суббота 27

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 2

среда, 26 июня 2002

Озеро Неро может остаться без рыбы

Мы уже писали о том, что в наших водоемах стали появляться такие экзотические животные, как мохноногий китайский краб (см. «Северный край» за 29 мая с. г.). В канун Всемирного дня рыболовства мы попросили начальника отдела контроля за биоресурсами «Верхневолжрыбвода» Светлану Орлову подробнее рассказать о том, что же творится в наших водоемах и чего нам ждать от их обитателей.

 

– Светлана Сергеевна, так что же все-таки делается в Рыбинском море? Можно ли ожидать появления на прилавках наших магазинов консервов из мест-ных крабов и местной камбалы?

– Разговоры о крабах в Рыбинском водохранилище я бы назвала, мягко говоря, преувеличением. Мохноногий краб действительно появился в Волге, но гораздо ниже по течению, есть точные данные, что его встречали в живом виде не выше Нижнего Новгорода. О том, что его вылавливали в Рыбинском водохранилище, достоверных сведений вообще нет. А вот камбала в Волге действительно есть. Но говорить о том, что морская рыба завелась в пресной воде, тоже нельзя. Существует несколько видов камбалы – в том числе и пресноводных. Их представителя и выловили в наших местах – что, прямо скажем, тоже очень необычно – до сих пор камбала водилась также много южнее. Но в любом случае до промыслового значения таким экзотическим «пришельцам» еще очень и очень далеко. В отличие от пришельцев менее экзотических – например тюльки (ее часто называют еще «каспийской килькой», что тоже неверно). Эта рыба активно вытесняет из экологической ниши привычного нам снетка, и ее необходимо уже сейчас отлавливать в количестве не менее

140 тонн в год.

Возможности для этого есть: в некоторых районах Рыбинского водохранилища (например, на Пошехонском побережье) тюлька собирается в крупные (до километра длиной) косяки, которые доступны добыче тралами. В других районах, в том числе и возле Брейтова, ее скопления бывают смешанными, с примесью судака, тут необходимы дополнительные исследования.

– А как чувствуют себя в наших реках привычные виды рыб? Недавно наша газета сообщала о том, что в начале мая в Волгу был выпущен миллион мальков сига и щуки. Это, конечно, хорошо, но не свидетельствует ли такая акция о том, что с воспроизводством той же щуки есть проблемы?

– Что касается щуки, то с ней история вот какая: эта рыба относится к так называемым фитофилам – то есть к рыбам, откладывающим икру на поверх-ности растительного субстрата. Поэтому после первичного заполнения водохранилищ всегда происходит резкий рост ее численности – за счет того, что на дне такого моря остается трава, неспиленный лес, кустарники. Но со временем водохранилища заиливаются, места нерестилищ покрываются песком, и численность фитофилов сокращается. Поэтому нам приходится ежегодно добиваться от межведомственной комиссии поддержания достаточно высокого уровня воды в водохранилище в период нереста щуки, то есть в апреле. Но, увы! – это далеко не всегда удается обеспечить. Щука сейчас в Рыбинском водохранилище совершенно необходима – как и волк в лесу. Ради ее воспроизводства приходится прибегать даже к искусственному разведению. И хотя, честно говоря, полмиллиона мальков, недавно выпущенных в Волгу, – это очень мало, но все же лучше, чем совсем ничего.

– А полмиллиона сигов?

– Это эксперимент по акклиматизации северной рыбы, для которой важна как температура, так и чистота воды. С одной стороны, вроде бы наблюдается глобальное потепление, а с другой – гидрологи утверждают, что температура воды в Волге остается стабильной и даже имеет тенденцию к понижению... Возможно, что дело выгорит и сиг станет одним из ценных обитателей наших рек. Но заранее никаких гарантий дать невозможно...

– Кроме большого и знаменитого Рыбинского водохранилища в нашей области есть водоемы и меньшего размера – озеро Неро, Плещеево озеро... Как дела обстоят в них?

– В озере Неро – очень плохо. Ему приходится туго еще с советских времен, когда велась кампания по мелиорации Нечерноземья. Тогда, в 1987 году, был построен шлюз для регулирования уровня воды в озере, и оказалось, что в момент нереста рыба не может пройти в озеро по вновь прорытому руслу Вексы из-за слишком сильного течения. Таким образом нарушился естественный рыбный миграционный путь Которосль – Векса – Неро. Поэтому сейчас озеро Неро находится на самом минимальном уровне рыбопродуктивности из-за того, что в нем воспроизводится только местная рыба, и никакой «подпитки» из окрестных рек его рыбные запасы не получают. Если ничего не предпринимать, то через несколько лет ловить в озере Неро станет нечего.

– А что нужно, чтобы спасти озеро?

– Прежде всего – расчистить засыпанные нерестовые реки и (особенно!) восстановить реку Шелковку, которую мелиораторы просто загнали в трубу. Надо очистить ее естественное русло, построив через него мост для транспорта. Само же озеро следует срочно перевести в разряд культурно-рыбного хозяйства и начать восстановление его фауны с зарыбления водоема мальками леща, жереха, судака, щуки.

– Так что же этому мешает?

– Ростовская районная администрация с такими планами вроде бы согласна – ведь сейчас в озере ловится только местная рыба в мизерных количествах, и оттого практиче-ски никаких налогов с рыбаков местная казна не получает. Так что мешать местные власти не мешают, но и средств не выделяют в отличие, скажем, от костромских. У них там ситуация с озером Чухлома ненамного лучше, чем с Неро, но заместитель тамошнего губернатора Тамара Гришина, что называется, «въехала» в вопрос, оценила его значение и решила помочь профинансировать проведение научных и изыскательских работ.

– А в Переславле – городе и районе?

– В Плещеевом озере дела обстоят гораздо лучше. Сейчас его общая ихтиомасса составляет около 750 – 800 тонн рыбы, так что за год ее можно отлавливать до 200 – 240 тонн. Важно только знать, какую именно рыбу ловить. В Переславле создан национальный парк «Плещеево озеро», при котором работает научно-технический совет во главе с академиком Владимиром Лукьяненко. По его мнению, мелкую плотву, окуня-травника, карася, линя, ерша, а в первую очередь уклейку ловить просто необходимо в мелиоративных целях. Уклеи, на наш взгляд, надо вообще неводами вылавливать не менее 100 тонн в год, чтобы она не вытесняла более ценные породы. Проблема только в том, что делать это некому – на все озеро была только одна рыболовецкая бригада, да и та распалась, так что мелиоративный лов придется, видимо, вести самому национальному парку. А вот налима, густеру, крупную плотву, окуня и щуку можно ловить очень умеренно – не более 8 – 9 процентов от общего поголовья, что, впрочем, не выходит за пределы обычного любительского лова на удочку. А вот запасы леща и ряпушки сильно сократились из-за развития браконьерского электролова. Кроме того, ряпушка сильно измельчала в послед-ние годы (как мы думаем – из-за конкуренции в питании с уклеей). Так что если не предпринимать мер, то Плещеево озеро может вообще лишиться этих пород рыбы. К тому же, как показали гидробиологические исследования, у молоди леща в реке Трубеж крайне мало корма, и поэтому надо регулировать пропуск леща из переславской популяции на нерестилища в реку Трубеж.

– А как насчет того, чтобы и леща в Плещеевом озере воспроизводить искусственно?

– Это нежелательно. Академик Лукьяненко доказывает, что наш плещеевский лещ – это своего рода эталон породы. При искусственном разведении этот эталон очень легко испортить. Попался один раз «не тот» лещик – и пошло от него «не то» потомство: а от него следующее поколение, более многочисленное – а за ним... В общем, если и можно разводить в Переславле леща, то только своего собственного, «пастбищным методом» в специальных прудах, сообщающихся с озером. Но для того, чтобы решить, как это лучше сделать, нужны дополнительные исследования. На это опять-таки нужны деньги. Нужно искать источники. В том же национальном парке можно получить дополнительные средства от реализации путевок на любительский лов.

Так что в целом рыбные дела у нас в области хоть и не так уж плохи, но и не больно хороши и без внимания со стороны местных властей к научному рыбоводству сами собой к лучшему не изменятся.

Записал Андрей МИХАЙЛОВ.

Читайте также
  • 13.05.2010 Рыбинка опутана сетямиВесенний запрет на вылов рыбы в связи с нерестом продлится до 5 июня. Но браконьеров это не останавливает. Всего за несколько дней к административной ответственности
  • 28.04.2010 Озеро Неро просит помощиШесть дней назад в Ростовском районе вскрылось ото льда озеро Неро. А поутру в четверг вышедшие на его берег ростовцы заметили первую всплывшую рыбу.
  • 10.04.2008 Чистая рыбаБРЕЙТОВО. По последнему льду «рыба прёт» – говорят рыбаки. Она считается у них самой чистой: пока не появились водоросли, ест только чистую пищу. Пойманную
  • 25.01.2008 Как и рыбу сохранить, и рыбаков не обидетьНа всём громадном пути Волги только два места обладают магической силой притяжения для страстных рыболовов-любителей. Первое, безусловно, принадлежит Астрахани
  • 09.11.2005 Если в Рыбинском море не хватит воды...Такую необычную для ноября погоду трудно припомнить. Тепло и сухо, иногда незначительные дожди. Как это скажется на зимовке рыбы в Рыбинском водохрани
  • 26.03.2004 Вся рыбалка по билетам Этим летом многочисленные любители ловить рыбу на Рыбинском водохранилище уже не смогут закинуть удочку, где им хочется, не приобретя билет на право любительского лова.
Комментарии

Гость | 15.07.2011 в 12:03 | ответить0

Удручает не глубокое видение ихтиолога.
Конечно рыба нужно. Но спасение озера Неро только от рыбы независит.
Здесь нужна глобальная программа восстановления озера.
Об этом писал журналист и корреспондент «Северного рабочего» Мельников, хорошо бы поднять этот материал и вновь опубликовать про опыт спасения озера Балатон и т.д.
Виктор
89036387070

 

Ростовский рыбак | 15.07.2011 в 13:13 | ответить0

Историки пишут, что когда-то в озеро Неро осетр заходил на нерест. Может это и легенда, но озеро, непосредственно связанное с Волгой, вполне могло быть местом нерестилища многих ценных рыб.
Все, что могли, уже испортили и загадили. Теперь надо восстанавливать. И это дело не только местной администрации. Нужна региональная, а может быть и федеральная экологическая программа по спасению озера Неро. Это общенародное достояние и уникальный природный объект.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Все для «Фольксвагена»Как мы уже сообщали, ярославские власти включились в борьбу за возможность размещения в нашем регионе
  • «Автодизель» получит 125 миллионов В Минске на прошедшем российско-белорусском форуме правительство Союза Белоруссии и России одобрило межгосударственную
  • И жилья всё большеВ январе – октябре 2012 г. на территории области организациями всех форм собственности, а также