среда 28

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 19 августа 2003

Бюджет России - время делать следующий шаг

Ещe не так давно о дефиците бюджета, дефолте, кредитах МВФ твердили все отечественные СМИ – казалось, конца этому не будет и Россия обречена на постоянное балансирование на грани долговой ямы. Однако прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась – кредитный рейтинг России растет, дыры в бюджете залатаны, консервативная политика Минфина вызывает уважение и доверие инвесторов. Действительно, министра финансов РФ Алексея Кудрина заслуженно признают лучшим среди его восточноевропейских коллег. Со стороны картина выглядит настолько радужной, что может сложиться впечатление, что проблем в бюджетной сфере у России больше нет. Однако это не так.

 

Если с федеральным бюджетом действительно в последнее время больших проблем не наблюдается, то с «нижестоящими» бюджетами дело обстоит сложнее. Далеко не все региональные бюджеты могут похвастаться успехами, а что до местных бюджетов, то лишь единицы из сотен сводят концы с концами. Ситуация особенно ухудшилась с изменением налогового законодательства, существенно сократившего доходную часть региональных и местных бюджетов, перераспределив ее в пользу федерального бюджета. Если несколько лет назад доходы федерального и региональных бюджетов распределялись в соотношении примерно 50 на 50, то теперь на долю федерального бюджета приходится до 60 процентов всех доходов. После всех платежей центра регионам этот показатель приближается к заветной половине, однако четвертая часть этих доходов идет в регионы по воле и решению центральной финансовой власти. В целом же по сравнению с прошлым годом доходы региональных и местных бюджетов сократятся на 0,7 – 0,8 процента ВВП (около 90 – 100 млрд. рублей).

Данные проблемы не остались без внимания российских законодателей. Одним из лидеров в борьбе за права регионов является фракция СПС. По мнению председателя СПС Бориса Немцова, сложившаяся ситуация может поставить крест на реформе местного самоуправления и приводит к тому, что деньги лишь уходят из регионов в Москву.

Оппоненты правых объясняют свою позицию как экономическими, так и политическими причинами. К первым относится сокращение как объема, так и численности налогов – снижение налоговой нагрузки на бизнес необходимо для достижения экономического роста. Но в этом вопросе СПС стоит у истоков налоговой либерализации в России. Однако очевидно, что только за счет региональных и местных налогов стимулировать рост невозможно – это приведет лишь к ухудшению экономической ситуации. Важным шагом должно стать дальнейшее сокращение федеральных налогов, что приведет к развитию бизнеса, росту налоговой базы и, следовательно, росту доходов бюджета.

Политические причины вызваны необходимостью укрепления вертикали власти и ограничения произвола местных властей. После трансфертов регионам доходная часть их бюджета вроде бы остается почти такой же. Однако в руках у федеральных властей остается серьезный рычаг воздействия на непослушные регионы – губернаторы вынуждены быть куда сговорчивее перед страхом неполучения необходимых трансфертов. Кроме того, уменьшается политическое влияние губернаторов в их регионах – их административные и финансовые возможности сокращаются, а также, по мнению авторов реформы, повышается качество контроля над расходованием бюджетных средств. Достигается выравнивание доходов бюджетов, когда одни регионы, находящиеся в более выгодных природных или климатических условиях, помогали бы своим менее везучим «коллегам».

С этими доводами можно не согласиться. Принцип выравнивания зачастую приводит к тому, что регионы не заинтересованы в развитии на своей территории новых доходных производств – зачем, если деньги все равно придут из центра. А распределение бюджетных средств вряд ли стало существенно качественнее – почвы для злоупотреблений при освоении федеральных средств не меньше, чем региональных. Справиться с этим могло бы укрепление правоохранительной системы и развитие институтов гражданского общества – наиболее сильного контролера над любой выборной властью.

Вот тут и получается основная проблема – забирая средства в федеральный центр, власть ограничивает полномочия региональной, и особенно местной, власти и, следовательно, снимает большую часть ее ответственности. Особенно сильно теряют самостоятельность органы местного самоуправления, что прямо противоречит проводимой администрацией президента реформе местного самоуправления. Сегодня у местных бюджетов иногда остается менее 5 процентов от доходной части бюджета, а доля собственных средств не превышает 15 – 20 процентов. Средств не хватает даже на обеспечение собственных задач – заботу о ЖКХ, образовании и здравоохранении, не говоря уже о многочисленных постановлениях правительства об индексации зарплат и льготах, которые федеральный центр часто забывает подкрепить адекватным финансированием.

– Обязательства, в том числе и рост зарплат, перекладываются на местные власти, а у них-то деньги все время и отбирают. Если вы повышаете зарплату учителям и врачам, то обеспечьте тогда региональный и местный бюджеты деньгами, – считает Борис Немцов.

Очевидно, что решить эту проблему можно, не аккумулируя максимум средств в федеральном бюджете и пытаясь распределять их впоследствии, а четко разделить полномочия бюджетов всех уровней и способы их финансирования. Сама идея не должна предполагать «вышестоящие» и «нижестоящие» бюджеты, закрепив за каждым задачи и свои доходы. Этого мнения придерживается председатель комитета Госдумы по экономической политике Григорий Томчин. Депутат полагает, что после предстоящего снижения НДС и единого соцналога они вместе с акцизами должны отойти в ведение федеральных властей, основу региональных бюджетов должен составить налог на прибыль, а местных – поземельный и подоходный. Однако сделать это можно, лишь запретив муниципалитетам владеть собственностью и закрыв муниципальные унитарные предприятия, считает Томчин.

По мнению правых, эти меры должны решить проблему доходов бюджетов. Действительно, налог на землю способен увеличить бюджетные поступления, так как даст небогатым по сравнению с городами, но много большим по площади сельским районам дополнительные источники дохода. Подоходный налог может оказать важное стимулирующее действие на улучшение условий проживания граждан. А налог на прибыль предприятий заставит региональные власти подумать об улучшении делового климата в своем регионе.

Задача финансовых властей России – прислушаться к аргументам депутатов, понять важность реформы государственного управления в России и обеспечить регионы и местные власти источниками финансирования. Иначе, бюджетное благополучие может обернуться кризисом власти. А собирать налоги в таком случае будет непросто.

Борис Федоров.

Читайте также
  • 11.11.2011 Доходы бюджета растут Тема очередного выступления Сергея Вахрукова на «Губернаторском часе» радиостанции «Эхо Москвы – Ярославль» была посвящена
  • 27.10.2010 Осенняя подтяжка поясов Состоявшееся вчера заседание областной Думы было одновременно рекордным и по числу обсуждавшихся особо важных законопроектов, и по количеству горячих дискуссий и заявлений.
  • 23.04.2009 Дефицит уже реальныйДепутаты из бюджетной комиссии областной Думы во вторник снова говорили о деньгах. Главной темой заседания стали изменения в областном бюджете.
  • 18.03.2009 Бюджет придётся поменятьВ пятницу, 13 марта, в Москве в Александровском зале Большого Кремлёвского дворца прошло заседание Совета законодателей при Совете Федерации России. Несмотря
  • 19.09.2007 Доходы растут, дефицит – тожеТакой парадокс обнаружили депутаты бюджетной комиссии областной Думы при рассмотрении итогов полугодия и проекта поправок в годовой бюджет.
  • 27.12.2006 Село большое, а бюджет маленькийМуниципальный совет самого крупного в районе поселения – Большесельского сельского –принял первый в истории местного самоуправления собственный бюджет на будущий год.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают