отберут автомобиль Штрафы за нарушения Правил дорожного движения вырастут в разы. А возвращение промилле остаётся под вопросом.Такое решение было принято на совещании
  • 12.09.2012 И в глубинке свой уполномоченный В Большом Селе, как и во всех других районных центрах области, приступила к своим обязанностям помощник уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают