вторник 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 30 января 2003

Обязательства государства перед пенсионерами

В процессе пенсионной реформы, проводимой в стране с начала 2002 года, должны быть сохранены основные виды государственных обязательств по гарантии минимального уровня пенсионного обеспечения для всех категорий застрахованных лиц. Это одно из основных ее условий.

 

В отличие от старой пенсионной модели, в которой обязательства государства были зафиксированы неконкретно и, в строгом смысле, обязательствами не являлись, в новой модели обязательства предельно конкретизированы, а условия их выполнения последовательно увязаны с выполнением будущими пенсионерами и их работодателями норм и требований пенсионного страхования.

По старым федеральным законам № 340-ФЗ и № 113-ФЗ назначение пенсий производилось с учетом целого ряда дискриминирующих работника ограничений. По 340-му закону, например, работнику государство обещало пенсию в размере от 55 до 75 процентов его средней зарплаты за последние 24 месяца трудовой деятельности или любые 60 месяцев подряд. Однако независимо от размера предъявляемой зарплаты пенсия не должна была превышать размера трех минимальных пенсий по тому же закону (а минимальная пенсия накануне прекращения действия 340-го закона составляла, напомним, 185 руб. 32 коп.). В итоге за человека могли всю жизнь платить взносы с высокой зарплаты, а государство нормой закона освобождало себя от обязательства платить ему большую пенсию.

Точно так же освободило оно себя от такого обязательства и в законе № 113-ФЗ. В нем, правда, роль ограничителя играет не минимальная пенсия, а предельный размер учитываемой при назначении пенсии зарплаты работника. В конце 2002 г., накануне прекращения действия 113-го закона, максимальный размер зарплаты, учитывавшийся при назначении пенсии, составлял всего 2003 рубля. Страховые взносы, уплачивающиеся с частей зарплаты, превышающих этот рубеж, при назначении пенсии более высокооплачиваемым не учитывались и шли на перераспределение в пользу тех, кто получал меньшую зарплату или за кого вообще не платили взносы (наиболее заметные группы среди последних – работники бюджетной сферы и сельского хозяйства). По данным статистики, этой нормой были дискриминированы свыше 70 процентов застрахованных – те, чьи зарплаты превышали, и порой очень и очень значительно, 2003 рубля.

Фактически обязательства государства обеспечить работнику пенсию, адекватную той зарплате, с которой за него уплачиваются налоги и взносы, впервые появились в пенсионных законах, разработанных и принятых в 2001 г. и вступивших в действие с 1 января 2002 года.

По новому законодательству государство несет обязательства перед теми, кто будет выходить на пенсию по нормам новой пенсионной модели исключительно в объеме тех налоговых поступлений и страховых платежей, которые поступают от работодателей в интересах их работников и фиксируются в системе персонифицированного учета. Есть платежи – и государство по закону обязуется при выходе гражданина на заслуженный отдых выплатить ему в виде пенсии все то, что поступало на его личный счет на протяжении всей его трудовой деятельности. Нет платежей – нет и обязательств, как говорится, спрашивай с себя.

Этот общий принцип пенсионного страхования по-разному реализуется применительно к разным частям трудовой пенсии. Так, если говорить о базовой части, то обязательства государства по выплате ее возникают и реализуются только при условии наличия у гражданина пяти оплаченных взносами страховых лет и по достижении им пенсионного возраста.

Обязательства по страховой части также возникают по достижении застрахованным пенсионного возраста. Объем этих обязательств будет измеряться накопившимся за годы работы пенсионным капиталом – теми зафиксированными на личном счете и многократно проиндексированными за годы работы данными о платежах, сделанными в интересах данного работника его работодателем.

Обязательства по накопительной части предполагают обязательства государства, с одной стороны, по обеспечению условий работы с пенсионными накоплениями граждан, исключающими саму возможность хищения, нецелевого использования или разбазаривания этих средств, а с другой – по ведению учета накопительных поступлений и инвестиционного дохода на них, по регулярному информированию граждан о состоянии специальных частей их личных счетов и по выплате, причитающейся по закону накопительной части пенсии. Последнее обязательство возникает после достижения застрахованным пенсионного возраста и подачи им заявления о разблокировании специальной части его лицевого счета и начале выплаты накопительной части пенсии. Остальные обязательства действуют на протяжении всего периода работы с пенсионными накоплениями.

Перед гражданами, отработавшими большую или меньшую часть своей трудовой биографии по нормам старого Пенсионного законодательства, государство несет обязательства конвертировать заработанные в рамках старой модели пенсионные права в права, учтенные в новой модели, и постоянно индексировать их до выхода гражданина на пенсию.

Наконец, перед нынешними пенсионерами государство несет обязательства повысить размер базовой части пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера и производить постоянную индексацию пенсионных выплат. По нормам нового законодательства индексация пенсий должна производиться по итогам финансового года на тот же процент, на какой выросли за этот год доходы пенсионной системы. Однако до наступления этого момента возможна и индексация в течение года – по темпам роста инфляции. Если она составляет 6 и более процентов за квартал, то индексация производится в квартальном режиме – на тот же процент, на который выросла инфляция. Если ее рост менее 6 процентов за квартал, но более 12 процентов в полугодие, то индексация производится за полугодие, естественно, тоже на величину фактического повышения инфляции. А если менее 12 процентов в полугодие, то индексация производится раз в финансовый год по его итогам.

Валентина КУДРЯШОВА, начальник ГУ-УПФР по Любимскому МО.

Читайте также
  • 11.01.2013 Российские СМИ и государство Российское13 января отмечается День российской печати. В наступившем году настроение многих ярославских журналистов будет в этот день далеко не радостным. Вчера
  • 26.12.2012 Империю от развала спасли большевики Скоро мы будем отмечать важную дату в тысячелетней истории российского государства – 90-летие со дня образования СССР. 30 декабря 1922 г. первый
  • 21.12.2012 22 декабря – день рождения Пенсионного фонда РФУважаемые коллеги! По­здравляю вас с 22-й годовщиной образования Пенсионного фонда Российской Федерации. Искренне желаю вам доброго здоровья, личного
  • 13.12.2012 «Письма счастья» остались в прошломНачальник межрайонного управления Пенсионного фонда РФ в Ярославле Галина Новикова подвела итоги года и рассказала о том, что нас ждёт в следующем
  • 29.11.2012 Государство довлеет над обществомВзяться за перо меня заставило письмо Галины Мельниковой из Большесельского района («Усвоены ли уроки рыночных реформ?», «Северный край», 10 ноября с.
  • 03.08.2012 Для молодых пенсионеровВы уже на пенсии? Тогда мы идём к вам – так можно обозначить суть выездного приёма граждан пожилого возраста, который провёл в Переславле-Залесском
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают