четверг 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 11 апреля 2009

Двигатели «Сатурна» испытывают в небе и на земле

Программа создания нового двигателя SaM146 выходит на финишную прямую. Стартовала она в апреле 2003 года, когда двигатель SaM146 был признан лучшим в тендере ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», и было решено, что именно нашими, рыбинскими двигателями будут оснащены самолёты нового поколения SSJ100 (Sukhoi SuperJet100, «Сухой СуперДжет100»). И началась рассчитанная на годы серьёзнейшая работа.

автор Евгений АВЕНИР.

 

На днях в Рыбинске в НПО «Сатурн» прошёл пресс-тур. Есть ли необходимость вновь сообщать о планомерной реализации успешного проекта, собирать журналистов? Есть. Потому, что за суховатыми рапортами об очередных технических испытаниях стоят вопросы общенационального значения.
Очередной этап воплощения в жизнь программы SaM146 вызвал буквально взрыв интереса - только московских журналистов в Рыбинск приехали человек тридцать. Вместе с мест­ными, ярославскими и рыбин­скими, получилась целая толпа, шумная и любопытная.
Гостям показали цеха российско-французского предприятия «ВолгАэро», закрытые и полевые испытательные стенды, промплощадки. Технический директор - генеральный конструктор НПО «Сатурн» Михаил Кузменко и начальник испытательного комплекса Роман Любимов отвечали на вопросы, не переводя дух ни на минуту, но самый предметный и острый разговор состоялся на заключительном брифинге. Генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин подвёл черту: сертификационные испытания двигателя SaM146 идут успешно и будут завершены в четвёртом квартале этого года.
Специалисты убеждены, что наш двигатель (а значит, и самолёт SSJ100) - современная, надёжная и безопасная система, которая имеет полное право на равных конкурировать как на внутреннем, так и на мировом рынках с любыми, самыми известными и «раскрученными» двигателями и самолётами.
После многоэтапных испытаний 1 апреля два новых региональных самолёта «Сухой СуперДжет100» с двигателями SaM146 разработки и производства ОАО «НПО «Сатурн» и французской компании Snecma успешно завершили перелёт через всю страну, из Комсомольска-на-Амуре в подмосковный Жуковский. Техническое и бороскопическое обследование двигателей сразу после долгого и трудного перелёта показало - всё в порядке. Однако и после оставляющего впечатление на всю жизнь посещения суперсовременных цехов «ВолгАэро», испытательных стендов НПО «Сатурн» у представителей прессы осталось немало вопросов к генеральному директору НПО «Сатурн». Ответы Юрия Ласточкина предельно ясно показали всю важность проекта SaM146 как общенациональной задачи и укрепили уверенность в том, что НПО «Сатурн» при финансовой господдержке эту задачу решить в состоянии.
О перспективности проекта создания самолёта нового поколения Sukhoi SuperJet 100 с двигателем SaM146 лучше всего говорит жгучий интерес стран-конкурентов к подобным разработкам. Япония спешно готовит проект MitsubishiJet, Китай работает над проектом AirJet. Не станет ли конкуренция с «азиатскими тиграми» слишком жестокой для русского «Сухого»?
Юрий Ласточкин пояснил, что японский проект отстаёт лет на пять и пока не представляет угрозы, а вот с Китаем дела обстоят чуть сложнее.
«Сухой СуперДжет100» опережает проект AirJet на год. К тому же, по словам Юрия Ласточкина, за AirJet «стоит вся мощь Китая, а в этом государ­стве особая промышленная политика». Китайцы построили специально под проект целый современный завод с собственной испытательной базой вплоть до новой взлётной полосы. Но главный «китайский плюс» не в этом. Качество продукции ОАО «Сатурн» признано во всём мире, в том числе и в КНР, традиционно закупающей рыбинские двигатели по линии Рособорон­экспорта. Основной козырь китайцев в игре за авиационный рынок в том, что проект AirJet ещё не закончен, а уже есть твёрдый план закупки трёхсот(!) самолётов с новыми двигателями для внутренних китайских линий.
- Год пройдёт быстро, - уточняет ситуацию генеральный директор ОАО «Сатурн». - А найти покупателей для трёхсот «бортов» не так просто. И поэтому Китай - это равноправный конкурент, которого нельзя недооценивать. Проекты создания современных самолётов стоят дорого. И государственная поддержка нужна серьёзная. Вдумайтесь: чтобы получить международный сертификат на новый двигатель, одного керосина нужно сжечь семь тысяч тонн, целый состав! И мы, и наши французские партнёры, участвующие в проекте с долей пятьдесят на пятьдесят, работаем в условиях мирового финансового кризиса. В этих условиях НПО «Сатурн» надеется на получение 10 миллиардов рублей кредитов под государственные гарантии, рефинансирование восемнадцати миллиардов ранее задействованных средств, субсидирование государством процентных ставок, на что потребуется ещё около полутора миллиардов. И ещё восемь миллиардов нужно для увеличения уставного капитала. В условиях современной конкуренции мы не можем позволить себе замедление темпов развития. Если наши надежды на помощь государства в таких объёмах сбудутся - коммерческий успех проекта SaM146 не вызывает сомнений. Хотя рынок авиационных перевозок и сократился из-за кризиса, но драматизировать ситуацию не следует. Уже ушёл в прошлое
Ту-134, уход Ту-154 - это вопрос ближайшего времени, и в этой ситуации «Сухой Супер­Джет100» без преувеличения имеет все шансы выйти на первые позиции.
Есть ещё один важнейший момент в сегодняшней работе НПО «Сатурн»: несмотря на все объективные финансовые сложности, социальные последствия кризиса руководство предприятия свело к минимуму. Слухи о сокращении четырёх тысяч рабочих не имеют под собой основания. Несколько сотен человек действительно «сокращено», но с начала года уже принято на работу триста человек, а до конца года будет обучено и принято ещё восемьсот высококвалифицированных рабочих. Это называется уже не «сокращение», а «оптимизация производства» и придаёт дополнительный вес и особую значимость проекту SaM146.
Через финансовые проблемы, внесённые кризисом, проект SaM146 уверенно движется к успеху на российском и мировом рынках. С технической точки зрения всё идёт отлично. Сертификационные испытания на заброс льда показали, что двигатель сделан на «отлично».
Для не сведущих в авиационной технике поясним: в работающий SaM146 на стенде была заброшена плитка льда размерами 305/60/ 20 миллиметров. Российско-француз­ский мотор показал, что выдерживает такое испытание. Чтобы уточнить степень его сложности, достаточно сказать, что правила требуют вторичного попадания плитки льда в одну и ту же лопасть вентилятора, вращающегося со скоростью шесть тысяч оборотов в секунду! Логично надеяться, что если уж SaM146 «русский лёд» выдержал, то не подкачает и при забросе 400 тысяч градин, и при проверке (уже не первой) на попадание в вентилятор крупной птицы.
Так что совсем скоро будет у российской державы новый самолёт с новыми двигателями. Современный, способный соперничать с мировыми грандами авиапрома и на россий­ском, и на международном рынках. Разумеется, при грамотной государственной промышленной политике.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают