пятница 19

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 14 ноября 2002

Ловушка для России?

Нужно ли России вступать во Всемирную торговую организацию? Этот вопрос обсуждается на разных уровнях уже около десяти лет. Сегодня ВТО объединяет более 140 стран, которые контролируют до 93 процентов мирового рынка. Поэтому российские сторонники вступления в ВТО аргументируют свою позицию предельно просто: для любого государства, желающего завоевать место на мировом рынке, игнорировать ВТО все равно что человеку жить в коммунальной квартире и не пользоваться кухней.

автор Евгений СОЛОВЬЕВ.

 

Что же такое ВТО? Всемирная торговая организация является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня ВТО - это своеобразный клуб заинтересованных государств, которые не только решают, по каким правилам будет вестись мировая торговля. Каждый член ВТО должен соблюдать эти правила (составляющие талмуд толщиной 30 тысяч страниц). Фактически речь идет о неком мировом экономическом правительстве, которое четко следит за тем, чтобы страны - члены ВТО не ущемляли деловые интересы друг друга и постепенно проводили либерализацию своих национальных экономик. ВТО задает стандарты мирового рынка и ставит в невыгодные условия государства, которые не входят в эту структуру. Поэтому в стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО - иного пути у нас нет. С этим мало кто спорит. Однако до сих пор нет четкого ответа на вопрос - какую цену наша страна должна заплатить за вхождение в мировую торговую систему и что она получит взамен. Что нам даст членство в ВТО? 1. ВТО предоставит российским предприятиям благоприятные условия для экспорта и развития в иностранных государствах. "Сейчас наши предприятия не могут активно выходить на рынки других стран, потому что им не дают этого делать. Возьмите антидемпинговые процедуры. Против нас в прошлом году действовало 120 с лишним санкций. Это бьет по нашей металлургии, авиации, космосу, транспорту, ядерной энергетике. Суммарные потери России - 2,5 миллиарда долларов в год", - заявляет главный переговорщик России, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков. По его словам, российские металлургические компании более чем на 50 процентов зависят от свободы доступа на внешние рынки, а производители минеральных удобрений - на 90. До сих пор, сталкиваясь с дискриминацией, мы не могли использовать действующие в мире механизмы решения подобных споров. Вступление в ВТО даст такую возможность. 2. "Подстегивает" правительство России и тот факт, что скоро должны начаться переговоры стран - членов ВТО о новых правилах мировой торговли. В частности, на них планируется законодательно оформить процедуру принятия антидемпинговых мер против тех предприятий, которые не несут расходов в области защиты окружающей среды. Вопрос для экономических интересов России важный, но, не будучи членом ВТО, мы не можем участвовать в его обсуждении. 3. Членство в ВТО, по мнению ряда экспертов, будет стимулировать Россию на создание нового законодательства, отвечающего нормам международного права. Ожидается также увеличение притока иностранных инвестиций, на нашем рынке появятся более дешевые импортные товары и услуги, что только на руку рядовому отечественному потребителю. Кроме того, иностранные инвесторы, если они придут в Россию со своими миллиардами долларов, должны будут взять на себя заботу об отечественных неэффективных производствах - вложить свои средства, наладить бизнес и тем самым создать конкурентоспособные предприятия. Правда, они уже не будут принадлежать россиянам. Чем нам грозит вступление в ВТО? 1. Открытие российского рынка для иностранных производителей товаров и услуг может лишить нашу страну целых отраслей экономики, которые не смогут конкурировать с западными бизнесменами. По данным опроса российских промышленников, только 10 процентов из них считают свои предприятия готовыми к вступлению в ВТО. Базовым экономическим показателем конкурентоспособности любой экономики является производительность труда. И здесь мы в разы уступаем развитым странам мира: в 2001 году производительность труда в России составила 12 процентов от аналогичного показателя в США, 18 - Германии, 16 - Франции, 23 - Великобритании. Кроме того, основные фонды наших предприятий сильно недооценены. В итоге стоимость всего российского производства сегодня равна стоимости какой-нибудь отдельно взятой мировой корпорации, к примеру Nokia (рыночная цена ее активов составляет 170 млрд. долл.). Это чревато тем, что иностранцы смогут по дешевке скупить многие отечественные предприятия. Так мы лишимся национальной промышленности. 2. Негативные социальные последствия могут возникнуть в связи с неконкурентоспособностью многих отраслей российской экономики, где производительность труда в разы уступает западной, а износ оборудования составляет более 60 процентов. Среди уязвимых - сельское хозяйство, машиностроение (автопром, авиапром, станкостроение), фармацевтика, еще не сформировавшиеся банковский сектор, страховые услуги и т.д. Как считает известный российский экономист Сергей Глазьев, "если не принять должных защитных мер перед присоединением к ВТО, то радиоэлектронный комплекс России потеряет около 2/3 предприятий с числом занятых в 270 тысяч работающих, которые не выдержат конкуренции зарубежных поставщиков на фактически открытом внутреннем рынке. В 1,5 раза увеличится количество нерентабельных предприятий, доля убыточной продукции вырастет почти в два раза". В первую очередь пострадают регионы, где в промышленности преобладает достаточно затратное машиностроение. К таким "счастливчикам" относится и наша область. Как считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Гусев, прежде чем вступать в ВТО, необходимо провести широкомасштабную работу по модернизации, реконструкции и созданию производственных мощностей. На эти цели, по оценке сенатора, необходимо ежегодно тратить около 10-15 млрд. руб. в течение 3-4 лет. Без проведения такой подготовки при вступлении в ВТО серьезно пострадает экономика и социальная сфера 60-65 регионов России. 3. До недавнего времени страны - члены ВТО жестко ставили перед Россией условие сравнять внутренние цены на энергоносители с мировыми. Хотя этот вопрос не является обязательным при присоединении страны к ВТО. Если уравнять российские цены на бензин и европейские, то стоимость его с 9 рублей поднимется до 21 - 27. Для России такое "равенство" сродни шоковой терапии, ведь цена бензина "есть" чуть ли не в каждом российском товаре. В итоге этой осенью Евросоюз сдался: он больше не настаивает на выравнивании российских и мировых цен на энергоносители, но требует включить пункт об их либерализации в условия присоединения для России. А это все равно заставит нас пусть не сразу, но повысить внутренние цены на энергоносители, что приведет к неизбежному подорожанию продукции наших заводов. В машиностроении и химии, к примеру, где в себестоимости продукции очень велика энергетическая составляющая, удорожание составит 250-300 процентов. Получится, что российские товары, заметно уступая иностранным аналогам по качеству, станут намного дороже. И никаких мер по таможенному ограничению импорта применить будет нельзя. В результате более половины российской промышленности разорится. 4. ВТО требует от России отменить все экспортные промышленные субсидии, привести отечественное законодательство в соответствие с Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам. Это значит, что наше правительство должно резко ограничить или полностью ликвидировать поддержку производителей, в том числе за счет целевых программ и различных льгот, предоставляемых федеральными и региональными властями. 5. Надежды сторонников присоединения России к ВТО на увеличение экспорта и резкого роста инвестиций многие эксперты считают слишком оптимистичными. Руководитель Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков полагает, что "вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному увеличению. ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией. Основа нашего экспорта - сырье и топливо, которые допускаются на внешние рынки почти без ограничений". Поэтому заявления членов правительства о том, что вступление России в ВТО за 5 лет принесет ей 15-18 млрд. долларов дополнительных доходов, представляется сильным преувеличением. Что же касается обещанного притока иностранных инвестиций, то директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что в страны с относительно неблагоприятным инвестиционным климатом (в том числе и в Россию) инвестиции приходят в массовом порядке только если в них не могут попасть иностранные товары. Например, сегодня российский авторынок проще всего осваивать, инвестируя в заводы, а машины потом продавать нам. А раз вступление в ВТО открывает внутренний рынок именно для товаров, то тем самым закрывает его для инвестиций. 6. Переговорная позиция России в настоящее время является крайне невыгодной для обсуждения условий вступления в ВТО. Это связано с тем, что с 1999 по 2001 год произошло снижение среднего уровня импортных пошлин с 16 до 10 процентов. Это была грубая стратегическая ошибка, которая резко ухудшила наши позиции на переговорах. ВТО, как правило, запрещает вводить более высокие импортные пошлины, чем они были на момент вступления страны в эту организацию. По большей части отраслей сферы услуг также зафиксированы ныне действующие ограничения. Но в ряде отраслей у нас доступ иностранного капитала уже сейчас абсолютно свободен. Например, на рынке строительных услуг. Поэтому российские производители активно вытесняются из этой отрасли иностранными предпринимателями. После вступления в ВТО это может привести не только к полной ликвидации российского строительного рынка, но и отраслей, которые производят стройматерилы. Аналогичная ситуация и на рынке финансовых услуг, в сфере розничной торговли. Наша Позиция Руководство нашей страны неоднократно заявляло, что Россия будет вступать в ВТО на стандартных условиях. Один из идеологов интеграции нашей экономики в мировую торговую систему Герман Греф заявляет, что "мы не ставим себе задачу впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда ВТО. Должен быть сохранен достаточный уровень регулирования и защиты чувствительных для России секторов, в первую очередь промышленности и сельского хозяйства". Остается надеяться, что руководство страны не будет "разменивать" целые отрасли нашей экономики на иллюзорные уступки иностранных переговорщиков. Ведь позиция развитых стран также формируется исходя из интересов своего бизнеса, стремящегося захватить рынки более слабых стран и получить более дешевые ресурсы для снижения издержек. Оптимисты Вадим Орлов, генеральный директор ОАО "Техуглерод": - Я думаю, что наше предприятие готово к вступлению в ВТО хотя бы потому, что мы прошли проверку в антидемпинговой экономической комиссии ЕС, получив статус рыночного предприятия. Мы сегодня сильнее иностранных конкурентов, успешно работаем на западных рынках и продаем там около 50 процентов нашей продукции. Вот если за границей будут введены дополнительные пошлины, то у нас могут возникнуть проблемы. Но и само пребывание в ВТО еще не панацея от всех бед. Члены ВТО часто воюют друг с другом, затевают различные процессы и антидемпинговые расследования. Турсун Ахунов, генеральный директор ОАО "ЭЛДИН": - Наше предприятие готово к вступлению в ВТО. Целью нашей работы всегда был выпуск продукции высокого качества с параметрами на уровне мировых стандартов. Если предприятие освоило такую продукцию, то вступление в ВТО для него не является чем-то пугающим или шокирующим. Наоборот, это открывает дополнительные возможности по европейскому рынку. В октябре мы 32 процента нашей продукции отправили в самые развитые страны Европы: Италию, Германию, Испанию, Францию, Голландию, Ирландию. Наши электродвигатели не уступают по своим параметрам изделиям таких ведущих мировых электротехнических концернов, как АВВ и Simens. Признанный лидер в производстве электротехники - концерн АВВ пришел в Ярославль еще год назад, и мы начали сотрудничество: поставляем на рынок свои двигатели по документации этой фирмы. Уже подписан аналогичный контракт на следующий год. Мы считаем, что на мировом электротехническом рынке есть целый ряд проблем, связанных с тем, что его наводняют очень дешевые низкокачественные китайские товары. Поэтому при вступлении в ВТО надо поставить им разумные таможенные барьеры. Лев Кузнецов, председатель наблюдательного совета ОАО "ЯЗДА": - Мы относимся к вступлению в ВТО как к неизбежному обстоятельству и исходя из этого соответственно строим свою работу. Начиная с конца 80-х годов ЯЗДА ведет целенаправленную политику интеграции в зарубежный рынок. У нас есть небольшая доля экспорта - на уровне 5 процентов. Мы захватываем новые и новые рынки в России, и тем более на постсоветском пространстве еще есть, где захватывать. Многие хотели бы вытеснить нас, но безрезультатно. Стратегическая задача - не допустить экспансии в наш сектор рынка зарубежных изделий независимо от таможенных тарифов и уровня цен. Пессимисты Борис Пешков, генеральный директор ОАО "ТМЗ": - При вступлении России в ВТО наши дизелестроительные предприятия могут исчезнуть. Самим по себе им не выдержать конкуренции с западной продукцией. Это в том числе касается и ВАЗа, и тем более ГАЗа. Мы умрем, если сейчас открыть границы и убрать пошлины. Потому что любой человек быстро привыкает к хорошему. Вы сегодня купите русский телевизор? Зачем он вам нужен? Если же закрыть границы России для импортных автомобилей на 8 - 10 лет с помощью высоких пошлин или даже квот, еще неизвестно, как поведет себя Запад. Здесь непростой вопрос. Запад ведь тоже может пойти на принцип - а мы не будем создавать совместные предприятия, подождем, пока вы окончательно умрете. Наш основной бич - это очень отсталые технологии производства. И персонал, занимающийся разработкой технологий, тоже весьма отстал. То, что нам сегодня предлагает Запад в рамках СП, - это модификации двигателей и технологий, на которых они уже работали. Дело в том, что их старье чаще всего по своему техническому уровню и состоянию лучше, чем наше отечественное новое оборудование. Михаил Боровицкий, директор департамента АПК: - Все зависит от того, на каких условиях мы войдем в ВТО и когда. Есть как плюсы, так и минусы. Необходимость вступления России в ВТО заключается в том, что у нас, как это ни парадоксально, не так много перспектив на внутреннем рынке для развития сельского хозяйства. Прежде всего потому, что нет платежеспособного спроса, и в среднесрочной перспективе я не вижу никаких положительных сдвигов. Если в странах Европы на питание тратится в пределах 20 процентов семейного бюджета, то у нас 60 процентов. А больше-то наши люди тратить на продукты не смогут. В техническом плане сегодня мы абсолютно не готовы к вступлению в ВТО. Прежде всего я имею в виду систему оформления продукции - этикетировка, упаковка, маркировка. Это не столь затратно, но требует времени на освоение, иначе мы на своем рынке не сможем продавать свою же продукцию - правила ВТО будут действовать и в России. Гораздо сложнее другая проблема - сертификация товаров. Это должны делать специально оборудованные лаборатории, а у нас их по существу нет. Еще один минус - отсутствие таможенной политики. Во-первых, квотирование по продовольствию у нас вообще не введено. Там оно применяется повсеместно, здесь его надо выстраивать. У нас самый высокий тариф для мяса птицы - 25 процентов. Для примера - средневзвешенная тарифная ставка по России составляет 10,5 процента. Это пятое с конца место в мире. В развитых странах по продовольствию действуют квоты (в их рамках пошлина составляет в среднем 41 процент), а за пределами квот пошлины составляют от 110 до 300 процентов с лишним. Получается, что мы, не подготовившись к завоеванию рынков за пределами России, можем свой рынок полностью открыть, и тогда к нам хлынет импортное продовольствие.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Мусоровозы на приколе Со вчерашнего дня рыбинский «Спецтранс» прекратил вывоз мусора от жилых домов, находящихся в ведении
  • У "Рольмы" новые хозяева Запланированный на вчера аукцион по продаже имущественного комплекса ОАО "Рольма" не состоялся. Заявок
  • Сверху видно все Вчера Ярославскую область на вертолете облетели немецкие инвесторы во главе с председателем совета директоров