среда 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 27 апреля 2010

Кризис изгоняет нерешительность

Экономика Ярославской области особенно остро ощутила влияние кризиса. Виной тому – полувековой перекос структуры промышленности в сторону машиностроительного сектора, больше всего пострадавшего от падения спроса, и недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. Исправление этого и многих других перекосов – часть инструментов экономической политики, которой наш регион будет придерживаться в ближайшие годы. Об этом на заседании комиссии по вопросам экономики общественной палаты Ярославской области рассказал заместитель губернатора Игорь Елфимов.

автор Сергей ЛАПИН

 

БЫК С ПРИВЫЧКАМИ МЕДВЕДЯ
Итоги первого квартала этого года с некоторой натяжкой можно назвать оптимистичными – промышленность почти вышла на уровень 2009 года, планируется рост по многим предприятиям, но докризисные показатели по-прежнему недосягаемы. За прошлый год (год Быка, по поверьям биржевиков, в отличие от медвежьего должен быть особенно подъёмным) она сократилась на 20 процентов, особенно пострадали производство химической продукции – на четверть, электрооборудования и оптики – на 29 процентов, транспортных средств и оборудования – почти наполовину.
По словам заместителя губернатора Игоря Елфимова, причина этого в не очень хорошей сбалансированности экономики области: упор сделан на обрабатывающие отрасли – машиностроение, химическую промышленность, наиболее пострадавшие в ходе кризиса, это крупные предприятия, где падение также было более заметно. Дело усугубляется и тем, что наше машиностроение, а оно даёт пятую часть валового регионального продукта и почти целиком ориентировано на автомобилестроителей, находится в середине цепочки образования товара – оно зажато между производителями сырья и ресурсов и конечными потребителями – автопромом. И это также наиболее страдающий сегмент: отрасль «просела» в разы.
Как следствие – регион получил целый букет проблем: неплатежеспособность предприятий, массовое высвобождение работников (в машиностроении – на четверть), долги по зарплате, давно забытые угрозы отключения потребителей от источников энергоснабжения, риски банкротства системообразующих заводов и фабрик и сокращение доходной части бюджетов всех уровней.
Задачей правительства стало сохранение экономического потенциала региона, выполнение социальных обязательств и поддержка бесперебойной работы институтов жизнеобеспечения. Как сказал Игорь Елфимов, со многими из системообразующих предприятий работа велась в ручном режиме, власти стали помогать с получением госзаказов, с участием в федеральных программах, содей­ствовать в предоставлении и реструктуризации кредитов, реструктуризации задолженности, погашении зарплаты, урегулировании отношений с энергоснабжающими организациями. И даже в таких годами не решаемых вопросах, как отношения между собственниками, акционерами и менеджментом.
ОВРАГ ИЛИ ТРАМПЛИН?
– Кризис только подчеркнул нарастающие проблемы, которые существовали, он их обострил и обнажил, заставил работать в более интенсивном режиме. Вместе с проблемами появилась возможность модернизации и диверсификации экономики. Была выработана система антикризисных мер, хотя основные её принципы были определены в докризисное время, – отметил заместитель главы региона.
Далее он перечислил главные инструменты экономической политики, которой регион будет придерживаться. Это создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов и инвестиций, причём не только внешних, но и внутренних. Инвестиции – это всегда создание новых производств и рабочих мест. Для их прихода в область остро необходимы готовые производственные площадки. И задача на ближайшие годы – создание индустриальных парков и зон, которые могли бы привлечь инвесторов как удобные, безопасные, быстрые для освоения. Это серьёзные вложения в инфраструктуру, но банки и инвесторы риски новых площадок оценивают как высокие, поэтому задача не из простейших.
Часть местных предприятий снизили инвестиционную активность, но многие продолжили. Моторный завод, например, разморозил производство 530-го двигателя, в марте получил кредит, начал наём персонала.
Помочь с приходом инвесторов могла бы сдача в аренду крупными предприятиями части своих простаивающих территорий и недозагруженных мощностей. Но они не идут на такие шаги, хотя и страдают от недозагрузки, – боятся конкуренции.
Второй шаг – развитие кластеров, о чём в последнее время много говорилось, например, создание предприятий фармацевтического сектора. Главное в кластере то, что предприятия объединяют свои усилия, чтобы продукт, который они создают, обходился максимально дёшево, а значит, стал максимально конкурентоспособным на рынке. Они объединяются в закупочные пулы, так им дешевле закупать сырьё и ресурсы, даже электроэнергию, газ. Поддерж­ка федерации и области в этом будет обеспечена.
Третий инструмент – работа с монополиями, отстаивание минимальных тарифов, хотя регион в этом ограничен – регуляторы находятся на федеральном уровне. В январе этого года области удалось договориться с энергетиками о том, чтобы предприятия платили за электричество, тепло и газ не в начале месяца, а в конце, это сильно поддержало производителей.
Но со следующего года энергия будет продаваться по свободным ценам. Снизить стоимость ресурсов поможет энергосбережение – отапливать электричеством, например, теперь убыточно. Переход на энергосберегающие технологии также поддерживается регионом и страной.
Другой способ – развитие когенерации. Наша область энергодефицитна, более половины электроэнергии завозится, поэтому нужно создать цент­ры малой энергетики – когенерационные комплексы, которые вырабатывают не только электричество, но и тепло (сейчас оно выбрасывается в воздух). Если предприятия совместно построят такие установки, экономия тепла составит сотни процентов – гигакалория будет стоить не 10 тысяч, а 500 рублей, электричества – десятки процентов.
Плюсы и в том, что такие установки мы можем производить в своём регионе.
Ещё один выход – не переплачивать за энергию, а платить за фактическое потребление, то есть ставить приборы учёта.
Четвёртый выход – развитие внутренней кооперации. Максимально закупать комплектующие здесь, у наших производителей. Огромное поле работы – освоение заказов железной дороги, которая ежегодно потребляет продукции и услуг на 7 – 8 миллиардов рублей.
Следующий путь – развитие системы управления знаниями. Она нужна заводам, чтобы повысить производительность труда, которая у нас в 8 – 10 раз ниже, чем на Западе. Эффективным в таких условиях быть нель­зя. Игорь Елфимов рассказал, как один производственник с недоверием отнёсся к оптимизации системы управления производством – мол, в советское время всё максимально было упрощено. Но переход сократил себестоимость в полтора раза, освободил треть территории цеха и увеличил объёмы выпуска продукции.
Шестой шаг – новый. Это работа с инновациями. Будет создан консультационный орган, состоящий из научных кругов, инженерного корпуса, предприятий. Он проведёт ревизию существующих коллективов вузов, лабораторий, идей, разработок с точки зрения их инновационности. Цель – довести идеи до разработок и коммерческих продуктов, чтобы число Королёвых подтянулось к числу Кулибиных. В области инновационности регион сделал шаг вперёд: в Рыбинске открыто производство режущего инструмента с нанопокрытием.
Другая тема, вечная: развитие малого и среднего бизнеса. Он у нас пока слабо развит и страдает от кризиса. Например, работавшие с моторным заводом в Тутаеве «малыши» с наступлением кризиса недополучили заказов, предприятие само решило себя обслуживать. Поможет малому и среднему бизнесу поддержка региона в снижении административных барьеров, количества согласований, субсидировании про­центных ставок.
Больная тема – развитие моногородов, их в области восемь. Рыночные перспективы предприятий не очень радужные, чаще легче построить новое производство, чем модернизировать существующее. И здесь поможет развитие малого бизнеса, создание индустриальных зон, вынос производ­ства.
Наконец, девятый инструмент – повышение конкуренции и конкурентоспособности заводов и фабрик. Общественная палата, Демидовский университет и ряд департаментов обла­стного правительства разработали программу развития конкуренции.
ЛЕПТА ОБЩЕСТВЕННИКОВ
Со своей стороны комиссия по экономике общественной палаты приняла решение обратиться к депутатам Госдумы и сенаторам, чтобы с их помощью наладить контроль над сырьевыми и энергетическими монополиями, банками, изменить налоговую систему, межбюджетные отношения, чтобы местные и региональные структуры имели стимул для развития экономики.
Ранее в адрес президента было отправлено обращение с просьбой пересмотреть проценты по кредитам для промышленных предприятий – 20 процентов для них просто неподъёмны. «В реальном секторе экономики денег нет, в банковском секторе кредиты труднодоступны, дорогие, невозможно провести перевооружение, нормально функционировать предприятиям», – говорилось в обращении. Однако ответ пришел из Минфина, как сказал председатель комиссии Турсун Ахунов, – сплошная отписка.
– Отсутствие реальных шагов Минфина и Центробанка для изменения ситуации по обеспечению доступными кредитами реального сектора экономики страны вынуждает нас с коллегами из других регионов вновь обратиться по данному вопросу к президенту и премьеру Российской Федерации, – сказал председатель комиссии.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают